«Ребята, если вам удастся что-то изменить, я буду вам лично благодарен. Мне лично этого не удалось сделать… Мне не удалось сделать главного – не удалось сломить клановость в нашем сообществе. Если вы это сделаете, я буду вам благодарен и признателен!» Таким призывом один из ветеранов индустрии, основатель группы компаний «Меди» Тамаз Мчедлидзе завершил свое видеообращение к участникам Первого стоматологического конгресса Vademecum, собравшего 1 марта в Radisson Royal Hotel «Украина» более 150 делегатов – врачей, владельцев и управленцев стоматологических клиник. Интригой форума, проходившего при спонсорской поддержке компаний Bosnalijek, SwissPharm и Unident, стали нетипичные для атомизированного стоматологического бизнеса жажда консолидации и стремление к общеотраслевому согласию.
«Ребята, если вам удастся что-то изменить, я буду вам лично благодарен. Мне лично этого не удалось сделать… Мне не удалось сделать главного – не удалось сломить клановость в нашем сообществе. Если вы это сделаете, я буду вам благодарен и признателен!» Таким призывом один из ветеранов индустрии, основатель группы компаний «Меди» Тамаз Мчедлидзе завершил свое видеообращение к участникам Первого стоматологического конгресса Vademecum, собравшего 1 марта в Radisson Royal Hotel «Украина» более 150 делегатов – врачей, владельцев и управленцев стоматологических клиник. Интригой форума, проходившего при спонсорской поддержке компаний Bosnalijek, SwissPharm и Unident, стали нетипичные для атомизированного стоматологического бизнеса жажда консолидации и стремление к общеотраслевому согласию.
Видеообращение Тамаза Мчедлидзе
Впервые наиболее активных представителей стоматологического сообщества Vademecum собрал для заинтересованного открытого диалога два года назад. В феврале 2016-го в московском отеле «Балчуг Кемпински» встретились лидеры крупнейших отраслевых объединений, в том числе Стоматологической ассоциации России (СтАР), Ассоциации цифровой стоматологии, Клуба эффективных менеджеров в стоматологии и других.
Тогда основным мотивом дискуссии стала потребность в легализации частной практики одиночного стоматолога, жизнеспособность, правовые риски и рентабельность персонифицированной модели ведения бизнеса. Даже главный внештатный специалист-стоматолог Минздрава России Олег Янушевич, открывавший конгресс вступительным словом, говорил о настоятельной необходимости внедрения механизма лицензирования отдельного врача.
Интерес к этой теме в 2016 году подогревался как минимум двумя обстоятельствами. С одной стороны, стоматологическая отрасль пребывала на периферии внимания регуляторов: по замерам Аналитического центра Vademecum, в 2015 году доля госгарантий в оплате стоматологических услуг, например, в Москве не превышала 10% оборота профильного рынка, или 3,2 млрд рублей. Коммерческий сегмент, то есть почти вся отрасль, существовал, искал точки роста, развивался сам по себе. В то же время привлекательная своей экономической и организационной эффективностью западная бизнес-модель частнопрактикующего дантиста с нашей нормативной действительностью не монтировалась. Нужен ли в принципе российскому рынку стоматологических услуг такой формат, насколько реальна возможность его легализации – мы и обсуждали на нашем конгрессе в 2016 году.
Замышляя Первый стоматологический конгресс в 2018-м, мы планировали развить и актуализировать эту тему, надеясь, что за два года у игроков рынка, регуляторов и отраслевых объединений выработались если не созвучные, то, во всяком случае, зрелые аргументированные позиции в отношении такого замыкающегося на конкретного врача формата ведения бизнеса. Однако, проводя накануне объявления сбора интервью с видными представителями отрасли, мы обнаружили кардинальную смену настроений. Индустрия, пережившая за это время кризис, развернулась на 180 градусов – от индивидуализации к консолидации.
Наиболее ярким выражением подобных настроений стало горячо обсуждаемое в отраслевой среде решение основателя Клуба эффективных менеджеров в стоматологии Ильи Фридмана превратить это сообщество в полноценную саморегулируемую организацию, защищающую интересы владельцев и управленцев стоматологического бизнеса.
Незадолго до Первого стоматологического конгресса заявка Фридмана и его соратников на учреждение СРО как раз отправилась в Минюст.
Стоит отметить, что эта попытка консолидировать именно стоматологических предпринимателей оказалась не единственной и уж точно не первой. В течение 2017 года произошло объединение восьми действующих отраслевых сообществ, включающих представителей частных стоматологических клиник (в том числе НКО «Стоматологическая ассоциация «АРСТОМ», СРО «МНПСП «Лига», СРО НП «Медицина для всех», СРО НП «Медсоюз», СРО НП «Медпалата Санкт-Петербурга» и других), правда, в несколько ином формате. «Мы сразу решили, что самым приемлемым для нас должно стать неформальное, нигде не зарегистрированное объединение. Это позволяет эффективно решать общие для нас вопросы и проблемы стоматологического бизнеса. В такой форме мы уже очень продуктивно провели работу с органами власти в 2017 году, регулярно организуем круглые столы, а в марте проведем съезд руководителей стоматологических организаций частной формы собственности», – говорит председатель секции СтАР «Стоматологические организации частной формы собственности» и президент АРСТОМ Александр Бабиков.
Так по-разному формулируемые, но одинаково настойчивые призывы к объединению не могут не вызвать у наблюдателей логичного вопроса: почему в отрасли, где уже действуют более 20 всевозможных сообществ, возник новый виток консолидации?
Из предшествовавших Первому стоматологическому конгрессу событий и заявлений, прозвучавших на дискуссионных сессиях нашего форума, вырисовалась ситуация, близкая к революционной. В 2016-2017 годах частная стоматология, как и вся индустрия коммерческих медуслуг, пережила кризис: потребительский спрос снизился, издержки игроков рынка выросли, конкуренция еще жестче обострилась. Именно эти явные приметы заставили стоматологических предпринимателей, прежде сосредоточенных на решении собственных бизнес-задач, вдруг заговорить об общих целях – необходимости «обеления» отрасли, взаимодействии друг с другом, регуляторами, клиентами, СМИ. Одним словом, о строительстве цивилизованного рынка. И как раз к тому моменту, когда в профессиональной среде был сформулирован запрос на содержательную коллективную активность, в крупнейшем и наиболее влиятельном отраслевом объединении СтАР случился свой внутренний кризис.
Что же произошло? Во-первых, в ассоциации грядет смена руководства: по результатам состоявшихся в 2017 году выборов Владимира Садовского, управлявшего СтАР с 2012 года, в сентябре сменит на президентском посту Дмитрий Трунин. Во-вторых, в прошлом году СтАР исключили из Международной федерации стоматологов (FDI) из-за неуплаты членских взносов.
«Можно долго говорить об объективных и субъективных причинах произошедшего, но этого нельзя было допускать ни в коем случае, и решение этой проблемы могло быть найдено. Указанное событие целиком является виной руководства СтАР, и оно серьезно обеспокоило многих членов ассоциации», – говорилось в обращении к коллегам почетного президента и основателя СтАР Валерия Леонтьева, опубликованном на портале Dental Community 1 марта (видимо, по случайному стечению обстоятельств точно в день проведения Первого стоматологического конгресса).
Мы, конечно же, пригласили к обсуждению актуализированных этой коллизией отраслевых проблем всех, кому небезразличны жизнь и судьба индустрии. И никак не могли предположить, что наше приглашение к открытому диалогу способно разделить отрасль на два непримиримых лагеря – новаторов и охранителей.
«Эта организация защищает интересы бизнеса, а значит, не может иметь ничего общего с нами! Мы защищаем интересы профессионального сообщества больше 20 лет и заботимся обо всей индустрии и качестве оказания стоматологической помощи», – заявил в ответ на приглашение и заявленную Vademecum повестку форума Владимир Садовский.
Члены правления СтАР до последнего сомневались, имеет ли смысл идти туда, где о своих планах будут заявлять инициаторы СРО, и в результате все-таки делегировали на Первый стоматологический конгресс исполнительного директора ассоциации Анну Плис. И на том, как говорится, спасибо.
Приятно отметить, что тема создания СРО в стоматологии живо заинтересовала представителей саморегулируемых организаций, действующих в других – соседствующих и отдаленных – сферах. Люди просто увидели анонс тематически близкого им мероприятия на сайте vademec.ru и откликнулись.
«Являясь инициатором создания первой отраслевой СРО (зарегистрированной под №2), я прошел все муки бюрократического ада и готов безвозмездно поделиться своим опытом – с целью выработки общей позиции и желания помочь энтузиастам КЭМ избежать ошибок в этом непростом, но важном деле», – написал Vademecum генеральный директор СРО «ЦентрРеаХим» Владимир Помазанов.
Мнение экспертов, разбирающихся в проблематике и возможностях СРО, показалось нам особенно ценным, и потому мы попросили принять участие в нашей дискуссии представителей СРО, действующих как в мединдустрии, так и в других отраслях, – уже работающей стоматологической СРО «Лига», Всероссийского союза страховщиков, СРО аудиторов «Содружество». Благодаря их участию посвященная саморегуляции первая сессия конгресса наполнилась подробным обсуждением плюсов и минусов такого формата общественного взаимодействия.
На второй сессии форума полемика развернулась вокруг бизнес-решений, принимаемых стоматологическими предпринимателями. Спорили о форматах организации клиник и управленческих моделях. О кадровой политике, квалификации персонала и мотивационных программах. О маркетинговой активности и потребительском экстремизме. И если восходящие к проблематике первой сессии общеотраслевые проблемы чаще оценивались единодушно, то об эффективности тех или иных приемов ведения дел высказывались полярные точки зрения.
Например, топ-менеджер компании «Президент» Владимир Горбунов рассказывал об успехах применения в его многофилиальной сети модели управления agile, основанной на принципах кооперации. «В 90-е годы, когда мы только начинали строить сеть, я считал эффективной модель управления, в которой главврач полностью отвечает за все, и по большему счету ему больше никто не нужен. Мы искали такого врача, который был бы одновременно хорошим администратором, инноватором и интегратором, но таких идеальных руководителей мы нашли буквально пару человек, – признался Горбунов. – Поэтому мы перешли к другой модели – взаимодополняемой команде лидеров: главный врач, два заместителя, управляющий и помощник управляющего».
А основатель и владелец екатеринбургской клиники «Биодент» Сергей Пырков настаивал на преимуществах одиночной клиники, где все процессы замкнуты на персоне и компетенциях конкретного специалиста: «Я беру на работу трех молодых врачей, но не на прием, а в качестве своих ассистентов. Мы подписываем контракт на три года, я плачу им определенную сумму в качестве стипендии, и они проходят у меня обучение по всем направлениям стоматологии. И только когда они проходят аттестацию по всем вопросам, теоретически и практически, я допускаю их до приема».
Вне зависимости от приверженности форматам участники конгресса солидаризировались во мнении: актуальные отраслевые проблемы не разрешить без глубоких реформ, инициировать и проводить которые должны не регуляторы, а профессиональное и предпринимательское сообщества.
Не спорит с консолидированным мнением коллег и основатель СтАР Валерий Леонтьев, завершивший свое послание к участникам Dental Community таким резюме: «Возможно при этом, что настало время для постепенного перевода региональных СтАР из ранга общественных организаций в статус СРО, но торопиться с этим нельзя. Надо быть уверенным, что этот шаг будет надежным и безошибочным. Эффективность его во многом будет связана с подготовкой и уровнем руководства на местах и понимания этих проблем органами здравоохранения».
Подробнее о настроениях и содержании дискуссий Первого стоматологического конгресса – в фотогалерее и цитатах участников.
<--slider-->
«Мы представляем великую державу, потому что только в нашей стране стоматолог получает образование врача общей практики и мы знаем, что происходит с организмом человека в целом».
«Стоматология находится в конкурентных условиях, но вот стоматологические ассоциации и сообщества находятся далеко не в конкурентных условиях. Мы вошли в рыночную экономику, а рыночная экономика – право выбора и право быть востребованными. Я категорический противник деления стоматологического сообщества на частное и государственное. Чем больше сообществ, тем лучше, потому что именно в споре рождается истина». «Добровольное участие в объединении, будь то СРО, ассоциация или союз, – это ключ ко всем моментам. У нас на рынке с введением госрегулирования из пяти СРО остались только две, начались монополия и лоббирование интересов, постоянные проверки и бюрократия, дисциплинарные штрафы и взыскания, а многие профессионалы ушли с рынка. СРО стало слишком много, работать нормально нет времени. Помимо членских взносов мы платим даже за то, что нас проверяют».
ТАМАЗ МЧЕДЛИДЗЕ, основатель сети клиник «Меди»
«Основная идея, в отличие от СтАР (объединение физических лиц), – объединить в СРО бизнесы (юридические лица и ИП). Самая главная задача – принимать равноправное участие вместе со СтАР в написании стандартов лечения, клинических рекомендаций. Должна быть консолидация всех прогрессивных сил. Нужно приглашать в СРО специалистов разных сфер: среди желающих присоединиться уже есть четыре государственные клиники».
«В моем представлении, основная задача СРО – это не только объединение усилий. В идеале СРО должны быть делегированы основные полномочия со стороны государства по регулированию рынка. Должен быть определенный стандарт поведения игроков. Самое главное при обязательном членстве в СРО – ответственность участников, здесь крайне важны морально-этические качества. Оператор рынка должен понимать, что нарушение стандартов может привести к исключению из СРО. Например, одна компания, которая недобросовестно себя вела на рынке ОСАГО, была исключена из СРО, и, соответственно, Банк России, в соответствии с законодательством, лишил ее лицензии. Надо доказать каждому, что участие в СРО – необходимо, стандарт – это жесткая вещь, а исключение из объединения – это весомое наказание».
ДМИТРИЙ КУЗНЕЦОВ, вице-президент Всероссийского союза страховщиков
«Наша СРО защищает своих участников от бесконтрольных государственных проверок. Сегодня профильные ведомства – Минздрав и Росздравнадзор – знают, что такое саморегулирование, консультируются с нами перед проверками. Поначалу наши письма воспринимали с удивлением, но методичным напоминанием и взаимодействием мы выстроили конструктивные отношения с госорганами. Мы очень рады, что в стоматологии осознали необходимость именно СРО, по закону эти объединения могут участвовать в законотворческой и правовой деятельности, защищая интересы не только одной клиники, а всего профессионального сообщества».
«Добровольное участие в объединении, будь то СРО, ассоциация или союз, – это ключ ко всем моментам. У нас на рынке с введением госрегулирования из пяти СРО остались только две, начались монополия и лоббирование интересов, постоянные проверки и бюрократия, дисциплинарные штрафы и взыскания, а многие профессионалы ушли с рынка. СРО стало слишком много, работать нормально нет времени. Помимо членских взносов мы платим даже за то, что нас проверяют».
ОЛЬГА ШИРШОВА, член СРО аудиторов «Ассоциация «Содружество»
«Сегодня есть СтАР – фундаментальная научная организация в стоматологии, но она не выполняет функции регулирования бизнеса, поэтому неинтересна для государства как бизнеспроцесс. Если же создаваемая Ильей Фридманом СРО будет действительно глобальной, то государство может заинтересоваться процессом регулирования рынка».
«Студентам дают устаревшие знания, поэтому в клиниках их приходится заново всему обучать. И почему старшие коллеги не создают наставничество в стоматологии? Должен сказать, что если бы руководство стоматологического сообщества могло общаться, Международная ассоциация стоматологов не дала бы «подзатыльник» стоматологическому обществу России».
АНАР ДАВИДОВ, президент Ассоциации молодых стоматологов
«Стоматология – это российский феномен, единственная область нашей медицины, которая сегодня работает на уровне международных стандартов. Причина этого одна – государство в нашу область не вмешивалось. Те области, куда вмешивалось государство, пребывают в плачевном состоянии. То, что мы сейчас расстраиваемся, что госорганы не обращают на нас никакого внимания, наша область такая разрозненная, но при этом здесь работают рыночные принципы, – это огромный плюс. Моя гражданская позиция – такие попытки объединений сильно пугают и беспокоят».
«Один из принципов управления, который я применяю, пришел к нам из авиации. Любая ситуация становится поводом для создания правила. В Avroraclinic мы сегодня имеем свод правил из 52 пунктов, которые разграничивают компетенции каждого сотрудника. Уточняются даже такие детали, как надо ходить, стоять и смотреть на пациента. Сотрудники подписывают эти правила, но я не сторонник формализма, потому что это слабо работает в нашем коллективном саморегулировании. Чтобы сотрудники периодически вспоминали о правилах, мы публикуем выдержки на доске в общей комнате отдыха. Если возникает ситуация, когда сотрудник ошибается или не знает, что делать, я не указываю ему, что нужно было сделать. Вместо этого отсылаю его самого подумать и вспомнить наши основные принципы».
ЛИАНА ДАВИДЯН, генеральный директор Avroraclinic
«У нас все главные врачи – практикующие. Мы пробовали брать с рынка просто управленцев, которые не работают руками. К сожалению, коллектив их не принимал. Эффективный главный врач, на мой взгляд, должен работать в таком соотношении: 60–70% – врачебная деятельность, около 30% – административная работа».
«Мы проводили диагностику внутренней системы работы стоматологических клиник и получили ошеломляющие результаты: очень много денег руководители тратят на рекламу, но не все понимают ценность первичного звонка и персонального подхода к каждому пациенту. Можно сказать, что если в день поступает порядка восьми звонков, значит пора задуматься об использовании услуг колл-центра. По нашим данным, если клиника не использует эти услуги, то теряется до 23% первичных контактов и порядка 30% вторичных. С существующей базой пациентов надо работать, причем персонифицированно – звонить и спрашивать, как пациент себя чувствует».
АЛИНА ПОЛУЯН, основатель консалтинговой компании «Полуян групп»
«Я понял, что для меня есть две модели организации бизнеса. Первая – я должен вырастить кадры для себя. Но я себе честно сказал: не умею. Но при этом больше не хочу, работая руководителем, разбирать жалобы и выяснять, почему что-то было выполнено плохо. Не хочу, и все. Поэтому я принял решение сделать реферативную практику. Все организовал – в партнерах у меня косметолог, у нее своя база, свои люди, свои аппараты. На 180 квадратных метрах сделал операционную, прямо оперблок, и два кабинета. Еще сделал перевязочную. Я сразу закладывал сотрудничество травматолога, ортопеда, хирурга – бригада до семи человек. Для меня это история моего развития, форма самозанятости. Она дорогая для реализации. И второй раз я по этому пути бы не пошел».
«Еще в начале и середине «нулевых» 11 моих бывших врачей открыли свои клиники, и из-за сокращения штата мне самому пришлось вернуться к врачебной практике. Чтобы сохранить рентабельность, я сократил площади, понизил ценовой сегмент, уволил некоторых врачей. Остался единственный вариант – обучить ассистентов и работать с ними, как это делают стоматологи в США».
СЕРГЕЙ ПЫРКОВ, основатель клиники «Биодент»