01 Октября 2023

Из Пекина каравай
Евгения Журавлева Фарминдустрия
14 января 2014, 15:57
3841

Новое правительство Китая формует рынок лекарств и медуслуг по-новому

Самым важным событием минувшего года для Поднебесной стал при­ход к власти нового председателя КНР Си Цзиньпина. Вся страна, затаив дыхание, ждала, какой будет новая «генеральная линия партии», в том числе в сфере фармацевтики и здравоохранения, ведь эта социально значимая тема всегда пользуется повышенным вниманием властей. Как выяснилось, новый председатель и его соратники решили действовать традиционно – совершенствовать госрегулирование, но при этом осто­рожно поощрять частную инициативу. Ну и, разумеется, параллельно бороться с коррупцией.

Прошедший год был отмечен в Китае запусками нескольких проектов и приня­тием решений в области регулирования аптечного сектора и сектора медуслуг, а также вопросов донорства органов.

С июня вступил в силу новый сборник правил контроля качества сбыта лекар­ственных средств (GSP – Good Supply Practice of Pharmaceutical Products). По замыслу чиновников, он должен спо­собствовать консолидации фармрынка и сокращению числа многочисленных мелких игроков. В этой редакции GSP были повышены требования к стандар­там качества реализации ЛС, переход на новые рельсы должен занять три года. Не осталась без внимания проблема интернет-аптек, несколько националь­ных ведомств выпустили совместное коммюнике, объявившее войну незакон­ной продаже ЛС в интернете, разрешив только 159 организациям продавать ЛС во Всемирной паутине и наделив их «Сертификатом качества услуг торговли лекарственными препаратами в сети Интернет».

В декабре 2013 года закончился срок перехода на GMP, отведенный компа­ниям, специализирующимся на про­изводстве стерильных ЛС (препараты крови, вакцины и инъекции). Из 1319 таких фармпредприятий сертификацию, в соответствии с протоколом по состоя­нию на 20 июля 2013 года, прошли только 342 (25,9%). По прогнозам CFDA, около 500 компаний могут покинуть рынок.

В прошлом году Китай наконец-то запустил электронную систему учета и распределения донорских органов. Возможно, это позволит Поднебесной постепенно избавиться от критики мирового сообщества, не раз упрекав­шего китайцев в заборе органов казнен­ных заключенных, иногда даже без их согласия.

В октябре правительство КНР проявило благосклонность к частным инвести­циям в госпитальный сектор, выпу­стив постановление «Несколько идей по поводу способствования развитию услуг в области здравоохранения». По прогнозам китайских экспертов, к 2020 году объем рынка услуг в сфере здравоохранения должен достигнуть отметки в в $1,3 трлн, а частным компа­ниям предписано занять на нем суще­ственное место. «Необходимо упростить вхождение на рынок, и если в области не действуют никакие законы, запре­щающие вхождение, то обязательно открыть туда доступ для социального капитала», – говорится в документе.

Новое правительство во главе с Си Цзиньпином взяло за основу своего политического курса антикоррупцион­ную борьбу. В результате на китайском фармрынке разразилось несколько скандалов, среди которых главным стало дело международной компании GlaxoSmithKline (GSK).

Информация о возможном подкупе вра­чей медпредставителями и сотрудниками китайского филиала GSK появлялась в китайских и сингапурских СМИ в нача­ле 2013 года. Позже полиция задержала четверых топ-менеджеров филиала, которые признали свою вину. В общей сложности персоналу международной компании приписывают дачу взяток на сумму до 3 млрд юаней ($489 млн).

Как сообщает Reuters, 17 декабря гене­ральный директор GSK Эндрю Уитти отказался комментировать ситуацию в Китае, поскольку расследование еще не закончено, а уже через два дня стало известно о новом эпизоде этого дела – аресте заместителя начальника шанхай­ского Департамента здравоохранения Хуан Фэнпина, которого тоже подозре­вают в коррупции.

Скандал не прошел для компании даром: по данным Reuters, в III квартале 2013 года выручка GSK в КНР упала на 61%.

Под подозрение попала не только GlaxoSmithKline: по сообщениям местной прессы, представители китай­ских властей посетили также офисы компаний AstraZeneca, UCB, Eli Lilly, Sanofi, Lundbeck и Novo Nordisk, однако обвинений никому из их сотрудников предъявлено не было.

Китайские правоохранители интере­суются не только международными компаниями – в конце декабря стало известно о начале расследования про­тив местной Shanghai Pharmaceuticals Holding, чью «дочку» также обвиняют в подкупе врачей.

китай, китайская традиционная медицина

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа