В начале июня певец открыл в Москве салон «Лепс Оптика», в котором будут продаваться придуманные им самим пенсне, оправы и солнцезащитные очки. Григорий Лепс первым из российских селебрити начал не только углубляться в детали оптического производства, но и налаживать каналы продвижения собственных продуктов.
До того как открыть собственный специализированный магазин, Лепс больше 10 лет примерялся к оптической продукции с разных сторон. Интерес к очкам развивался наравне с другими увлечениями Лепса – певец коллекционирует иконы и бильярдные кии. «Григорий испытывает к очкам трепетные чувства: в его личной коллекции 400–500 пар, среди которых есть итальянские, японские и американские модели. Очки стали и его визитной карточкой как исполнителя. Существует стереотип, что Лепс носит исключительно круглые очки, на самом деле – и квадратные, и в оправах других форм», – рассказывает менеджер салона «Лепс Оптика» Андрей Аверков.
Три года назад Лепс выпустил свой десятый студийный альбом – «Пенсне», ознаменовавший трансформацию оптического хобби в бизнес по созданию и производству собственной линейки винтажного аксессуара.
Певец организовал фирму «Лепс Оптика» и привлек в качестве партнеров итальянскую компанию Atmosphera Srl. «До этого мы просто продавали итальянские бренды очков в Россию через дистрибьюторов. Партнерство с Лепсом было интересно тем, что давало возможность участвовать в разработке продукта и привнести наше итальянское видение на российский рынок. К тому же у меня русская жена, и российский рынок очень близок мне», – признался VM глава Atmosphera Srl Пьерлуиджи Мартино.
Креативная кооперация принесла первые пять моделей пенсне, названных именами исторических и вымышленных персонажей, ассоциирующихся с этим аксессуаром: «Чехов», «Станиславский», «Дракула», «Берия» и «Киса». Коллекция была произведена в Италии, выпущена ограниченным – не более 400 штук – тиражом и продавалась в основном фанатам на концертах Лепса. Однако продукт так быстро набрал популярность, что ради удовлетворения спроса «Лепс Оптике» пришлось в первый же год дозаказать еще 500 пенсне. А Лепс задумался о расширении ассортиментной линейки.
Через полгода певец, а вернее предприниматель, запустил в производство собственные бренды солнцезащитных очков. Первой и, как уверяют представители Лепса, наиболее любимой автором моделью этой линейки стали очки Leps By Leps. Вслед за ними появились и другие солнцезащитные бренды, названные в честь песенных хитов Лепса – «Водопад», «Лабиринт», «Лондон», «Что может человек» и так далее. Сейчас в этой линейке уже 17 моделей солнцезащитных очков, и Лепс совместно с итальянскими партнерами разрабатывает уже медицинские оправы. «Лепс сам участвует и контролирует все этапы разработки моделей. Его идея состоит в том, чтобы создать настоящий российский оптический бренд», – говорит исполнительный директор «Лепс Оптики» Дмитрий Аверков.
Очки от Лепса можно встретить в 50 магазинах по всей России, а объем продаж доходит до нескольких тысяч пар в год. Однако, как и другие отечественные разработчики подобной продукции (подробнее в материале «Сигнал к оправлению»), «Лепс Оптика» испытывает трудности в продвижении своих брендов в крупных оптических сетях. Используя лишь «дружественные» каналы продаж – концертные «витрины», «Лепс-бар», бутик «Гранд Александр», сеть ювелирных магазинов «Золотой», – развивать бизнес довольно сложно.
Ради налаживания стабильного независимого сбыта предприниматель решился строить сеть собственных магазинов «Лепс Оптика». Первый салон уже открылся в Москве, здесь продаются пенсне, солнцезащитные очки и оправы от Лепса, а также продукция его партнеров из Atmosphera Srl. Масштаб инвестиций в создание московского салона сами владельцы не раскрывают, а участники рынка оценивают средние затраты на открытие одной такой точки в $0,4–1 млн. По словам Дмитрия Аверкова, в планах «Лепс Оптики» – последовательное открытие аналогичных точек и в других российских городах-миллионниках. Как сообщил VM Пьерлуиджи Мартино, партнеры также рассчитывают продавать продукцию фанам Лепса в Германии, Бельгии и Великобритании.
Стоит признать, Григорий Лепс стал первым представителем российского шоу-бизнеса, который пытается придать своему оптическому предприятию размах, охватывающий всю товаропроводящую цепочку – от разработки до розницы. Все прежние набеги селебрити на модный оптический рынок носили скорее имиджевый или экспериментальный характер.
Два года назад Рената Литвинова совместно с новосибирской компанией Scolani разработала собственную линейку оправ. «Компания «Абрау-Дюрсо» планировала выпустить пляжную коллекцию по эскизам Литвиновой и заказала у нас разработку и производство очков для Ренаты. Мы попробовали сотрудничать с одним из российских производств, но оказалось, что полный цикл производства оптики в большом объеме и высокого качества в России пока невозможен. И проект не получил продолжения», – рассказывает Анастасия Благочевская из Scolani. Представители Ренаты Литвиновой не ответили на запрос VM.
В этом году Sсolani разработала коллекцию солнцезащитных очков совместно с хоккеистом Семеном Варламовым, играющим в заокеанской НХЛ. Модели были разработаны к открытию Олимпийских игр в Сочи и вышли ограниченным тиражом По словам руководителя компании «Ликон» Олега Фридмана, его предприятие разработало и выпустило солнцезащитные очки по заказу модного дизайнера Алены Ахмадуллиной. «Коллекция, выполненная в народном стиле, до сих пор продается в бутиках Алены. Но когда мы предложили ее представителям продолжить сотрудничество и сделать еще коллекцию медицинских очков, они сказали, что пока им это неинтересно», – рассказывает Фридман. Представитель дизайнера Светлана Алексеева подтвердила, что Ахмадуллина вполне удовлетворена сотрудничеством, но расширять его пока не собирается.
Впрочем, отраслевые эксперты полагают, что прикладной интерес звезд к сегменту оптики будет только нарастать – их влияние на ассортиментную политику компаний и позиционирование продукции на рынке уже сейчас достаточно велико. «Мы внимательно наблюдаем за телеведущими, которые носят очки, и во многом при создании своих новых моделей ориентируемся на них», – признается Олег Фридман из «Ликона». Многие оптические интернет-магазины без стеснения используют имена селебрити для привлечения аудитории: «Очки как у Виктории Бони», «Очки как у Кети Топурии», «Очки как у Алены Водонаевой» и так далее. Самый распространенный в сегменте промообраз – Ксения Собчак.
Интернет-магазин элитной оптики ochkivip.ru предлагает своим покупателям очки, похожие на те, что носит Собчак. Продвигая Benetton, Dsquared, John Galliano, Moschino, Gianfranco Ferre и другие бренды, в ochkivip.ru оговаривают, что марка может не совпадать с той, что телеведущая предпочитает на самом деле: «Нам, конечно, неизвестно, какой именно бренд носит Собчак, но у нас продаются очки такого же типа».
Подобные промоакции представители Ксении Собчак назвали несанкционированной, «никому и никем не разрешенной» рекламой. И уточнили, что, несмотря на уникальность некоторых экземпляров из обширной очковой коллекции Собчак, собственной линейки, как и планов по созданию оптического бренда, у нее нет.