16 Сентября, 15:05

«Кризис не мешает нам развивать компанию и выполнять свои обязательства перед партнерами»

На правах рекламы
23 Мая 2016, 12:01
2979
Фото: АО НПК «Катрен»
Генеральный директор  АО НПК «Катрен»  Леонид Конобеев рассказал о результатах работы компании, достигнутых в 2015 году, и о стремительно развивающемся сервисе Apteka.ru, призванном легитимно улучшить обеспечение населения товарами аптечного ассортимента.

– Леонид Валентинович, какие тенденции были характерны для российского фармрынка в 2015 году? Каким, по вашему мнению, станет этот год?

– Отечественный фармацевтический рынок в 2015 году характеризовался нестабильностью и резкими изменениями спроса на товары аптечного ассортимента. Аномально высокий спрос в первом полугодии сменился замедлением роста рынка к концу года. Слабую динамику показал и бюджетный рынок ЛС. В целом темпы роста фармрынка по сравнению с 2014 годом были ниже, причем в натуральном выражении рынок сократился. Все это происходило на фоне падения курса рубля, снижения доступности денежных средств, сокращения доходов населения и его покупательской способности.

Начало 2016 года показывает продолжающееся сокращение спроса. По данным аналитических агентств, аптечные продажи января‑февраля текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, даже на фоне эпидемии гриппа, продемонстрировали сокращение как в упаковках, так и в денежном выражении. Вероятно, такая тенденция в 2016 году сохранится, и оживление на фармрынке произойдет одновременно с ростом продаж на других потребительских рынках.

Вследствие кризиса усилилась конкуренция во всех звеньях товаропроводящей цепочки. Участники оптового рынка, не обладающие необходимыми компетенциями и ресурсами, адекватными стратегиями развития, потеряли свои рыночные позиции. В 2014‑2015 годах с оптового рынка ушли или существенно сдали свои позиции несколько крупных компаний, входящих в ТОП10 отечественных дистрибьюторов. Конечно, это облегчило задачу укрепления рыночных позиций для «Катрена», «Протека» и некоторых других оптовиков.

– Каких результатов компания «Катрен» достигла в 2015 году?

– Прошедший год для компании был успешным. Мы выполнили планы по товарообороту, заработали хорошую прибыль, продолжили оптимизацию операционной деятельности, подтвердили свои позиции лидирующей и наиболее влиятельной на рынке оптовой компании. Мы неизменно и последовательно воплощаем стратегию лидерства по затратам, имея на протяжении последних лет лучшие показатели по уровню операционных затрат в отрасли – менее 4%. Одновременно мы инвестируем значительные средства в развитие и совершенствование технологий. Осуществляя модернизацию складской логистики, мы ввели в эксплуатацию автоматизированные склады в Краснодаре, Уфе, Ставрополе, теперь 13 автоматизированных складов обеспечивают низкие операционные затраты и высокую производительность в расчете на площади и персонал. Мы приступили к укрупнению наших региональных складов: были закрыты склады в Архангельске, Омске и Владивостоке с переносом отгрузок соответственно из Ярославля, Новосибирска и Хабаровска. Благодаря осуществлению отгрузок с крупных автоматизированных складов мы не только снизили затраты в этих филиалах, но и существенно расширили ассортиментное предложение для аптек и ЛПУ. По итогам года рыночная доля компании увеличилась на 2,7% и достигла 20% (по данным DSM Group).

– Какие планы на 2016 год стоят перед АО НПК «Катрен»?

– В 2016 году мы продолжим укрепление рыночных позиций и в коммерции, и в бюджетном сегменте. Инфраструктура компании, включая логистику, информационные технологии, ресурсные возможности, имеет большой запас прочности и способна эффективно удовлетворять потребности наших клиентов в товаре в требуемых объемах независимо от рыночной ситуации.

В 2016 году будет завершена автоматизация складов в Саратове, Челябинске и Санкт‑Петербурге. Еще три склада заработают в качестве логистических центров, обслуживающих несколько регионов. Одновременно два филиала перейдут в статус представительства.

Будет продолжена работа по переводу компании на ЭДО. В настоящее время электронный документооборот налажен в разных регионах с 30–80% клиентов, в среднесрочной перспективе на ЭДО будут переведены все клиенты.

Устойчивое финансовое положение «Катрена» позволяет нам и в кризис развивать компанию и выполнять свои обязательства перед партнерами – это наш долг, соответствующий этическим принципам и миссии компании.

– Какие изменения происходят на розничном рынке? Как они отражаются на работе «Катрена» с аптечными сетями?

– Крупные игроки продолжили усиленное поглощение более мелких аптечных сетей, стремясь таким образом увеличить рыночную долю и обеспечить себе доступ к значительным маркетинговым бюджетам производителей. Зачастую это делается без учета рыночной ситуации и собственных возможностей противостоять возникающим рискам. Авантюрные стратегии роста любой ценой на сокращающемся рынке вызывают стремление переложить финансовые проблемы на своих партнеров, в первую очередь на поставщиков. Эта тенденция в полной мере проявилась с начала 2016 года потерей платежеспособности рядом крупных игроков.

На фоне кризиса обеспечение ликвидности, финансовой устойчивости и платежеспособности по своим обязательствам является нашей первостепенной задачей, этого же мы ожидаем от наших партнеров. В аптечные сети, неспособные рассчитаться по обязательствам, мы прекращаем отгрузку товара с отсрочкой платежа. Это единый подход, независимо от размера сети.

Бердск IMGP9931.jpg

– Какое влияние оказал кризис на взаимоотношения «Катрена» с производителями?

– Производители ожидают от дистрибьютора, что их товар будет присутствовать на всех его складах в требуемом ассортименте и объеме, что дистрибьютор окажет помощь в продвижении товара и что оплата за реализованный товар будет произведена вовремя и в полном объеме. Из этих позиций мы и выстраиваем наши взаимоотношения с производителями. Кредиторская задолженность «Катрена» соответствует докризисному уровню. Мы оказываем активную поддержку производителям в продвижении их продукции, в том числе с помощью уникального инновационного сервиса Apteka.ru.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о сервисе Apteka.ru – почему «Катрен» пошел в интернет?

– Интернет все более входит во все сферы жизни каждого из нас. По данным «Омнибуса GfK», к концу 2015 года аудитория интернет‑пользователей в России выросла почти на 4 млн и составила 84 млн человек. Таким образом, уровень проникновения интернета среди населения России в возрасте от 16 лет и старше увеличился за год более чем на 10% и достиг отметки в 70%. Люди все чаще заказывают товары через интернет. Это происходит и в отношении товаров аптечного ассортимента. Интернет наводнили незаконные сервисы, предлагающие лекарственные средства по баснословно низким ценам и с доставкой на дом, в подъезд, к станции метро и так далее.

Сервис Apteka.ru призван облегчить поиск и заказ лекарств, при этом неукоснительно соблюдает действующее законодательство и учитывает интересы как конечных потребителей лекарств, так и всех участников товаропроводящей цепочки. По сути, сервис Apteka.ru возвращает специфическую интернет‑аудиторию с подпольного рынка интернет‑торговли лекарствами назад в действующие аптеки.

Суть сервиса заключается в том, что посетитель сайта Apteka.ru заказывает аптечные товары на сайте и выбирает, в какой аптеке из списка партнеров ему удобно купить заказ. Компания «Катрен» поставляет заказанные позиции в выбранную аптеку на следующий рабочий день. Сделав заказ через сайт, покупатель гарантированно придет за ним в партнерскую аптеку, а сделав несколько заказов, станет ее постоянным клиентом.

– Дистанционная торговля ЛС запрещена российским законодательством. Насколько законна деятельность Apteka.ru?

– Apteka.ru – это сервис поиска и заказа лекарств в аптеки. Покупатель осуществляет свою покупку в лицензированной аптеке, ведущей обычную розничную продажу товаров аптечного ассортимента. Законом запрещена именно дистанционная торговля ЛС с доставкой их конечному потребителю, то есть та деятельность, которой занимаются многочисленные интернет‑аптеки, принимающие через Сеть плату за товар и доставляющие его покупателю курьером или почтой. Это канал распространения фальсификатов, контрафакта и некачественной продукции. Поэтому мы против легализации доставки лекарств, по крайней мере до тех пор, пока не будут выработаны действенные инструменты контроля такой деятельности и действенные меры ее пресечения при нарушении установленного порядка обращения лекарств.

– Не возникает ли конкуренция «Катрена» с клиентами – аптеками, ведь фактически вы выходите на конечного потребителя?

– Здесь нет никаких конфликтов интересов. Наоборот, мы не забираем клиентов у аптеки, а приводим их в нее. Во‑первых, сервис Apteka.ru охватывает специфическую аудиторию – активных интернет‑пользователей, которые часто недоступны обычным аптекам. Нередко именно они попадают в сети нелегальных интернет‑продавцов лекарств. Мы их возвращаем в аптеку. Они предпочитают заказывать сразу все необходимое и при этом сэкономить. На портале Apteka.ru много посетителей, которые заказывают одновременно десятки товаров. К примеру, при подготовке к рождению ребенка, при подготовке к отпуску и так далее.

Кроме того, в аптеки, участвующие в проекте Apteka.ru, приходят посетители других аптек, потому что пользоваться сервисом Apteka.ru им удобно и выгодно.

– Какие еще выгоды сервис Apteka.ru приносит населению?

– В сервисе Apteka.ru мы видим большой потенциал для реального улучшения качества лекарственного обеспечения населения. Повышение доступности лекарственных средств является одной из задач, входящих в подписанную президентом Путиным «Концепцию долгосрочного социально‑экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Стандартная схема поставки товаров требует от аптек определенных затрат, поставка по предварительному заказу позволяет аптеке сократить затраты и получить необходимую маржу при существенно меньшей наценке. Для конечных потребителей это означает снижение розничной цены и, как результат, повышение ценовой доступности лекарств. Особенно актуально это на фоне продолжающегося кризиса и снижения покупательской способности населения.

Другим фактором повышения доступности лекарств для населения является значительное увеличение ассортимента каждой аптеки, участвующей в проекте. Аптеке, имеющей ассортимент в 4–6 тысяч позиций, а в сельской местности – в 1–3 тысячи позиций, становятся доступными 10–12 тысяч наименований товаров, находящихся на региональных складах «Катрена». Это касается и редких позиций, и дорогостоящих, приобретение которых в аптеках является достаточно сложной и затратной задачей для населения. Благодаря сервису Apteka.ru конечные потребители имеют возможность заказать необходимые аптечные товары и приобрести их в удобной аптеке. Сейчас партнерами сервиса Apteka.ru являются более 13 тысяч аптек по всей территории России, поэтому практически везде можно найти аптеку, где удобно купить необходимые лекарства по заказу с Apteka.ru. На сегодняшний день оборот этих аптек составляет порядка 40% коммерческого рынка РФ.

Заказ товаров на портале Apteka.ru защищает потребителя от покупки поддельных или некачественных лекарств. Это обеспечивается отлаженной системой поставок и логистики компании «Катрен» с соблюдением всех необходимых условий транспортировки и хранения. На сайте потребитель может ознакомиться с сертификатами на всю представленную продукцию.

аптекару.jpg

– Насколько интересен проект для производителей?

– Apteka.ru – это более 3 млн посетителей и более 30 млн просмотров ежемесячно, что делает сервис идеальной площадкой для продвижения продукции. Посетитель сайта делает заказ непосредственно после просмотра рекламного сообщения и уже на следующий день осуществляет покупку в удобной для него аптеке.

Apteka.ru дает производителям возможность продвижения своих товаров за счет статей о продукции, организации выделенных разделов с ассортиментом производителя, предоставления скидок конечному потребителю или образцов товаров.

Помимо этого, включение товара в ассортиментный перечень сервиса Apteka.ru – это отличный вариант для лонча: потребитель знакомится с новым товаром и имеет возможность заказать его в удобную аптеку независимо от наличия у данной аптеки договора с производителем на продвижение его продукции. Для выведения на рынок нового товара достаточно его наличия на региональных складах «Катрена».

Мы отмечаем усиливающийся интерес производителей к сервису Apteka.ru, а уже реализованные проекты по совместному продвижению их продукции демонстрируют эффективность и результативность этих рекламных кампаний.

Мы прогнозируем, что объем товарооборота в 2016 году составит 8 млрд рублей.

– Какие задачи стоят перед проектом Apteka.ru на ближайшие несколько лет?

– В течение трех лет мы планируем выйти на годовой товарооборот в 100 млрд рублей в год и занять на фармрынке долю в 10%.

катрен, конобеев, аптека, интервью
Поделиться в соц.сетях
В Адыгее за 449 млн рублей построят корпус психоневрологического дома-интерната
Сегодня, 13:32
«Ростех» запустит производство HIFU-комплексов для терапии онкозаболеваний в 2021 году
Сегодня, 12:57
Центр медицинской радиологии в Димитровграде обещают открыть 20 сентября
Сегодня, 11:58
Удмуртские больницы заработали на платных услугах 2,7 млрд рублей в 2018 году
Сегодня, 11:04
К проекту «Регион заботы» присоединится Севастополь
13 Сентября 2019, 14:22
ВЦИОМ: каждый пятый россиянин готов пройти диспансеризацию в рабочее время
11 Сентября 2019, 19:23
Вадим Птушкин
Главный гематолог Москвы
«Внедрение онкогематологических препаратов в клиническую практику ускорилось многократно»
11 Сентября 2019, 12:10
Денис Проценко: «Онкология имеет свои особенности, но и я не один в поле воин»
3 Сентября 2019, 20:24
В аптеках сети «36,6» могут появиться медицинские кабинеты
3 Сентября 2019, 13:09
Денис Проценко
Главный врач московской ГКБ №40
«Хочу создать онкослужбу как минимум не хуже, чем в 62-й больнице»
3 Сентября 2019, 12:08
Мединдустрия
Всевышний пилотаж: чем израильская паллиативная служба обязана летчику-истребителю
1476
Суд вернул прокурорам дело врача Олега Баскакова, выдавшего обезболивающее пациентке
27 Августа 2019, 19:24
«Ульяновскфармация» не смогла доказать свое банкротство
АО «Ульяновскфармация» не удалось доказать в Одиннадцатом арбитражном апелляционном суде Самары наличие признаков банкротства. Эту процедуру компания пыталась начать, накопив 885,8 млн рублей долгов перед контрагентами. Свои же активы «Ульяновскфармация» оценивала в 704,3 млн рублей.
23 Августа 2019, 13:13
В Самарской области продолжается ротация главных врачей
19 Августа 2019, 19:15
Презумпция виновности: внешние обстоятельства криминализации действий доктора Сушкевич
16 Августа 2019, 20:06
В Пермском крае водители станции скорой помощи готовятся к забастовке
16 Августа 2019, 15:34
Медорганизациям могут компенсировать расходы на аккредитацию JCI
15 Августа 2019, 18:31
Продвигавшийся в Instagram производитель косметики ответит за качество продукции в суде
14 Августа 2019, 19:51
В Приморском крае появится отделение детской паллиативной помощи на 10 коек
14 Августа 2019, 16:53
Двух подрядчиков «РЖД» заподозрили в сговоре во время поставок белья в медучреждения
14 Августа 2019, 8:31
Принимаются заявки на приобретение исследования российского рынка инъекционной косметологии – 2018
Аналитический центр Vademecum представляет уникальное исследование рынка инъекционных косметологических продуктов и услуг.
8 Августа 2019, 16:50
Елена Полевиченко: «Дети – это про «расти и развиваться», а не про «умирать»
Главный внештатный специалист Минздрава РФ по детской паллиативной помощи Елена Полевиченко сообщила, что в 2018 году такую помощь получили около 10 тысяч детей. При этом, по данным Международного атласа паллиативной помощи, в конце жизни число паллиативных пациентов до 14 лет в России оценивается на уровне 36 тысяч человек. По подсчетам фонда «Детский паллиатив», таких пациентов в стране может быть около 180 тысяч. Данные зависят от методики подсчета, вопрос в том, в каких случаях ребенку должен присваиваться паллиативный статус. О том, с чего начинается паллиативная помощь детям и как базовые принципы ее организации вписываются в отечественное здравоохранение, доктор Полевиченко рассказала в интервью Vademecum.
2 Августа 2019, 19:12
Яндекс.Метрика