Услуги пластических хирургов пользуются в Великобритании относительно сдержанным спросом. По данным The British Association of Aesthetic Plastic Surgeons (BAAPS), в 2013 году в стране было проведено всего лишь около 50 тысяч операций, в то время как в США этот показатель, согласно статистике The American Society of Plastic Surgeons, несоизмеримо выше – 1,6 млн вмешательств. Может быть, именно поэтому правительство Великобритании, несмотря на многочисленные предложения игроков рынка, не спешит регулировать отрасль.
Вряд ли уместен разговор о том, что рынок пластической хирургии Соединенного Королевства стагнирует или не развивается. Напротив, по данным BAAPS, в 2013 году количество операций эстетической хирургии в стране по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 16,5%. И даже потрясший Европу скандал с французским производителем грудных имплантатов Poly Implant Prothese (PIP), уличенным в использовании технического геля, на темпы роста пластической индустрии не повлиял. Согласно отчету Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS), в 2005 году этот рынок оценивался в 750 млн фунтов стерлингов, в 2010 году – уже в 2,3 млрд фунтов стерлингов, а, по прогнозам правительственных экспертов, к 2015 году вырастет до 3,6 млрд фунтов стерлингов ($5,9 млрд). В свои расчеты власти включили не только манипуляции, подразумевающие хирургические вмешательства по подтяжке лица, абдоминопластике или увеличению груди, но и безоперационные процедуры – например, инъекции для разглаживания морщин или применение лазера.
И все же скандал с PIP не прошел бесследно. После того как в декабре 2013 года суд приговорил главу французской компании Жан-Клода Маса к четырем годам тюрьмы, штрафу в размере 75 тысяч евро и отстранению от работы в медицинской сфере, регуляторы нескольких европейских государств инициировали ужесточение отраслевых регламентов. В частности, глава медицинского подразделения NHS Брюс Киох отправил в правительство свои соображения на этот счет, обратив внимание вышестоящего начальства на два принципиальных момента. Во-первых, Киох предложил приравнять инъекции для подтяжки кожи к рецептурным препаратам, а во-вторых – обязать всех без исключения специалистов, проводящих эстетические хирургические вмешательства и безоперационные процедуры, регистрироваться в специальном реестре. Чиновник также рекомендовал The Royal College of Surgeons срочно разработать стандарты обучения пластических хирургов и регламенты по прохождению ими практики, а специализированному образовательному департаменту ведомства Health Education England – расписать правила подготовки и сертификации специалистов, которые занимаются инъекциями для подтяжки кожи. Помимо изменения квалификационных процедур, Киох призывал отрегулировать рекламу предлагаемых индустрией медуслуг и промоакций – например, запретить «ужасающий», по его выражению, маркетинговый ход, когда пластическую операцию предлагают как награду за победу в каком-нибудь конкурсе.
Члены кабинета позитивно восприняли идеи Киоха. Прежде всего, предложение о том, чтобы во избежание повторения истории с PIP тотально регистрировать имплантаты груди. Особенности рекламного сопровождения индустрии правительство выразило готовность обсуждать с The Advertising Standards Authority. Неменьший интерес власти вызвала идея переклассификации веществ для эстетических инъекций в рецептурные лекарственные препараты, однако в решении этого вопроса у британцев связаны руки: по правилам Евросоюза эта продукция не является ЛС.
Предложение о ведении общего реестра специалистов отрасли пока тоже не получило развития – тут потребуется солидарное мнение властей Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а значит, прийти к консенсусу быстро не получится. Эта остановка вызвала наибольшее возмущение в отраслевом сообществе. Эксперты назвали политическую заминку «еще одной упущенной возможностью отрегулировать индустрию и обеспечить безопасность пациентов». Глава BAAPS Раджив Гровер в этой связи напомнил, что «план Киоха» – не первая попытка навести в отрасли порядок. В 2005 году с аналогичной инициативой выступал Лиам Доналдсон, занимавший тогда пост руководителя NHS, однако правительство проигнорировало его предложения. По мнению Гровера, тогда, как и сейчас, принятие неотложных мер по защите пациентов «заменяется политиканством и пустой болтовней». Шеф BAAPS раскритиковал неспособность правительства добиться формирования простейшей базы данных – общего реестра специалистов. Недоумение Гровера также вызвал отказ регулятора прописать, наконец, норму, обязывающую пластического хирурга получать информированное согласие пациента на проведение той или иной услуги. Подобный документ, с одной стороны, ограждал бы врача от неправомерных претензий, с другой – гарантировал бы пациенту сопровождение квалифицированного специалиста на всех стадиях получения эстетической медуслуги: от консультации до реабилитационных процедур.