К середине мая ЗАО «Биокад» рассчитывает получить регистрационное удостоверение на первый аналог онкоблокбастера Мабтера (МНН: ритуксимаб) от швейцарской Roche. Основатель отечественной компании Дмитрий Морозов уже грозит забрать под себя рынок ритуксимаба, общий объем которого по итогам прошлого года достиг почти 9 млрд рублей. Всю эту выручку записывал себе эксклюзивный поставщик Мабтеры – «Фармстандарт», бравший на протяжении нескольких лет все тендеры по максимальной стартовой цене. С падением монополии рассчитывать на такие заработки не сможет уже ни один претендент. В том же «Фармстандарте» говорят, что к ценовой конкуренции с «Биокадом» готовы.
Копать под Мабтеру отечественные и зарубежные производители дженериков принялись еще пять лет назад, когда Минпромторг начал раздавать госзадания и субсидии на разработку биоаналогов. В соответствующем конкурсе тогда принял участие и «Биокад». Уже осенью 2011 года отечественная компания приступила к проведению III фазы клинических испытаний, разрешение на которые Минздравсоцразвития выдало компании только после того, как «Биокад» выпустил обращение о чинимых регулятором препятствиях.
На регистрацию биоаналога ритуксимаба «Биокад» получил одобрение в начале апреля. Теперь компания ожидает получения регистрационного удостоверения на препарат, сообщил Дмитрий Морозов. По его словам, компания планирует освоить значимую долю бюджетных средств по программе «Семь нозологий» и для этого готова к агрессивной игре. «Мы думаем, что Roche придется уйти с российского рынка с этим препаратом, – я говорю про Мабтеру. Не вижу у Roche шансов продавать препарат при выходе нашего аналога», – считает Морозов.
Мабтера – главный препарат в России как для Roche, так и для ее стратегического локального партнера – «Фармстандарта». Ритуксимаб в закупочном сезоне 2013 года стал самым дорогим лотом программы «Семь нозологий» с общей выручкой 8,916 млрд рублей. На закупку следующего препарата в рейтинге – бортезомиба – государство потратило 7,1 млрд рублей.
В Roche не смогли актуализировать данные о сроках действия патента на Мабтеру. Ранее говорилось, что патент на препарат истек в 2012 году. На эту же дату ранее ориентировался и сам Морозов, первоначально намеревавшийся вывести свой ритуксимаб на рынок в декабре 2013 года.
Впрочем, получая регистрационное удостоверение в мае, «Биокад» припозднится не сильно. К концу апреля Минздрав провел только два аукциона на право поставки ритуксимаба на общую сумму всего 265 млн рублей. Оба предсказуемо выиграл «Фармстандарт» по начальной максимальной цене.
И в этой компании не готовы сдаваться новоявленному конкуренту. «Фармстандарт» договорился с Roche о локализации полного цикла производства Мабтеры (ранее на заводе «Фармстандарт- Уфавита» производилась только вторичная упаковка продукта) на своих мощностях, следствием чего станет увеличение валовой прибыли. «Рынок «Семи нозологий», конечно, для нас очень важен, – говорит представитель «Фармстандарта» Ирина Бахтурина. – Для нашей компании это одно из главных стратегических направлений развития, с учетом того, что ОТС бизнес выделился в отдельную компанию. Собственной разработки аналога ритуксимаба у «Фармстандарта» пока нет. Чтобы удержать свою долю на рынке, мы продолжим активное развитие взаимоотношений с крупнейшими мировыми фармкомпаниями на тему локализации продукта. К ценовой конкуренции мы готовы».
Морозов также говорит, что готов к борьбе за рынок. Но раскрывать тактику до объявления очередных торгов не намерен. «Все будет зависеть от технической документации при формировании лотов Минздравом, – добавляет он. – Будет ли компания сама выходить на аукцион или привлечет поставщика, также определится непосредственно после объявления торгов». Готов к промышленному выпуску ритуксимаба и питерский завод «Биокада». «Промышленное производство организовано, все валидационные процедуры завершены, следующий этап – эксплуатация промышленных мощностей. Мы совершенно готовы и по сырью, и по всем компонентам», – уверяет Морозов.
«Биокад», конечно, не единственный игрок, которому приглянулся высокодоходный рынок ритуксимаба. В базе Государственного реестра лекарственных средств есть сведения о 10 клинических исследованиях по ритуксимабу. И проводят их в основном известные компании – Pfizer, MSD, Hexal и Teva. Ближе всех по прогнозным срокам к получению заветного регистрационного удостоверения последняя компания. Однако намерен ли израильский дженериковый гигант принять участие в ближайших торгах по препарату, в российском офисе компании ответить отказались, сославшись на коммерческую тайну.
Примечательно, что еще два года назад на разработку отечественного ритуксимаба претендовало ЗАО «Крионикс». Компания даже подавала документы на регистрацию разработанного совместно с ИБХ РАН препарата Онкогист с соответствующим МНН. Однако сейчас на сайте Минздрава нет каких-либо сведений о подобном заявителе. В ОАО «Институт стволовых клеток человека» (ИСКЧ), дочерней структурой которого было ЗАО «Крионикс», VM пояснили, что коммерциализацией Онкогиста должна была заняться проектная компания «СинБио». Планировалось, что она начнет продажи препаратов в России до 2015 года. Совладельцами «СинБио» в настоящее время являются РОСНАНО (41%) и ООО «АйсГен» (59%), также аффилированное ИСКЧ. Гендиректор ИСКЧ Артур Исаев не смог уточнить, на какой стадии находится разработка дженерика. С генеральным директором «СинБио» Сергеем Автушенко связаться не удалось – на момент сдачи номера в печать он находился в отпуске.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
СМОЛЬНЫЙ СБОР
Мэрия Петербурга зовет на аукционы резидентов местного фармкластера
Текст: Василий Когаловский
Городские власти объявили, что к 2018 году намерены довести долю отечественной продукции в госзакупках ЛС и медизделий до 80%. Решить эту задачу они рассчитывают с помощью предприятий Санкт-Петербургского фармацевтического кластера. В ближайшей перспективе – снабжение города инсулинами компании «Герофарм». Городской бюджет ежегодно закупает ЛС на 4,5 млрд рублей, из них на инсулины приходится более 660 млн рублей. Пациентские организации относятся к планам властей с осторожным оптимизмом.
О новой политике исполнительной власти города в госзакупках ЛС сообщила 17 апреля начальник управления по организации работы фармацевтических учреждений и предприятий Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга Людмила Сычевская.
В 2013 году доля лекарственных препаратов и медицинских изделий отечественного производства составляла 41% от общего объема закупок по линии Комитета по здравоохранению, отчиталась чиновница, – количество ЛС российского производства достигло 57% наименований. В перечне закупаемого в 2014 году – 36 МНН, которые производятся предприятиями Санкт-Петербургского фармацевтического кластера – компаниями «Герофарм», «Биокад», «Вертекс», «Фармпроект».
С точки зрения городского правительства, участие в аукционах производителей из фармкластера позволит «сократить прослойку оптовиков» и добиться экономии средств.
По данным VM, в Смольном уже проведено несколько совещаний с участием вице-губернатора Ольги Казанской и руководителей фармкомпаний, на которых обсуждали ассортимент закупаемых ЛС.
«У нас есть мнение, что если не с этого, то со следующего года наш город перейдет на отечественные инсулины производства компании «Герофарм», – сказала Людмила Сычевская. – Надеюсь, конечно, что она победит по цене».
«Теперь в Петербурге начинает реализовываться политика формирования спроса на продукцию, которая разрабатывается и производится на предприятиях кластера», – радуется гендиректор «Герофарма» Петр Родионов.
По данным VM, в 2013 году город закупил инсулинов на 661 млн рублей. Эту сумму поделили между собой три международные компании – Sanofi (54%), Eli Lilly (31%) и Novo Nordisk (15%).
Впрочем, на немедленный захват рынка «Герофарму» вряд ли стоит рассчитывать – как отмечают специалисты, пациенты предпочитают проверенный инсулин и с опаской относятся к продукции новых производителей, особенно отечественных.
«Конечно, город к этому нужно готовить, потому что население привыкло к импортным инсулинам. Думаю, что нам нужно совместно поработать с врачами и диабетическими обществами, чтобы переход на отечественные инсулины произошел безболезненно», – говорит Людмила Сычевская.
«На мой взгляд, самое главное, чтобы все участники – и врачи, и пациенты, и комитеты здравоохранения – думали о качестве жизни больных, потому что препараты занимают здесь существенную позицию. Я увидела намерение обсуждать этот вопрос и подходить к нему разумно», – говорит председатель Санкт-Петербургского диабетического общества Марина Шипулина.