16 Февраля 2025

Линзы заимпортевают
Дарья Шубина Фарминдустрия
22 декабря 2014, 17:10
6372

Немецкий оптический мейджор пришел в Россию под зиму

Концерн Rodenstock, не побоявшись санкций ЕС в отношении России и угрозы рецессии, решился выкупить своего российского дистрибьютора – компанию «Аввита». Смелый поступок мог обойтись мейджору сравнительно недоро­го – участники рынка оценивают сделку в пределах 8 млн евро. Скорее всего, покупатель решил подстраховаться, чтобы не растерять позиции на турбулентном, но по-прежнему перспективном рынке. Ну и, конечно же, перевод всех розничных контрактов на собственную торговую компанию позволит производителю снизить валютные риски.

О том, что Rodenstock купил «Авви­ту», VADEMECUM рассказали представители сразу нескольких розничных сетей, вынужденных сейчас переоформлять договоры на новое юридическое лицо. В Rodenstock комментировать покупку отказались, зато факт сделки подтвер­дила генеральный директор компании «Аввита» Елена Ковалева: «От измене­ний, связанных со сделкой, ждем только позитивных результатов. На сегодняш­ний день компания находится в реорга­низационном переходном периоде».

Технически сделка завершилась осенью: владельцем ООО «Компания Аввита» по состоянию на 23 сентября 2014 года в ЕГРЮЛ значится мюнхенская Avvita East GmbH. По информации Торгового реестра при Мюнхенском суде, Avvita East GmbH зарегистрирована по адре­су, совпадающему с местоположением головного офиса Rodenstock.

Доля Rodenstock на российском рынке очковых линз, по оценкам участников отрасли, колеблется на уровне 9-10%. В 2013 году, по данным VADEMECUM, объем этого оптического сегмента составил 12– 15,6 млрд рублей, то есть на Rodenstock пришлось 1–1,5 млрд.

«Аввита» – один из крупнейших дис­трибьюторов очковых линз в России. Компания была создана в 2000 году че­тырьмя россиянами – Еленой Ковале­вой, Дмитрием Митюковым, Натальей Миляевой и Валентиной Васильевой. На заре своего бизнеса предпринимате­лям удалось договориться с Rodenstock об эксклюзивных поставках его продук­ции в Россию – линз, включая рецеп­турные, медицинских оправ, а также солнцезащитных очков.

Несмотря на эксклюзивные отношения с Rodenstock, «Аввита» приправила свой ассортимент рядом других марок медицинских оправ и солнцезащитных линз класса «люкс» – Porsche Design, Franco Sordelli, Shiseido и так далее – и вскоре разрослась в группу компаний. В сбытовой сети «Аввиты» более 60 пар­тнеров – оптических салонов, сетей и интернет-магазинов, включая «Оч­карик», «Линзмастер», «Оптик-Сити», «Интероптику». Партнером компании является и екатеринбургская фирма «Очки для вас», которая в 2010 году заключила с Rodenstock контракт на из­готовление рецептурных линз.

К моменту, когда «Аввита» заняла значительную позицию на российском оптическом рынке, в бизнесе осталась только одна из основателей компании – Елена Ковалева. Дмитрий Митюков, например, организовал собственный бизнес в Москве – оптовую компанию «Абиум» и салон оптики «Этли». Выяс­нить судьбу Натальи Миляевой и Ва­лентины Васильевой VADEMECUM не удалось.

По всей видимости, сделка готовилась весь 2014 год. В феврале «Аввита» пере­регистрировалась как новое юрлицо – ООО «Компания «Аввита», которое в сентябре и приобрел Rodenstock. Новая структура создавалась, чтобы отделить бизнес Rodenstock от не свя­занной с ним деятельности, рассуждает генеральный директор «Титан-Оптик» (дистрибьютор оправ и солнцезащит­ных очков Eschenbach Optik GmbH) Александр Сидорук: «Конечно, немецкая компания могла бы просто переманить менеджмент дистрибьютора и от­крыть собственное представительство, но в этом случае были важны именно контакты с партнерами в рознице и управленческие навыки менеджеров».

В «Аввите» сумму сделки не раскрыва­ют. Опрошенные VADEMECUM традиционные контрагенты компании оценивают бизнес дистрибьютора в 7,5–8 млн евро. Сумма невелика, поскольку у оптовика нет дорогостоящих активов. Ее главный капитал – наработанные контакты с оп­тическими сетями и доля рынка, пояс­няет один из собеседников VADEMECUM на рын­ке. «В 2013 году, по данным ФТС, ком­пания ввезла продукции на 5 млн евро, в основном от Rodenstock. Оптовая маржа – не менее 20%. Немцам тре­бовалось хорошенько заинтересовать Ковалеву в сделке», – говорит он.

Прямой выход Rodenstock на рос­сийский рынок – характерный тренд для оптической отрасли, но только в том случае, если бы речь шла о до­кризисных временах. Ряд конкурен­тов немецкого концерна, действи­тельно, либо открыли собственное представительство, как, например, итальянская Luxottica, либо выкупили своих дистрибьюторов, как это сделала французская Essilor с «ЛУЙС-Опти­кой» (подробнее – в материале «Не­прикаянные дужки» в VADEMECUM #20 (45) от 20 июня 2014 года).

Дело сегодня даже не в том, что ра­ботать с производителем напрямую ритейлерам гораздо удобнее, говорит комерческий директор компании «Интероптика» Евгений Веселов. Пря­мые контакты с розницей, снижающие расходы на конвертацию валюты, теперь как никогда актуальны. «Тамо­женной очисткой будет заниматься представительство, отпадет необходи­мость самостоятельно покупать валюту, сократятся другие бюрократические процедуры», – добавляет Веселов. По словам руководителя сети салонов, работающей с «Аввитой», смена соб­ственников уже отразилась на условиях договоров: например, если раньше скидки на товар и сроки расчета за не­го не были взаимосвязаны, то теперь за внесенную предоплату предлагается скидка в 20%, а за 90-дневную отсрочку оплаты – только в 10%.

Версию о том, что на решение о про­даже бизнеса могла повлиять общая экономическая ситуация в стране, подтверждает еще один из партнеров «Аввиты», владелец интернет-магазина оптики: «Эта сделка состоялась не пото­му, что в компании кризис, просто соб­ственники смотрят вперед и понимают, что импортерам в нынешней обста­новке будет труднее, нежели торговой компании производителя».

оптический рынок

Форум «Новая культура качества. Современные технологии здравоохранения». Главное

Проверки на порогах: законодатели намерены кратно повысить штрафы за уклонение от ревизий. Мнения

Невозвращенцы: медикам-«целевикам» грозит двукратное увеличение штрафов за отказ от работы у заказчика обучения. Мнения

Владислава Торшина: «Это не та сфера, в которую можно ворваться»

«Novabiom – не лабораторная услуга, а полноценный продукт»

Пробежимся по плану: как индустрия здравоохранения вписывается в стратегию достижения национальных целей развития