20 Мая 2024 Понедельник

Королевство кривых лекал
Ольга Каныгина
17 марта 2014, 15:46
3568

Что мешает британским властям выработать единый подход к регулированию отрасли эстетической медицины

Услуги пластических хирургов пользуются в Великобритании относительно сдержанным спросом. По данным The British Association of Aesthetic Plastic Surgeons (BAAPS), в 2013 году в стране было проведено всего лишь около 50 тысяч операций, в то время как в США этот показатель, согласно статистике The American Society of Plastic Surgeons, несоизмеримо выше – 1,6 млн вмешательств. Может быть, именно поэтому правительство Великобритании, несмотря на многочисленные предложения игроков рынка, не спешит регулировать отрасль.

Вряд ли уместен разговор о том, что рынок пластической хирургии Соединенного Королевства стагнирует или не развивается. Напротив, по данным BAAPS, в 2013 году количество операций эстетической хирургии в стране по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 16,5%. И даже потряс­ший Европу скандал с французским произ­водителем грудных имплантатов Poly Implant Prothese (PIP), уличенным в использовании технического геля, на темпы роста пластиче­ской индустрии не повлиял. Согласно отчету Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS), в 2005 году этот рынок оценивался в 750 млн фунтов стерлин­гов, в 2010 году – уже в 2,3 млрд фунтов стер­лингов, а, по прогнозам правительственных экспертов, к 2015 году вырастет до 3,6 млрд фунтов стерлингов ($5,9 млрд). В свои расче­ты власти включили не только манипуляции, подразумевающие хирургические вмешатель­ства по подтяжке лица, абдоминопластике или увеличению груди, но и безоперацион­ные процедуры – например, инъекции для разглаживания морщин или применение лазера.

И все же скандал с PIP не прошел бесслед­но. После того как в декабре 2013 года суд приговорил главу французской компании Жан-Клода Маса к четырем годам тюрьмы, штрафу в размере 75 тысяч евро и отстране­нию от работы в медицинской сфере, регу­ляторы нескольких европейских государств инициировали ужесточение отраслевых регламентов. В частности, глава медицинско­го подразделения NHS Брюс Киох отправил в правительство свои соображения на этот счет, обратив внимание вышестоящего начальства на два принципиальных момента. Во-первых, Киох предложил приравнять инъекции для подтяжки кожи к рецептурным препаратам, а во-вторых – обязать всех без исключения специалистов, проводящих эстетические хирургические вмешательства и безо­перационные процедуры, регистрироваться в специ­альном реестре. Чиновник также рекомендовал The Royal College of Surgeons срочно разработать стан­дарты обучения пластических хирургов и регламенты по прохождению ими практики, а специализированному образовательному департаменту ведом­ства Health Education England – расписать правила подготовки и сертификации специалистов, которые занимаются инъекциями для подтяжки кожи. Поми­мо изменения квалификационных процедур, Киох призывал отрегулировать рекламу предлагаемых индустрией медуслуг и промоакций – например, запретить «ужасающий», по его выражению, марке­тинговый ход, когда пластическую операцию предла­гают как награду за победу в каком-нибудь конкурсе.

Члены кабинета позитивно восприняли идеи Киоха. Прежде всего, предложение о том, чтобы во избежание повторения истории с PIP тотально регистрировать имплантаты груди. Особенности рекламного сопро­вождения индустрии правительство выразило готов­ность обсуждать с The Advertising Standards Authority. Неменьший интерес власти вызвала идея перекласси­фикации веществ для эстетических инъекций в рецеп­турные лекарственные препараты, однако в решении этого вопроса у британцев связаны руки: по прави­лам Евросоюза эта продукция не является ЛС.

Предложение о ведении общего реестра специали­стов отрасли пока тоже не получило развития – тут потребуется солидарное мнение властей Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а зна­чит, прийти к консенсусу быстро не получится. Эта остановка вызвала наибольшее возмущение в отрас­левом сообществе. Эксперты назвали политическую заминку «еще одной упущенной возможностью отре­гулировать индустрию и обеспечить безопасность пациентов». Глава BAAPS Раджив Гровер в этой связи напомнил, что «план Киоха» – не первая попытка навести в отрасли порядок. В 2005 году с анало­гичной инициативой выступал Лиам Доналдсон, занимавший тогда пост руководителя NHS, однако правительство проигнорировало его предложения. По мнению Гровера, тогда, как и сейчас, принятие неотложных мер по защите пациентов «заменяется политиканством и пустой болтовней». Шеф BAAPS раскритиковал неспособность правительства добить­ся формирования простейшей базы данных – общего реестра специалистов. Недоумение Гровера также вызвал отказ регулятора прописать, наконец, нор­му, обязывающую пластического хирурга получать информированное согласие пациента на проведение той или иной услуги. Подобный документ, с одной стороны, ограждал бы врача от неправомерных пре­тензий, с другой – гарантировал бы пациенту сопро­вождение квалифицированного специалиста на всех стадиях получения эстетической медуслуги: от кон­сультации до реабилитационных процедур.

эстетическая хирургия, пластическая хирургия, великобритания

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС