15 Мая 2024 Среда

Не мчат, не телятся: Как пытаются удержать равновесие и скорость участники ТОП200 аптечных сетей России по выручке в первой половине 2019 года
Дмитрий Кряжев, Полина Гриценко, Елена Микова Фарминдустрия Рейтинг аптечных сетей
3 октября 2019, 18:15
Фото: Игорь Богданов
20515

«Мы попали вообще в другой мир. Он текучий, прозрачный, нестабильный, сверхбыстрый, гибридный. В нем рухнуло сразу все. Автономная жизнь цифрового мира идет полным ходом, умение существовать в нем стало принципом отбора в социуме <…> – рассуждает на одной из лекций популярный ученый Татьяна Черниговская. – Цифровая реальность рождает «новый вид» человека. «Я называю это homo confusus, или «человек растерянный». Биолог и лингвист Черниговская снискала славу как крупный производитель скороспелых антиутопий, но эта ее характеристика современного общества действительно заслуживает внимания. Растерянность и недоумение – вот слова, которыми, мы считаем, было бы правильно описать состояние многих участников регулярного рейтинга Vademecum, в чьи и без того суетные будни врывается непрошенная и непонятная дигитализация.

УШИБЫ И КОНФУЗИИ

Страшилки Черниговской пестрят риторическими вопросами к цифровой реальности (профессор напирает на то, что таковая уже состоялась) и иногда довольно точными описаниями новой эры и ее обитателей: «Этот homo confusus еще даже не понял, где он находится. Еще не осознал, в какой опасности оказался». Важной приметой времени лектор также называет растущее недоверие к информации: «Такое отношение, как раньше было к сплетням: «Ну мало ли кто что сказал? Почему я должна верить?» Но фокус в том, что это отношение сейчас обращено в сторону настоящих источников».

Чувство тревоги и недоверия сопутствует игрокам аптечной розницы с той поры, как индустрия начала переход на онлайн-кассы. Даже теперь, по завершении этого периода, дыхание цифровизации в полной мере еще не слышится, хотя словосочетание «операторы фискальных данных» и аббревиатура ОФД уже укоренились в лексиконе, а IT-проекты, обещающие качественно верифицировать информацию от этих самых ОФД и превратить их в точнейшие разведданные, уже формируют емкую нишу.

Полное же погружение в цифровой мир нас ждет, как известно, 1 января – с введением маркировки лекарств. Но чем больше это постулируется, тем нарочитее неверие участников рынка в то, что маркировка так уж неотвратима. Признаемся, что по-прежнему не хотят верить в маркировку и те предприниматели, которые горячо поддерживали на словах и деньгами подготовку к ее внедрению. По их мнению, маркировка не должна состояться хотя бы потому, что товаропроводящая цепочка (за некоторыми исключениями, конечно) к ней реально не готова технически.

«Ну, если сейчас пережмут и не переиграют с внедрением маркировки с 1 января, не растянут на несколько этапов, то рынок тупо встанет. Идея, и без того неоднозначная и небезупречная, себя вообще дискредитирует, – рассуждает руководитель крупной дистрибьюторской компании. – Маркировка и так никому, кроме владельцев ее оператора, ЦРПТ, не нужна».

«Большой брат» напрягает участников рынка не только необходимостью новых затрат, но и тем, что в его руках окажется вся информация о движении товара на рынке, а он этими сведениями вообще-то собирается отдельно торговать. И эти разведданные точно будут пользоваться спросом. Всем же интересно, как и куда «сливается» товар, сколько реально продает сеть, где воруется и позднее всплывает льготный дорогостой. Всем интересно, но и всякий даже непогрешимый и прозрачный игрок хотел бы избежать участи персонажа реалити-шоу: под тотальным надзором рынок изменится до неузнаваемости.

Понятно, что огромным толчком к трансформации должна стать и отмена режима ЕНВД для предприятий, торгующих маркированной продукцией. ЕНВД – одна из основ благополучия всего отечественного фармритейла, включая грандов рынка, выстроивших свои розничные конгломераты вокруг льготного налогового режима. И теперь эту основу спешно из-под них выбивают: поправки в Налоговый кодекс приняты в сентябре – за три месяца до всеобщего старта маркировки.

И это еще не весь список регуляторных новаций. В уме стоит держать законотворческие упражнения межфракционной рабочей группы Госдумы, которая замахнулась уже на самое святое и интимное – хочет регулировать наценку, размер маркетинговых бонусов и максимальную долю рынка, которые могут занимать аптечные сети в регионе.

Источник: Аналитический центр Vademecum

На фоне всего перечисленного, а также общей клинической депрессии в продажах неудивительно, что рынок как-то не спешил по обыкновению сам себя наказывать. Кряхтя, розница перестраивалась. По крайней мере так делали те, кто не ставил перед собой выбор – выживать или сворачивать лавочку. «Закончили подготовку к маркировке. Потратили на это кучу бабла. Ждем, когда все оставшиеся аптечники слетят с ЕНВД», – вот типичное сочинение на тему «Как я провел лето» от игроков из ТОП50 нашего рейтинга.

Ритейлеры поскромнее вяло попротестовали, погрозив кулаком бесчувственной вселенной, и начали пересаживаться с ЕНВД (например, по оценке «Протека», этот режим вместе с ПСН используют до 7 тысяч юрлиц) на упрощенную или общую систему налогообложения. Но многие ли реально готовы жить по-новому и отвечать на перечисленные вызовы?

«Годы кризиса многих ничему не научили. Правильно оценивать свою рентабельность умеют далеко не все. И не все опять же в состоянии спрогнозировать, как большие перемены скажутся на их бизнесах, – говорит первый замгендиректора ЦВ «Протек» Владимир Малинников. – Сейчас на продажу выставлено много сетей. А к концу года будет еще больше, и стоимость активов резко пойдет вниз. Раньше сети покупали за три месячные выручки, потом – за две. К концу года безденежные сделки вообще будут считаться не просто стандартной практикой, но счастливым исходом».

Источник: Аналитический центр Vademecum

«Переход на режим УСН для аптечных сетей, живших на ЕНВД, влечет за собой увеличение налогового бремени примерно на 1,5% от товарооборота. Учитывая базовую рентабельность аптечного бизнеса в 1–1,5%, удар достаточно серьезный, – добавляет коллега Малинникова из ассоциации «ПроАптека» (на режиме ЕНВД до 70% участников проекта) Евгений Коротков. – Если не получится отыграть ценами (а демпинг никто не отменял), могут быть достаточно плачевные результаты».

СПА-САУНА УТОПАЮЩИХ

Представители отрасли свидетельствуют, что первое полугодие они при этом прожили довольно спокойно. Больших и болезненных «кидков» со стороны сетей не было. По словам Малинникова, потери по дебиторской задолженности у «Протека» в 2019 году в пять раз меньше, чем годом ранее. «Мы все больше в подходе к кредитованию становимся похожими на банк. Нет ничего? Тогда отсрочки будут другие, лимиты товарного кредита другие. Чем больше ты хочешь получить лимит, тем больший процент этого лимита должен быть обеспечен банковскими гарантиями или страховщиками».

Впрочем, участники рынка говорят, что придерживаться жесткой принципиальности крупнейшим дистрибьюторам мешает конкуренция: хватку на горле розницы летом ослабили и «Протек», и «Катрен», долго экспериментировавший с сокращением отсрочки. «Протек», видя, что «Пульс» обогнал его, с лета, что называется, «открыл краны», – подмечает топ-менеджер дистрибьютора из так называемого второго эшелона. – «Катрен» тоже увидел, где, в каких регионах начал терять из-за ужесточения работы с сетями, и стал продавать больше. Вообще-то это называется двойными стандартами. Быть первым и жестко работать с дебиторкой – два несовместимых понятия».

Источник: Аналитический центр Vademecum

Оценивать тактику поставщиков можно по-разному, но многие сети, опрошенные Vademecum, признают, что кредитная политика, верно, немного смягчилась. Тот же «Протек» летом разморозил поставки в адрес «36,6», которой не отгружал товар со времен Пунических войн. И хотя в последней любят при случае подчеркнуть свою слабую зависимость от дистрибьюторов и ориентацию на прямые поставки, выход из многолетнего конфликта «36,6», просевшей в ТОП200 аж на четвертую позицию, важен.

Но и это замирение и смягчение – не главное. Определенно 2019 год запомнится и тем, сколь резко и ярко проявил себя тренд к консолидации розницы. Судите сами: доля ТОП200 с выручкой 441,3 млрд рублей превышает 72% от объема всего коммерческого рынка, а год назад не достигала и 65% (64% в тот же период 2017-го). При этом ТОП20, наторговав на 300 млрд рублей, контролирует 49% рынка, в то время как по итогам первого полугодия 2018-го занимал 41% (38% в тот же период 2017-го).

Вообще, есть ощущение, что 2019-й впоследствии будет многими восприниматься как некий эталонный год. И бог с ним, что были времена побогаче, что сегодня у многих живы воспоминания о космических наценках 90-х и начала «нулевых», показной купеческой роскоши, эффективных и неподсудных схемах налоговой оптимизации, жирных маркетинговых бонусах «десятых» годов. Но 2019-й рискует запомниться как год, когда рынок еще развивался без строгого пригляда и существенных ограничений со стороны регуляторов, когда на рынке хватало места даже тем, кто, посетив (нередко в роли коуча) все мыслимые тренинги по повышению управляемости аптечной сети, никак не мог добиться эффективности от собственной компании.

Источник: Аналитический центр Vademecum

А вот 2020-й, с оговоркой, что регуляторные новации состоятся в том или ином качестве, запомнится, с высокой вероятностью, иным – нетривиальными сериалами об исходе из бизнеса основателей самых разнокалиберных сетей. Потенциал этого жанра огромен: книжку можно писать даже по тем немногим сюжетам, что сейчас изучают корпоративные юристы крупных дистрибьюторов. Среди этапных и значимых для истории рынка следует выделить кейс костромской «Фармлиги». Эта сеть – лидер падения в рейтинге Vademecum: от полугодия к полугодию выручка рухнула вдвое. Но и прошлой осенью «Фармлигу» не соборовал и не отпевал только ленивый. Но она жива. Вернее, как будто жива. Процедура банкротства в августе 2019 года была инициирована в отношении пяти юрлиц некогда могучего костромского ритейлера. Но это вовсе не значит, что сеть преставилась. Здесь как раз ни о какой растерянности речи не идет. Наоборот, о предельной собранности.

Кредиторы обратили внимание на то, что от компаний-должников точки переходят здоровым и, зачастую, молодым структурам, которые совершенно спокойно продолжают оперировать под вывеской «Фармлига». Например, семью аптеками, числившимися на балансе банкротящихся АО «Фармлига», ООО «Радомед», ООО «Фармагрупп», теперь умело управляет ИП Ольга Никитинская, осознавшая себя как предпринимателя летом 2018 года, а еще три аптеки «Фармлиги», записанные прежде на ООО «Фармрегион», теперь счастливо управляются ООО «Фарма-торг» с кристальной историей.

Совладелец дистрибьютора «Фармкомплект» Игорь Гайсинский и его юристы не верят в совпадение и предполагают, что схема, по которой «Фармлига» обнуляет свое прошлое, помогла сети в хищении средств. С заявлением о привлечении должностных лиц «Фармлиги», в том числе считающегося бенефициаром сети Евгения Трепова и бывшего руководителя Алексея Егорова, к уголовной ответственности по ч. 7 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере) «Фармкомплект» обратился в апреле 2019 года в УМВД по Костромской области.

Кейс приснопамятной московской сети «Медицина для вас» («МДВ») для будущих банкротов будет не менее интересен. Нет, «МДВ» померла, так померла – без шанса на воскрешение: права аренды на точки перешли вполне конкретному приобретателю, а именно сети «Мелодия здоровья». И если для «Катрена» (ему принадлежит «Мелодия») сделка была важна скорее в моменте, для демонстрации силы и права определять политику на коммерческом фармрынке, то для Николая Игнатова, которого в индустрии считали реальным владельцем «МДВ», «слив» сети был, возможно, главным событием в карьере: выход из таких проектов простым не бывает.

В феврале 2019 года, спустя полгода после того, как «МДВ» буквально растворилась вместе с обязательствами на сумму свыше 1,2 млрд рублей, Игнатов был признан банкротом. В реестр его кредиторов включены требования на сумму, превышающую 984 млн рублей. Но известных рынку компаний в числе тех, что гоняются за Игнатовым, всего две – «СИА» (131,8 млн) и «Профитмед» (продала право требования долга в 244 млн рублей структуре с названием «ТД Агропроект»). Оставшиеся деньги требовали вообще странные конторы: Игнатов, глубоко невезучий человек, якобы являлся поручителем по неоплаченным договорам поставки между ними.

Самый черный день случился в жизни Николая Игнатова тогда, когда он, не взвесив хорошенько риски, выступил поручителем по договору ответственного хранения ценностей на 287 млн рублей между ООО «Вествик» и ООО «Синтек». И надо же было случиться несчастью: склад, на котором эти дорогостоящие ценности как бы хранились, залило водой. Фатальность ущерба, если кто не верит, была подтверждена решением Мещанского районного суда города Москвы.

Но главное не это. Можно предположить, что лузерство Игнатова заразно. Как иначе объяснить то, что большинство компаний, в сделках между которыми Игнатов был поручителем, теперь сами банкротятся?

Скачайте рейтинг в формате PDF

Партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Кирилл Горбатов, однако, считает, что происходящее можно объяснить не только мистикой. Стоит только допустить, что все эти кредиторы (кроме «СИА» и «Профитмеда») как-то связаны с Игнатовым. «Если сумма требований аффилированных должнику компаний, включенных в реестр требований кредиторов, будет превышать сумму требований независимых кредиторов, аффилированные компании смогут принимать решения на собрании кредиторов в свою пользу, – рассуждает Горбатов. – Например, утверждать свою кандидатуру арбитражного управляющего, оценку имущества, порядок его продажи. Кроме того, это позволит получить впоследствии часть имущества из конкурсной массы».

«МДВ» – одна из 27 сетей, которые не смогли перекочевать из прошлогоднего рейтинга в актуальный. Нет, не все погибли так же бесславно: 16 за год перешли под крыло более уверенных компаний. Еще восемь остаются на рынке, хоть и чувствуют себя несравнимо хуже, чем год назад – преодолеть порог входа в рейтинг они не смогли.

Но на вакантные позиции в ТОП200 заступают новые сети, с сопоставимыми качественными и психологическими характеристиками. Все они – классические homo confusus, как никогда не уверенные в своем будущем.

Источник: Аналитический центр Vademecum

аптеки, аптечный ритейл, рейтинг аптечных сетей, 36, 6, магнит, марафон, нифантьев
Источник: Vademecum №8, 2019

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС