27 Июля 2024 Суббота

Мастер йода
Александр Братерский Фарминдустрия
4 февраля 2014, 15:11
7865

Советский Азербайджан дезинфицировал пол-Европы

«Герб… представляет собой изображение серпа и молота, нефтяной вышки на фоне восходящего солнца, обрамленных венцом из хлопка и колосьев», – говорится в Конституции АзССР, принятой в 1937 году. Однако кроме нефти и хлопка республика славилась своим фармпроизводством – помимо добывавшихся попутно с нефтью йода и брома, на Бакинском мясокомбинате им. Лаврентия Берия изготавливали эндокринные препараты.

≪Есть свежие листья мелиссы, вдыхать их запах или пить отвар из них очень полезно при тахикардии... Если регулярно есть лепестки жасмина, тертого с сахаром, то это придает силы сердцу... Шафран при добавлении в еду бодрит, укрепляет сердце, способствует пищеварению, убирает пелену с глаз, улучшает зрение. Однако не следует им злоупотреблять...≫ – такие вполне современные советы дает рукопись ≪Тиббнаме≫ (≪Медицинская книга≫) известного врачевателя Мухаммеда Юсифа Ширвани. Она была написана в 1711–1712 годах в городе Ширване, расположенном на территории нынешнего Азербайджана.

Как утверждает в своей работе ≪Тысяча и один секрет Востока≫ исследователь древней азербайджанской медицины Фарид Алекперли, история азербайджанской фармацевтики и врачевания не только имеет древние корни, но и несет на себе следы влияния китайской, тюркской и индийской медицины. Впрочем, для современной азербайджанской фармацевтики определяющим фактором стала нефть. В царское время заводы, принадлежавшие знаменитым фабрикантам Нобелям, имели самое современное оборудование и кроме нефтедобычи занимались также производством соды и серной кислоты.

Азербайджанская нефть и сама стала использоваться для лечебных целей, когда в 1926 году на территории страны был основан курорт Нафталан. Вдоль берега одноименной реки были пробурены скважины, из которых добывалась целебная нефть, ее применяли для принятия ванн и обмазываний. Советская ≪Популярная медицинская энциклопедия≫ позднее охарактеризовала Нафталан как ≪бальнеологический равнинный курорт степной зоны в Азербайджанской ССР≫ и рекомендовала его страдающим заболеваниями суставов, кожи и нервной системы. Для рекламы на курорте еще до революции был даже открыт ≪музей костылей≫ – якобы их оставили для музея пациенты, которые благодаря нафталановым ваннам исцелились и уехали налегке.

Нафталанская нефть также использовалась для производства лекарственных средств – главным образом различных мазей, которые первыми стали производить немецкие промышленники, взявшие в концессию месторождение целебной нефти. На территории Российской империи эти мази продавались как ≪патентованное немецкое средство≫ акционерного общества ≪Герман-Нафталан≫.

Во время русско-японской войны немцы переориентировали поставки на Японию – баночки с нафталаном стали часто находить у военнопленных японцев, которые уверяли, что мазь им дает ≪сам микадо≫ и что такое чудодейственное лекарство можно купить только в Японии. Справедливость восстановила советская власть – после национализации нефтяной промышленности Азербайджана на тюбиках с Нафталанной мазью в аптеках СССР появилась надпись ≪сделано в АзССР≫.

Нефть способствовала и развитию на территории республики производства йода – в 1916 году его начали добывать из буровых вод нефтяных скважин на берегу озера Беюк-Шор в 10 километрах от Баку. Место, где добывался йод, называлось Нефтечала. Во времена СССР этот некогда скромный железнодорожный поселок стал одним из крупнейших центров советской йодной промышленности. ≪Опыты по извлечению металлического йода из этой жидкости дали прекрасные результаты. Так посреди солончаковой степи возник первый в СССР промысел по добыче йода из недр земли≫, – писал в одном из своих рассказов побывавший в этих местах писатель Иван Соколов-Микитов. В 1931 году был основан Нефтечалинский йодобромный завод. К 1936 году производство йода было увеличено до 157 тысяч тонн, а через год достигло уже 200 тысяч тонн. Завод стал ведущим предприятиемпо производству йода в СССР, азербайджанский йод шел на экспорт в страны СЭВ, а также в развивающиеся государства Африки.

Однако и без йода азербайджанской фармацевтике было чем похвастаться: при Бакинском мясокомбинате им. Лаврентия Берия в 1930-е годы был создан завод эндокринных препаратов, на котором производились такие лекарственные препараты, как Питуитрин, Гематоген, Фолликулин, Камполон, Инсулин, Желудочный сок, Пепсин.

Завод прославили его научные сотрудники, которые совместно со своими коллегами из ВНИИ кровезаменителей и гормональных препаратов разработали препарат Протамина сульфат на основе молок осетровых рыб. Препарат активно использовался для восстановления свертываемости крови после применения гепарина. Гордостью предприятия также стал и препарат СТ –≪стекловидное тело≫, который изготавливали из свежих глаз овец, свиней и крупного рогатого скота. Препарат применялся при невралгии, радикулите и для рассасывания рубцовой ткани. ≪Из 100 кг глаз может быть получено 30 л стерильно профильтрованного препарата СТ, что соответствует одной тысяче коробок≫, – писали о препарате ≪Известия Академии наук Азербайджанской ССР≫.

Ведущим фармацевтическим предприятием советского Азербайджана стал Бакинский химико-фармацевтический завод – после Великой Отечественной войны он получил современное оборудование, вывезенное из Германии. Как пишет в своей книге ≪Добыча. Тайны германских репараций≫ историк Павел Кнышевский, это было оборудование компании ≪Гюнтер и Хауэр≫ для производства сульфамидных препаратов. В 1966 году издание ≪Медицинская промышленность≫ упомянуло в статье Бакинский химико-фармацевтический завод наряду с ведущими фармзаводами страны – Московским, Ленинградским, Львовским и Таллиннским. В советском Азербайджане функционировали еще несколько работавших на фармацевтику предприятий – Завод эфирного масла, Уджарский солодовый завод, Химфармзавод, производивший стрептоцид и глюкозу для нужд фармакологии.

Развитию отрасли способствовал и первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиев, впоследствии ставший одним из всесильных членов Политбюро ЦК КПСС. В годы его правления, еще до появления московской глазной клиники профессора Святослава Федорова, в Баку была создана передовая офтальмологическая клиника, где уже с 70-х годов лечили заболевания глаз с помощью лазера.

После распада СССР разразился армяно-азербайджанский конфликт, и стране стало не до фармацевтики. Сам Гейдар Алиев, в 1993 году вернувшийся к власти президентом независимого Азербайджана, предпочитал лечиться в Турции и США.

Из-за послевоенной разрухи до реконструкции Нефтечалинского йодобромного завода руки у азербайджанцев дошли нескоро – он вновь заработал только в 2008 году. Сейчас предприятие находится под контролем компании ≪Азерйод≫, входящей в группу ISR, основателем и президентом которой является Искендер Халилов, российский предприниматель азербайджанского происхождения. На сайте компании указано, что завод ≪Азерйод≫ является ≪крупнейшим в Европе по запасам≫.

На осколках советской фармацевтики в Азербайджане в середине 90-х возникла компания Farm Sintez Holdinq, впоследствии учредившая предприятия ≪Азерфарм≫ и ≪Азерсинтез≫. Компания сегодня является лидером азербайджанского фармацевтического рынка и производит более 100 наименований лекарственных средств, включая антибиотики, антиревматические, сердечно-сосудистые, антибактериальные средства и мультивитамины. Сырье для производства поставляется из Ирана, а оборудование – из Турции.

После резкого падения производства фармацевтической продукции в 2011 году – сказалось низкое качество лекарств на фоне общего экономического кризиса – сегодня картина вызывает осторожный оптимизм: по данным Госкомстата страны, рост производства в лекарственной индустрии составил 14,9%. Объем фармрынка Азербайджана оценивается в $350 млн в розничных ценах.

история

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении