17 Сентября 2024 Вторник

Не оскудеет УК дающего
Дмитрий Кряжев Фарминдустрия
25 января 2016, 12:05
16436

Гендиректор «36,6» рискует стать фигурантом дела о мошенничестве

Фондовый рынок позитивно отреагировал на официальное подтверждение слияния «36,6» и «А5». Акции ПАО «Аптечная сеть 36,6» в моменте подорожали на торгах ММВБ 19 января на 30%. От объединенного игрока, занимающего долю 5,5–6% российского коммерческого рынка, ждут новых приобретений. Однако пока гендиректору «36,6» Владимиру Кинцурашвили, видимо, придется давать показания по старой покупке – фармдистрибьютора «Ориола». Подмосковные полицейские подозревают, что многоэтапная реструктуризация, затеянная в отношении приобретенного оптовика, противозаконна, а цель ее – избежать возврата долгов многочисленным поставщикам. В компании «ФораФарм», по заявлению которой и возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупных размерах, предпочитают более жесткие формулировки и обвиняют Кинцурашвили и отдельных его коллег в хищении почти 30 млн рублей.

Велел делиться

После завершения официального слияния «36,6» и «А5» (неофициальное идет полным ходом полтора месяца) топ-менеджеры объединенной компании наверняка захотят собрать поставщиков на отдельной конференции в каком-нибудь необычном месте, чтобы уже открыто заявить о статусе крупнейшей аптечной сети, намекнуть на то, что готовят еще пару-тройку мегасделок, и заявить, что работать с «36,6» впредь будет непросто, но, как ни крути, выгодно. Утверждать, что будет именно так, мы не можем. Но до сих пор история грандиозных покупок «36,6» шла именно по такому сценарию.

18 декабря 2014 года. Московская область. Домодедовский район. Логистический комплекс ООО «Ориола» на пересечении трассы М4 «Дон» и Малого московского кольца. Группа «36,6» только что закрыла сделку по приобретению у финской Oriola-KD ее российских активов – аптечных сетей «Старый лекарь» и «03» и дистрибьютора «Ориола». О сделке было объявлено в ноябре, а уже спустя месяц от некогда крупного оптовика остался только один складской комплекс. Зато какой!

На его открытие приехали ключевые производители, они же кредиторы ООО «Ориола». После фуршета и официальных заявлений управленцев «36,6» о новых возможностях сотрудничества с большой компанией все пошли осматривать красивый технологичный склад. Экскурсию проводил новый (старый) гендиректор «Ориолы» Хенри Фогелс. Он руководил бизнесом Oriola в России до конца 2013 года: финское руководство было недовольно результатами оптовика и Фогелса с должности сняли. Но не прошло и года, как новые собственники вернули его обратно в компанию, но в несколько ином качестве. «Хенри мы абсолютно довольны, он очень хорошо разбирается во всем этом хозяйстве – автоматике, роботах, логистике», – рассказывал летом 2015 года в интервью Vademecum Владимир Кинцурашвили, как бы подчеркивая новые, сугубо технические задачи Фогелса.

И действительно, за стратегию «Ориолы» Фогелс больше не отвечал. Эту задачу на себя взял сам Кинцурашвили. Спустя некоторое время рынок узнал, что ООО «Ориола» переименовано в ООО «Фармопт», гендиректором которого стал Кинцурашвили. «Название Oriola мы по контракту должны были вернуть финнам», – объяснял он в том же интервью Vademecum. Но изменения на этом не закончились. Кредиторы не на шутку разволновались, когда Кинцурашвили инициировал реструктуризацию самого «Фармопта» – компанию, зарегистрированную в подмосковных Люберцах, разделили на три юрлица с незатейливыми названиями – «Фарм», «Опт» и «ФО». «Мы ради производителей и сделали реструктуризацию, – объяснял Vademecum Кинцурашвили. – Чтобы у них не возникло вопросов! Я вам скажу, что долгов было 12 млрд рублей на момент, когда мы взяли компанию. И уже 6 млрд рублей из них мы погасили разными способами – живыми деньгами, взаимозачетами, маркетинговыми услугами».

Разделение «Фармопта» на три компании началось в апреле 2015-го, а завершилось в июле. О реструктуризации и ее целях менеджмент «36,6» до лета не объявлял. Тем не менее на эти юрлица обрушились иски многочисленных кредиторов. Крупнейший истец – фармкомпания Takeda, которой «Ориола» (она же «Фармопт», она же «Фарм», она же «Опт», она же «ФО») в совокупности должна около 700 млн рублей.

Бурлаки на Волжский

Судебные разбирательства не затормозили процесс дальнейшей реструктуризации трех компаний. Согласно СПАРК-Интерфакс, уже в конце июля 2015 года Кинцурашвили с разницей в несколько дней перестал быть гендиректором компаний «Фарм», «Опт» и «ФО». Его преемниками на руководящих постах стали Валерий Абрамов и Наталья Данилова. После появления новых менеджеров в число дольщиков всех трех компаний вошел некий Виталий Дрючек.

Биография этого жителя города Волжского (пригород Волгограда) весьма примечательна. По данным СПАРК-Интерфакс, от рук Дрючека «погибло» больше десятка местных компаний; признан банкротом в том числе и ИП Дрючек В.В. Но считать его, Дрючека, неудачливым бизнесменом не стоит. Правильнее предположить, что он – успешный ликвидатор.

Дрючек сразу привнес много нового в компании «Фарм», «Опт» и «ФО». С его приходом произошло переименование всех трех. «Фарм» стал «Трейдторгом», «Опт» – «Оптовиком», а «ФО» – «Медснабом». Чуть погодя Дрючек остался во всех трех обществах единственным участником и в сентябре 2015-го перерегистрировал их из Люберец поближе к дому – в Волжский. А в начале ноября решил все три юрлица ликвидировать, подав соответствующие заявления в местное УФНС.

Из нескольких десятков кредиторов бывшей «Ориолы» самый решительный протест против ликвидации, а следовательно, гарантированного невозврата долгов, заявил только один – ООО «ТД ФораФарм». В ноябре 2015 года гендиректор компании Андрей Сергеев подал заявление (копия есть в распоряжении Vademecum) в следственное управление МУ МВД «Люберецкое». В заявлении менеджер охарактеризовал действия, предпринятые Кинцурашвили, Дрючеком, Даниловой, Абрамовым, как хищение у его компании денежных средств. Осенью 2014 года, накануне продажи «Ориолы», «ФораФарм» поставила этому оптовику товар на общую сумму 29,45 млн рублей. «Ориола» в оговоренные договором сроки заплатила поставщику только 975,2 тысячи рублей, остальной долг в 28,48 млн до сих пор висит на «Ориоле», точнее на трех компаниях, перерегистрированных Виталием Дрючеком в Волжском.

По словам совладелицы «ФораФарм» Ольги Штауберг, компания старалась урегулировать вопрос задолженности «Ориолы» перед «ФораФарм» в рамках договорных условий. «Как и многим другим кредиторам «Ориолы», в «36,6» нам предложили зачесть долг в счет оплаты за оказанные в будущем маркетинговые услуги [услуги по продвижению продукции в аптеках ритейлера. – Vademecum]. Даже если не брать в расчет сомнительность самого предложения, получалось, что на возврат долга таким образом понадобится восемь лет», – говорит Штауберг.

По ее словам, компанию такая схема не устроила: «Мы готовы были рассматривать разные предложения по урегулированию задолженности, но взаимоприемлемых вариантов «36,6» предложить не смогла. Нам был предоставлен список сетей, которые имеют задолженность перед компанией «Ориола», с целью подписания трехстороннего договора. Пообщавшись с сетями из этого списка, мы поняли, что он неактуален. Розница оптовику оплатила задолженность или уже имеет подписанные трехсторонние договоры».

Под статьей доходов

В начале июля наряду с другими кре­диторами «ФораФарм» подала иск о взыскании долга с «Фармопта». Однако реорганизацию оптовика это не остановило. Штауберг считает, что Кинцурашвили намеренно ускорил перерегистрацию «Фармопта» и после­дующие дробление, переименование и перепрописку, чтобы поставщикам было труднее предъявить судебные претензии к должнику. Кредиторы бегают за бывшей «Ориолой» по судам и теперь. В картотеке арбитражного суда Vademecum нашел более 20 исков к «Фармопту» на общую сумму 1 млрд рублей. Среди истцов, помимо уже упомянутой Takeda, такие небезызвестные компании, как Abbott, Roche, Sandoz и так далее.

Все претенденты по-разному борются за свои деньги. Например, юристы той же Sandoz обратились в столичный арбитраж с иском не к оптовику, а к Ме­жрайонной ИФНС №17 по Московской области, в котором требует признать недействительным решение о государ­ственной регистрации прекращения деятельности ООО «Фармопт».

Однако пока «ФораФарм» – един­ственный кредитор, кто решил квали­фицировать действия Кинцурашвили и его коллег как уголовное преступле­ние. «Кинцурашвили В.В. придумал и воплощает в жизнь мошенническую схему, связанную с ликвидацией фирмы ООО «Фармопт» путем ее реоргани­зации с использованием подставных лиц с целью завладения денежными средствами в размере 28 450 172,42 рубля (задолженность за поставленный товар фирмой ООО «ТД ФораФарм»)», – го­ворится в ноябрьском заявлении ген­директора компании Андрея Сергеева в Люберецкий городской суд. Теперь уже с личным иском к Кинцурашвили, Абрамову, Даниловой и Дрючеку «Фо­раФарм» обратилась после того, как в СУ МУ МВД России «Люберецкое», изучив заявление компании, нашли основания для возбуждения уголовно­го дела №103134 по ч. 4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере, (копия заявления есть в распоряжении Vademecum) в отношении неустановленных лиц.

Максимально эта статья подразумевает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей.

В люберецкой полиции Vademecum подтвер­дили, что в их производстве находится уголовное дело с соответствующим номером. Уточнить, какие действия уже проводились в ходе расследования, Vademecum не удалось.

Ольга Штауберг знает, что Кинцурашви­ли в курсе возбуждения уголовного дела: «В середине декабря к нам вышел представитель «36,6» с целью организа­ции встречи с руководством компании. Но встреча не состоялась из-за отсут­ствия конструктивного предложения».

Возбуждение уголовного дела о мо­шенничестве, фигурантом которого может стать совладелец и управленец крупнейшей аптечной сети страны, для миролюбивой в целом фарминдустрии случай экстраординарный. Но Штауберг считает, что ситуация того заслуживает: «Другие поставщики, попавшие в ана­логичную ситуацию, в полицию не идут, считают эту меру излишней и не хотят ссориться с крупнейшей сетью. Для нас выполнение взятых на себя партнерских обязательств – вещь безусловная и прин­ципиальная. Если мы все считаем себя цивилизованными участниками рынка, то и вести себя надо согласно взятым на себя партнерским обязательствам».

Владимир Кинцурашвили отказался от комментариев. Связаться с Дани­ловой, Абрамовым и Дрючеком Vademecum не удалось.

36, кинцурашвили, а5, oriola-kd
Источник: Vademecum №2, 2016

Vademecum представляет международную медиаплатформу Medeor BRICS Healthcare

Айрат Рахматуллин: «Недовольство у людей возникает именно при первом касании медицины»

Производитель БАД «Юнифарм» станет дистрибьютором кардиопортфеля Sanofi

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты августа 2024 года

Роль алчности в истории: как Всемирный банк торпедировал программу ВОЗ «Здоровье для всех в 2000 году» и систему Семашко в России

Ольга Моисеева: «Только командный подход позволяет найти решение на стыке различных специальностей»