27 Июля 2024 Суббота

Миопийное опьянение
Евгения Журавлева Мединдустрия
26 мая 2014, 16:15
6184

Китайские ритейлеры борются за быстрорастущий рынок оптики

В КНР, по данным национальной статистики, насчитывается свыше 400 млн граждан, испытывающих проблемы со зрением. Миопия (близорукость) – настоящий бич Азии. Исследователи из Австралийского национального университета опубликовали в знаменитом издании The Lancet статью, в которой доказали, что около 80–90% выпускников школ в крупных городах Китая, Японии и Южной Кореи страдают этим заболеванием. Причина – высокие нагрузки во время учебы. Китайские офтальмологи подтверждают этот вывод. По их данным, с возрастом проблема только усугубляется: миопией страдают 60% детей в младшей школе, 70% – в средней, 80% старшеклассников и 90% студентов. Такая динамика порождает высокий спрос на рынке, объем которого в КНР составляет минимум $3,7 млрд.

Китай является одним из основных мировых экспортеров оптических товаров – в стране насчитывается более 4 тысяч производителей очков и контактных линз. Поэтому неудивительно, что внутренний спрос страна обеспечивает самостоятельно: доля импортной оптики на внутреннем рынке не превышает 5%. По данным Euromonitor International, рынок очков КНР оценивается в 31 млрд юаней ($5 млрд), а его рост составляет около 15% в год. Рынок контактных линз увеличивается сходными темпами – на 12% ежегодно, хотя по общему объему существенно отстает – 2,3 млрд юаней ($372,7 млн). Китайский информационный портал OFweek приводит более осторожную оценку: по их версии, 20 тысяч китайских розничных продавцов медицинской оптики зарабатывают в год около 23 млрд юаней ($3,7 млрд).

В России, для сравнения, близоруких в 10 раз меньше – около 40 млн, а общий объем рынка оптики оценивается в $1,5–3 млрд в розничных ценах (см. статью на стр. 18). Китайская оптическая отрасль, как и в России, подразделяется на четыре основных сегмента: линзы, оправы, контактные линзы и сопутствующие товары.

Проблемы со зрением китайцы предпочитают решать традиционным способом, покупая очки. По оценкам китайских аналитиков, до 65% всех продаж в денежном выражении приходится на линзы и оправы, 25% – на контактные линзы и сопутствующие товары, а остальные 10% – на солнечные очки. По оценкам OFweek, в стране ежегодно продается около 80 млн оправ и до 200 млн линз для очков. Контактные линзы в Китае в основном используются в эстетических целях, покупая их, китайцы больше всего внимания уделяют удобству.

Если говорить о розничной торговле оптикой, то в Китае сейчас период расцвета розничных сетей. Одиночные магазинчики «старой школы», популярные до начала 90-х, постепенно уходят со сцены из-за слишком высоких издержек, связанных с «золотой» арендой в самых популярных местах. Лет через пять сетевая розница может их окончательно вытеснить, полагают китайские аналитики.

Другой способ купить очки в КНР – это интернет, здесь продавец не несет издержек на аренду и может позволить себе держать весьма демократичные цены. Этот фактор, видимо, оказывается решающим для потребителей – доля продаваемой через Сеть оптики в Китае весьма высока и достигает 40% от общего оборота. В качестве отдельной модели оптического ритейла аналитики выделяют интернет-магазин в сочетании с небольшой «реальной» торговой точкой: здесь клиент может лично оценить качество товара, получить консультацию, проверить зрение. По мнению китайских наблюдателей, такая форма ритейла пользуется особой популярностью в крупных мегаполисах, таких как Пекин и Шанхай, ввиду высокой арендной платы.

Еще один способ обзавестись парой очков – обратиться в больницу. В Поднебесной клиники не только имеют все необходимое офтальмологическое оборудование для проведения диагностики, операций и лечения, но и в последнее время активно торгуют оптикой.

Сейчас на территории материкового Китая выделяются три основных рынка сбыта оптики: Шанхай, Пекин и Гуанчжоу, ритейлеры этих мегаполисов зарабатывают около 1 млрд юаней ($162 млн), 600–700 млн юаней ($97,2–113,4 млн) и 300 млн юаней ($48,6 млн) в год соответственно. При этом на самом прибыльном шанхайском рынке доминируют крупные розничные сети, такие как Redstar Optical, Paris Miki, MeiShi Opticаl Co, Maochangwu и др. Пекин отличается от Шанхая тем, что розничные сети не завоевали пока весь город, и тут еще остались рыночные ниши для отдельных магазинов оптики.

Местными крупными игроками называют Beijing Daming, Xueliang Optical, помимо этого, здесь плотно обосновалась тайваньская компания Formosa Optical Technology. По словам секретаря Пекинской оптической ассоциации Лю Донина, в Пекине насчитывается несколько тысяч магазинов оптики. Жители южного мегаполиса Гуанчжоу имеют доступ к широкому ассортименту импортной продукции, поэтому доля местных производителей на этом рынке меньше. Ключевые игроки розничного рынка – местные сети Oriental Vision, Minglang Optics и Dazong Optics.

Особо выделяются также крупные национальные сети, такие как шэньчжэньская Doctor Glasses Chain и гонконгская Optical 88, которая представлена не только в Китае, но и за рубежом – в Малайзии, Сингапуре и Таиланде. Formosa Optical Technology – небольшая тайваньская фирма сумела стать одним из крупнейших поставщиков континентального Китая, здесь у нее более 1 200 магазинов. В 2013 году компания, согласно собственной отчетности, достигла приличного, по китайским меркам, оборота в $73,6 млн, а ее чистая прибыль составила $11,8 млн.

По словам Лю Донина, на рынке оптики Китая нет серьезных проблем – надзорные органы регулярно проводят проверки и закрывают те магазины, которые не хотят работать добросовестно.

Единственная серьезная претензия покупателей – цены. По их мнению, розничные продавцы слишком жадничают. В одной из «столиц оптики» Китая городе Даньяне, где сконцентрированы оптические производства, цена производителя на самую дешевую оправу составит около 11 юаней ($1,7), а оправа из титана обойдется в 60 юаней ($9,7). Но когда эти товары оказываются на полке магазина, цена возрастает в 10–50 раз.

С линзами ситуация не лучше: в Пекине, как правило, линзы с преломляемостью 1,56 стоят около 300 юаней ($48,6), с 1,67 – уже 800 юаней ($129,6). Хотя все в том же Даньяне пара линз c покрытием зеленого цвета обойдется всего в 8 юаней ($1,2), а с золотым – в 19 юаней ($3).

По мнению местных наблюдателей, погоня китайских предпринимателей за сверхприбылью снижает уровень удовлетворенности покупателей, именно поэтому часть клиентов, в том числе, как показывают исследования, и люди вполне обеспеченные, предпочитают приобретать оптику в больницах, где получают комплексную услугу – не только товар, но и предварительное обследование на качественном офтальмологическом оборудовании плюс консультацию специалиста. Самые продвинутые розничные сети в погоне за клиентом стремятся не отставать от больниц – они тоже нанимают офтальмологов, закупают оборудование и предлагают клиентам бесплатную проверку зрения и подбор подходящих очков.

К тому же многие китайские ритейлеры используют систему скидок, иными словами, в магазине оптики (как и в других магазинах Китая) всегда можно поторговаться. Как заявил «Синьхуа» владелец магазина оптики из Пекина по фамилии Ли, если заявленная цена очков более 200 юаней ($32), их смело можно продать за несколько десятков юаней, если от 600 до 800 юаней ($97,2–$129,6), то можно уступить за 200 юаней, если при первоначальной цене в 1 620 юаней ($262,5) очки удалось продать за 300 юаней и более – магазин «сорвал куш».

Как и на других рынках Китая, на рынке оптики существует проблема имитаций и подделок. Например, в одном из торговых районов Пекина – Сидане – есть сеть магазинов оптики, которые специализируются на «псевдобрендах» Amani, Falali, us.polo и тому подобных, не имеющих, разумеется, ничего общего с настоящими марками. Стоимость имитаций, кстати, не такая уж и маленькая, по китайским меркам: от $100.

оптика, китай

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении