27 Июля 2024 Суббота

Линзы заимпортевают
Дарья Шубина Фарминдустрия
22 декабря 2014, 17:10
6201

Немецкий оптический мейджор пришел в Россию под зиму

Концерн Rodenstock, не побоявшись санкций ЕС в отношении России и угрозы рецессии, решился выкупить своего российского дистрибьютора – компанию «Аввита». Смелый поступок мог обойтись мейджору сравнительно недоро­го – участники рынка оценивают сделку в пределах 8 млн евро. Скорее всего, покупатель решил подстраховаться, чтобы не растерять позиции на турбулентном, но по-прежнему перспективном рынке. Ну и, конечно же, перевод всех розничных контрактов на собственную торговую компанию позволит производителю снизить валютные риски.

О том, что Rodenstock купил «Авви­ту», VADEMECUM рассказали представители сразу нескольких розничных сетей, вынужденных сейчас переоформлять договоры на новое юридическое лицо. В Rodenstock комментировать покупку отказались, зато факт сделки подтвер­дила генеральный директор компании «Аввита» Елена Ковалева: «От измене­ний, связанных со сделкой, ждем только позитивных результатов. На сегодняш­ний день компания находится в реорга­низационном переходном периоде».

Технически сделка завершилась осенью: владельцем ООО «Компания Аввита» по состоянию на 23 сентября 2014 года в ЕГРЮЛ значится мюнхенская Avvita East GmbH. По информации Торгового реестра при Мюнхенском суде, Avvita East GmbH зарегистрирована по адре­су, совпадающему с местоположением головного офиса Rodenstock.

Доля Rodenstock на российском рынке очковых линз, по оценкам участников отрасли, колеблется на уровне 9-10%. В 2013 году, по данным VADEMECUM, объем этого оптического сегмента составил 12– 15,6 млрд рублей, то есть на Rodenstock пришлось 1–1,5 млрд.

«Аввита» – один из крупнейших дис­трибьюторов очковых линз в России. Компания была создана в 2000 году че­тырьмя россиянами – Еленой Ковале­вой, Дмитрием Митюковым, Натальей Миляевой и Валентиной Васильевой. На заре своего бизнеса предпринимате­лям удалось договориться с Rodenstock об эксклюзивных поставках его продук­ции в Россию – линз, включая рецеп­турные, медицинских оправ, а также солнцезащитных очков.

Несмотря на эксклюзивные отношения с Rodenstock, «Аввита» приправила свой ассортимент рядом других марок медицинских оправ и солнцезащитных линз класса «люкс» – Porsche Design, Franco Sordelli, Shiseido и так далее – и вскоре разрослась в группу компаний. В сбытовой сети «Аввиты» более 60 пар­тнеров – оптических салонов, сетей и интернет-магазинов, включая «Оч­карик», «Линзмастер», «Оптик-Сити», «Интероптику». Партнером компании является и екатеринбургская фирма «Очки для вас», которая в 2010 году заключила с Rodenstock контракт на из­готовление рецептурных линз.

К моменту, когда «Аввита» заняла значительную позицию на российском оптическом рынке, в бизнесе осталась только одна из основателей компании – Елена Ковалева. Дмитрий Митюков, например, организовал собственный бизнес в Москве – оптовую компанию «Абиум» и салон оптики «Этли». Выяс­нить судьбу Натальи Миляевой и Ва­лентины Васильевой VADEMECUM не удалось.

По всей видимости, сделка готовилась весь 2014 год. В феврале «Аввита» пере­регистрировалась как новое юрлицо – ООО «Компания «Аввита», которое в сентябре и приобрел Rodenstock. Новая структура создавалась, чтобы отделить бизнес Rodenstock от не свя­занной с ним деятельности, рассуждает генеральный директор «Титан-Оптик» (дистрибьютор оправ и солнцезащит­ных очков Eschenbach Optik GmbH) Александр Сидорук: «Конечно, немецкая компания могла бы просто переманить менеджмент дистрибьютора и от­крыть собственное представительство, но в этом случае были важны именно контакты с партнерами в рознице и управленческие навыки менеджеров».

В «Аввите» сумму сделки не раскрыва­ют. Опрошенные VADEMECUM традиционные контрагенты компании оценивают бизнес дистрибьютора в 7,5–8 млн евро. Сумма невелика, поскольку у оптовика нет дорогостоящих активов. Ее главный капитал – наработанные контакты с оп­тическими сетями и доля рынка, пояс­няет один из собеседников VADEMECUM на рын­ке. «В 2013 году, по данным ФТС, ком­пания ввезла продукции на 5 млн евро, в основном от Rodenstock. Оптовая маржа – не менее 20%. Немцам тре­бовалось хорошенько заинтересовать Ковалеву в сделке», – говорит он.

Прямой выход Rodenstock на рос­сийский рынок – характерный тренд для оптической отрасли, но только в том случае, если бы речь шла о до­кризисных временах. Ряд конкурен­тов немецкого концерна, действи­тельно, либо открыли собственное представительство, как, например, итальянская Luxottica, либо выкупили своих дистрибьюторов, как это сделала французская Essilor с «ЛУЙС-Опти­кой» (подробнее – в материале «Не­прикаянные дужки» в VADEMECUM #20 (45) от 20 июня 2014 года).

Дело сегодня даже не в том, что ра­ботать с производителем напрямую ритейлерам гораздо удобнее, говорит комерческий директор компании «Интероптика» Евгений Веселов. Пря­мые контакты с розницей, снижающие расходы на конвертацию валюты, теперь как никогда актуальны. «Тамо­женной очисткой будет заниматься представительство, отпадет необходи­мость самостоятельно покупать валюту, сократятся другие бюрократические процедуры», – добавляет Веселов. По словам руководителя сети салонов, работающей с «Аввитой», смена соб­ственников уже отразилась на условиях договоров: например, если раньше скидки на товар и сроки расчета за не­го не были взаимосвязаны, то теперь за внесенную предоплату предлагается скидка в 20%, а за 90-дневную отсрочку оплаты – только в 10%.

Версию о том, что на решение о про­даже бизнеса могла повлиять общая экономическая ситуация в стране, подтверждает еще один из партнеров «Аввиты», владелец интернет-магазина оптики: «Эта сделка состоялась не пото­му, что в компании кризис, просто соб­ственники смотрят вперед и понимают, что импортерам в нынешней обста­новке будет труднее, нежели торговой компании производителя».

оптический рынок

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении