27 Июля 2024 Суббота

Лоток свободы
Евгения Журавлева Фарминдустрия
24 ноября 2014, 16:51
5437

Китайские власти думают, как лучше обставить либерализацию рынка лекарств

Премьер‑министр КНР Ли Кэцян заявил 15 ноября на заседании Госсовета КНР, что в стране существует дисбаланс между низкими ценами на медуслуги и высокой стоимостью лекарственных средств, в связи с чем ценообразование на лекарства нуждается в реформе. Более того, по данным китайской прессы, у Комиссии по развитию и реформам (бывший Госплан) уже готов соответствующий законопроект, который сейчас находится на стадии обсуждения с департаментами ценообразования провинций.

Пересмотр механизма ценообразования – часть реформы всей системы здравоохранения, которая проводится в Китае с 2009 года, на ее осуществление уже израсходовано 3 трлн юаней ($488 млн). В ходе реализации реформы все население страны было охвачено базовым медицинским страхованием, начал активно развиваться частный сектор в сфере здравоохранения, постепенно открывается доступ на рынок медицинских услуг для иностранных компаний.

Все нормы, касающиеся цен на лекарства, регламентируются несколькими законодательными актами: Законом о цене, Законом об управлении лекарственными средствами и Правилами исполнения Закона об управлении лекарственными средствами.

С точки зрения ценообразования все препараты в Китае делятся на три группы. В первой нет государственных ограничений, цены формируются на рыночной основе. Цены на вторую группу лекарственных средств устанавливаются в процессе тендеров, торгов и централизованных госзакупок, зачастую стоимость таких лекарств является результатом договоренности между государством и фармпроизводителем. Третья группа – это лекарственные средства, попадающие в контролируемые государством перечни: Перечень страховых ЛС и Список основных препаратов (аналог российского списка ЖНВЛП).

Нельзя сказать, что китайское правительство так сильно зарегулировало отрасль – фактически более трех четвертей лекарственного рынка работает в условиях свободной конкуренции. Фиксированная цена применяется для 100 наименований, которыми государство бесплатно обеспечивает население (это примерно 0,8% от всего фармрынка страны), и еще для 2 600 препаратов установлен потолок цен – это примерно 22% рынка, общий объем которого в 2012 году составлял 926,1 млрд юаней ($150,7 млрд).

Цены на лекарственные средства контролируются на двух уровнях: центральном (рецептурные) и провинциальном (безрецептурные ЛС). Стоимость 1 900 рецептурных препаратов, попадающих в Список основных препаратов и Перечень страховых ЛС, устанавливает Комиссия по развитию и реформам, остальные 800 – безрецептурные препараты из Перечня страховых ЛС и дополнительного списка страховых препаратов, который формируется каждой провинцией самостоятельно в зависимости от нужд региона. Это нередко приводит к коррупционным скандалам (см. материал ≪Список Гуандуна≫, VM #13 от 21 апреля 2014 года). В Комиссии по развитию и реформам полагают, что существующая система регулирования цен неэффективна, не имеет научного обоснования и не решает проблему высокой стоимости препаратов, именно поэтому они планируют либерализацию цен.

Как сообщает китайское деловое издание Yicai, которому удалось ознакомиться с новым законопроектом, по инициативе комиссии в первую очередь планируется отпустить цены на продукты крови и вакцины для профилактической иммунизации, контрацептивы, психотропные препараты первого класса и анестетические ЛС, а также запатентованные оригинальные препараты. Сейчас все эти виды лекарственных средств строго контролируются властями не только в плане цены, но и в вопросах оборота, хранения и логистики.

По мнению аналитиков из Yicai, эти группы выбраны не случайно. Продукты крови из Перечня страховых ЛС в связи с развитием рынка и увеличением производственной базы легко можно будет заменить препаратами местного производства, а высокая конкуренция ограничит цены более эффективно, чем госрегулирование. Оборот и производство психотропных препаратов первого класса и анестетических препаратов весьма строго контролируются, а рынок и объемы их продаж невелики. Контрацептивы и вакцины для иммунизации, как правило, закупаются государством посредством тендеров, и цена формируется в результате договоренностей между финансовым ведомством страны и производителями. Продажи же запатентованных препаратов на территории КНР не очень высоки, зато либерализация их цен позитивно скажется на вложениях компаний в программы R&D. Помимо вопроса контроля над ценами, власти предлагают за ненадобностью ликвидировать региональные департаменты ценообразования.

Как и следовало ожидать, представители фармотрасли оценивают грядущую реформу в основном положительно. По мнению секретаря партийного комитета Китайского медицинского общества Жао Кэциня, без реформы цен на ЛС успешная реформа здравоохранения вообще невозможна. ≪Это явный признак либерализации контроля в области лекарственных препаратов. Несмотря на то что такого документа еще нет, курс на свободное формирование цены уже взят≫, – цитирует Yicai отраслевого эксперта, пожелавшего сохранить анонимность.

Есть у реформы и противники, это представители госпитального сектора, через который в КНР налажен сбыт более 80% лекарственных средств. Либерализация может повлечь за собой резкое падение цен, что негативно скажется на доходах больниц, считает заместитель секретаря Китайской ассоциации больниц Чжуан Ицян. Дело в том, что, по закону, розничная наценка для лекарств не может превышать 15% к цене поставки. Чем дешевле закупается препарат, тем меньше прибыль лечебного учреждения от его продажи.

Это приводит к тому, что в Китае не раз уже отмечались случаи завышения закупочных цен, например в 2010 году стало известно, что больница города Чанша закупала препарат традиционной китайской медицины Lusun Pian (основным ингредиентом которого является спаржа) по цене 185,2 юаня ($29,5) за флакон и продавала в розницу по 213 юаней ($34,6), притом что цена производителя составляла всего лишь 15,5 юаня ($2,5).

Одна только либерализация цен не решит проблем сектора, отмечают эксперты. По данным издания Guangmingwang (GMW), многие жители материкового Китая специально ездят за препаратами в Гонконг, потому что там цены существенно ниже. Например, онкопрепарат Эрбитукс обходится континентальным китайцам в 4 698 юаней ($764,5), а гонконгцам на 1 498 юаней ($243,7) дешевле, онкоблокбастер Нексавар стоит на материке 24 267 юаней ($3 949), а в Гонконге – 17 600 юаней ($2 864). В высоких ценах эксперты портала GMW винят коррупцию: по их мнению, фармпроизводители доплачивают врачам за выписку определенного препарата, закладывая эти расходы в конечную цену. Пока существуют такие финансовые связи, реформа по либерализации цен будет неэффективна, отмечает GMW.

Помимо этого, чтобы правильно и безболезненно для бюджета страны внедрить новый порядок ценового регулирования, необходимо будет либо пересмотреть законодательство, либо вовсе исключить ≪освобожденные≫ препараты из Перечня страховых ЛС. Регуляторам еще предстоит поломать голову над формулировками. Времени осталось не так уж много – ожидается, что документ будет готов к концу 2014 года и вступит в силу с января будущего года.

либерализация рынка лекарств, китай

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении