Почти всю вторую половину года отраслевое сообщество ждало момента передачи в суд удивительного дела Дианы Михайловой. Бывших высокопоставленных чиновников от здравоохранения в нашей стране судят, конечно, не первый и не последний раз, однако далеко не каждый раз для дачи свидетельских показаний вызывают столь влиятельную (как ей самой не раз удавалось доказывать) персону, как Татьяна Голикова. Снять тень с репутации своей бывшей подчиненной экс главе Минздравсоцразвития, видимо, не удалось. К ноябрю следователи посчитали, что собранных доказательств противозаконности действий Михайловой достаточно. Ей грозит 10 лет тюрьмы.
Уголовное дело отсылает к событиям, имевшим место в 2010 году. Тогда Диана Михайлова была директором Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития России и входила в Единую конкурсную комиссию – ту самую, которая устраивала торги по госпрограмме «Семь нозологий». Обвинения Михайловой предъявлены по двум статьям УК РФ: 286-й («Превышение должностных полномочий») и 169-й («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»), осенью дело было передано в суд, первое заседание которого состоится уже в январе.
Что же произошло? Юрлицо, законной предпринимательской деятельности которого, по версии следствия, препятствовала Диана Михайлова, – это группа «Биотэк», основанная предпринимателем Борисом Шпигелем (в 2010-м он представлял в Совете Федерации Пензенскую область и не имел никаких официальных постов в компаниях группы). В декабре 2010 года с «Биотэком» как победителем государственного тендера были заключены контракты на поставку интерферона бета-1а для лечения рассеянного склероза на общую сумму около 2 млрд рублей. Отгрузку оптовик начал своевременно: он не первый год работал с этим МНН. Но на этот раз – впервые в практике «Биотэка» – в поставке был не препарат Ребиф швейцарской Merck Serono, а его аналог Генфаксон производства аргентинской Laboratorio Tuteur. «Биотэк» сотрудничает с аргентинцами уже несколько лет, причем столь плотно, что некоторые участники рынка стремятся увидеть в Tuteur аффилированную с российской группой структуру.
Спокойно заработать 2 млрд «Биотэку» не удалось. Организации в регионах, куда должен был поступить Генфаксон, получили из министерства уведомление о том, что выдавать пациентам этот препарат нельзя, так как у него отсутствует сертификат соответствия. Регистрационное удостоверение Минздравсоцразвития Генфаксон получил еще в апреле 2010 года, за полгода до тендера. А сертификата соответствия и правда не было, чем и мотивировали отказ принимать товар.
«Биотэку» грозил разрыв госконтракта. Чтобы спасти положение, ему пришлось в спешном порядке подписать с министерством допсоглашение и начать поставлять вместо Генфаксона Ребиф. Так продолжалось несколько месяцев. К марту 2011 года «Биотэк», наконец, получил сертификат на Генфаксон, начал его поставки и разослал контрагентам письмо с перечнем имеющихся на этот препарат документов на целый абзац и угрозой прокурорского вмешательства для тех, кто по-прежнему не захочет его брать.
По данным источников VM в следственных органах, многие из коллег Михайловой сообщили следствию, что именно она давала указания не принимать Генфаксон без сертификата. Показания против Михайловой, по сути, дала и ее главный руководитель Татьяна Голикова, уверяют собеседники VM. Материалы дела до начала слушаний недоступны, однако знакомые с ситуацией эксперты полагают,что обвинение может попытаться связать чиновницу с компанией «Менс Сана Фармасьютикал ЛТД» – поставщиком Ребифа.
По оценкам следствия, деятельность Михайловой нанесла компании «Биотэк» материальный ущерб на сумму свыше 50 млн рублей. Как считали ущерб? «Биотэку» пришлось потратиться на срочную сертификацию Генфаксона, а кроме того, завезенные в регионы и не востребованные в первые месяцы 2011 года партии лекарства пришлось списать. Если вина Михайловой будет доказана, ей грозит лишение свободы сроком до 10 лет. (О других приключениях группы «Биотэк» читайте на стр. 12, а о ходе суда над Дианой Михайловой VM расскажет в одном из ближайших номеров.)