Ускоренное в начале 2015 года внешней конъюнктурой импортозамещение на рынке медизделий (МИ) в августе вдруг застопорилось. Премьер Дмитрий Медведев завернул предложенное Минпромторгом РФ дополнение к правительственному постановлению №102, известному в отрасли как «Третий лишний». А именно - отправил на доработку расширенный на 101 позицию список изделий, по которым в этом году были введены ограничения на госзакупки зарубежной продукции. Теперь в срок до 1 октября Минпромторг и другие вовлеченные в процесс организации должны еще раз тщательно проанализировать предложенный перечень, выслушав аргументы медицинского сообщества. Не дожидаясь резолюции чиновников, Vademecum попытался разобраться, насколько ограничение допуска иностранных компаний к госзакупкам может ударить по индустрии, и понять, есть ли у отечественных предприятий реальный ресурс для конкуренции с лидерами западных рынков.
Скандал вокруг инициативы Минпромторга расширить перечень медицинских изделий, утвержденный в феврале правительственным постановлением №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», стал этим летом самым обсуждаемым сюжетом в отрасли. Медицинское сообщество по всей России всколыхнуло обращение руководителей НКО, в том числе фондов «Вера» и «Подари жизнь», к Дмитрию Медведеву. В своем письме благотворители просили премьер-министра не торопиться с принятием проекта, а создать рабочую группу, которая переписала бы документ с учетом интересов пациентов. Общественники утверждали, что многие продукты вносить в список рано, поскольку важные для отрасли медизделия не имеют отечественных аналогов или не соответствуют современным стандартам оказания медпомощи. «Искусственно созданное ограничение импорта просто уничтожит возможность для развития отечественного производства», — утверждал вслед за соратниками один из идеологов инициатив НКО, врач-пульмонолог и эксперт фонда «Живи сейчас» Василий Штабницкий.
Протест общественных и благотворительных организаций неожиданно поддержали и в Минэкономразвития, рекомендовав доработать весь перечень импортных медизделий, подпадающих под ограничение в госзакупках.
По словам представителей ведомства, к проекту постановления возникли юридическо-технические и редакционные замечания. «Также необходимо отметить, что произошедшее снижение курса национальной валюты естественным путем сократило издержки и в настоящее время позволяет отечественной продукции конкурировать с импортной», — рассуждали представители Минэка.
Окончательную точку в дискуссиях о расширении перечня медицинских изделий поставил глава правительства, отправив проект на доработку. Таким образом, обсуждение инициативы Минпромторга, которое планировалось закончить еще 17 августа, было продлено до 1 октября. «Я его пока завернул, ровно потому, что у нас должна быть стопроцентная уверенность в том, что если мы закрываем позицию, например, ИВЛ, то тогда наши точно не хуже, и самое главное — их можно будет купить и поставить. И то же самое по другим позициям. Лучше идти чуть медленнее, заниматься импортозамещением, но быть уверенными, что все наши больницы, все наши поликлиники оснащены нормальным, работоспособным оборудованием», — заявил премьер-министр 2 сентября на встрече с активом «Единой России» в Рязани. В принятии итогового решения по проекту Медведев обещал все взвесить и в обязательном порядке учесть мнение потребителей и медицинского сообщества.
В НКО, инициировавших кампанию, рады тому, что проблема будет вынесена на общественное обсуждение. «Мы готовы предложить свою помощь, поскольку являемся экспертами в своей области, разбираемся в оборудовании, можем провести совместно с нашими коллегами и объективные клинические испытания, которые не будут изначально подтасованы в пользу какого-то оборудования, — говорит Штабницкий из «Живи сейчас». — Это будет действительно независимая экспертиза. Потому что, по моей информации, российского оборудования, которое сможет заменить иностранное, пока еще нет. Но мы, естественно, будем приветствовать появление дешевого качественного оборудования отечественного производства. Надеюсь, что инициативе Минпромторга не дадут хода». Какие организации будут подключены к обсуждению, пока неясно. В Минпромторге РФ не ответили на запрос Vademecum. Роль Минздрава в работе над документом пока тоже не вполне понятна. «Если данное предложение Минпромторга поступит в Минздрав России в установленном порядке, Минздрав России обязательно его рассмотрит и выскажет замечания и предложения», — сообщили Vademecum в пресс-службе ведомства.
Как бы то ни было, перед чиновниками и вовлеченными в процесс представителями отрасли сейчас стоит непростая задача — на рынке не существует единообразных данных по доле отечественной продукции или ее потенциалу. Ни по индустрии медизделий в целом, ни по ее отдельным сегментам. По данным аналитической компании Meditex, доля локальной продукции в стоимостном объеме госзакупок медицинских изделий, включенных в план импортозамещения Минпромторга РФ, достигла в 2014 году 28%. А по словам генерального директора исследовательской компании MDpro Алексея Ванина, объем импортозамещения в отрасли составляет сейчас не более 8—10% от государственного потребления МИ, включенных в перечень постановления №102, или 2% от всего объема госзакупок этой номенклатуры.
Анализ ситуации в отдельных сегментах вызывает еще большее недоумение. Например, по данным Meditex, кстати, совпадающим с цифрами, приведенными в документах Минпромторга РФ, доля отечественной продукции в сегменте компьютерных томографов составляет 45% от общего объема госзакупок. Однако, по оценкам участников рынка, опрошенных для серийного проекта Vademecum «Импортозамещение», упоминаемые КТ сложно назвать по-настоящему локально произведенными — в России осуществляется преимущественно сборка этих изделий, а выпускающие их предприятия используют до 70% импортных комплектующих. По мнению директора по внешним связям компании Philips в России и СНГ Назима Турдумамбетова, вопрос, насколько продукция является действительно российской, возникает и в отношении других медицинских изделий: «В России есть успешные примеры производства рентгеновского оборудования, решений для мониторинга пациентов, наркознодыхательных аппаратов, ультразвуковых систем — список достаточно широкий. Но нужно непременно оценивать, насколько данное оборудование можно считать отечественным — какой объем составляющих и запасных частей произведен в России, где разрабатываются сложное программное обеспечение и расходные материалы и так далее. На данный момент 81% российского рынка медоборудования приходится на импорт и лишь 19% — на оборудование отечественного производства».
Обратная ситуация с аппаратами ИВЛ. В плане Минпромторга указано, что доля отечественной продукции в этом сегменте составляет 8%. И эта оценка не совпадает со сведениями операторов рынка. Одна из ведущих в сегменте отечественных компаний «Тритон-Электроникс», например, оценивает долю локально производимых стационарных систем ИВЛ в 35%. А по данным некоторых производителей портативных устройств ИВЛ, доля российской продукции в нише переносных устройств составляет примерно 10%.
При этом даже в тех сегментах, где отечественная продукция относительно широко представлена и ее доля оценивается более чем в 20%, говорить о том, что аппараты отечественного происхождения полностью удовлетворяют потребности клиник, некорректно. Например, доля сшивающих аппаратов в планах по импортозамещению Минпромторга оценивается в 23%. «Сшивающие аппараты российского производства на рынке действительно представлены, но их конструкции по сравнению с зарубежными аналогами все-таки довольно архаичны», — сетует представитель РНЦХ им. Б.В. Петровского Павел Богопольский. Впрочем, нельзя не признать, что российские медицинские изделия в индустрии здравоохранения, хоть и «лоскутно», но все же представлены. Участники рынка признают, что во многом развитие отечественного производства медизделий стимулировали масштабные государственные проекты последних лет — нацпроект «Здоровье», программа модернизации здравоохранения и стратегия «Медпром-2020», а также сопутствующая ей ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и на ближайшую перспективу».
По данным исследования аналитического центра Vademecum, в период действия программы, с 2011 по 2015 год, Минпромторг заключил более 160 контрактов на НИОКР по медицинским изделиям на общую сумму около 18 млрд рублей (подробнее о ФЦП — в материале «Пояс действенности»). Около 20 продуктов уже выведено на рынок. Кроме того, около 600 млн рублей были направлены на организацию медицинского производства.
Соответственно, помимо оценки доли отечественной продукции, нужно определиться, какие факторы действительно могут повлиять на укрепление позиций локальных МИ в каждом из сегментов рынка. Несмотря на широкий резонанс, который вызвала инициатива Минпромторга о расширении ограничительного списка медизделий, закупаемых государством, многие представители отечественного медпрома считают, что правило «Третий лишний» — далеко не главная проблема рынка. Во-первых, полгода действия постановления №102 не привели к коллапсу и тотальному дефициту медицинских изделий. Конечно, относительное спокойствие может быть связано и с тем, что в этот период еще не было масштабных госзакупок. С другой стороны, опрошенные Vademecum представители клиник говорят, что не планируют менять свою закупочную стратегию.
У нас всегда по распоряжению руководства в приоритете были российские товары. Это давняя практика, и так само собой сложилось, что доля импорта в наших закупках не так велика. Сейчас будем формировать план закупок на 2016 год и придерживаться в его составлении тех же принципов», — говорит заместитель главного врача по общим вопросам ФГБУ «Консультативно - диагностический центр с поликлиникой» Управления делами Президента РФ Светлана Соммер. В свою очередь, заместитель директора РНЦХ им. Б.В. Петровского Олег Загорулько подтверждает, что его клиника почти не ощутила импортозамещения и продолжает закупать продукцию зарубежного происхождения. В целом же проведенный исследовательской компанией MDPro анализ практики исполнения постановления №102 показал, что за весь период действия документа доля импортозамещения не превысила 2% от общего объема госзакупок медицинских изделий (подробнее о влиянии постановления №102 на отрасль — в таблице «Следуя правилу»). «То есть прямой эффект постановления с точки зрения снижения доли импорта и увеличения доли локальной продукции весьма ограничен», — отмечает Алексей Ванин. Одна из причин столь низкой эффективности регламента, по его мнению, заключается в том, что документ сохраняет заказчикам конкурсов свободу по формулировке требований к закупаемым изделиям и не может принудить их закупать отечественные медизделия в случае, если они не являются полными аналогами закупаемых ими ранее медизделий. «Хорошим примером могут служить, например, биохимические, гематологические реагенты, которые уже в феврале были включены в ограничительный перечень, — говорит Ванин. — Реагенты для импортных закрытых клинико-диагностических систем в принципе не могут быть выпущены альтернативными производителями, поскольку оригинальный производитель по определению сохраняет монополию. Казалось бы, вот он, потенциальный коллапс — импорт остановлен, а российских аналогов нет. Но постановление прямо позволяет приобретать импорт при отсутствии российских аналогов. И никаких критических явлений за шесть месяцев в этой сфере не возникло, поставки импортной продукции продолжаются в полном объеме».
Такого же мнения придерживается и гендиректор ООО «Аткус» Вера Ганичева: «Объявляются конкурсы на чисто импортные аппараты — участие в них почти невозможно, настолько подробно поименованы все технические характеристики. Не бывает же все один в один. Если бы конкурс допускал реальную конкуренцию! Но прописываются не только основные требования, а буквально все особенности товара, который организация хочет получить. Если вы возьмете автомобиль Mercedes и распишете все вплоть до расположения лампочек на «торпеде», то и BMW не будет ему конкурентом: у него лампочки расположены по-другому, у него и подсветка спидометра красная, а не зеленая. И комиссия на первом же этапе отклонит заявку из-за «технических несоответствий».
Отечественные промышленники, опрошенные Vademecum, утверждают, что само по себе постановление, хотя и подразумевает определенные преференции для российских производителей, но все-таки не решает многих базовых проблем рынка, в том числе высоких ставок по кредитам и зависимости от импортных комплектующих. «В России нет современных производителей электронных и химических компонентов для изделий медицинского назначения. На нашем производстве глюкометров и тест-полосок доля импортных комплектующих составляет около 30%. Даже в СССР, например, фермент (глюкозооксидаза) для тест-полосок к глюкометрам производился только на одном предприятии во Львове. Проблема отсутствия в России производств электронных и химических компонентов должна решаться на государственном уровне», — отмечает заместитель генерального директора по розничным продажам ООО «Компания «ЭЛТА» Екатерина Аргир.
Этой темой номера Vademecum начинает серию проектов, в которых будет представлять аналитику по доле импортозамещения в разрозненных сегментах российского медпрома, оценивать потенциал отечественных производителей на этих рынках и рассказывать об инновационных продуктах. Этот блок кейсов мы посвящаем анализу основного компонента ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года следующего исследования станет анализ позиций отечественной продукции в сегменте базовых для любого медучреждения расходников — ваты, бинтов и других утилитарных материалов.