26 Сентября 2023 Вторник

Имя притягательное
Ольга Макаркина Фарминдустрия
8 июля 2013, 19:18
Фото: Оксана Добровольская
3880

Владимир Путин хочет увидеть список препаратов, которые будут закупаться под своими брендами, в начале августа

Президент Путин призвал правительство срочно, в течение месяца, принять меры по регулированию закупок лекарственных препаратов. Участников рынка смущает и спешка в принятии подобных решений, и непосредственный перечень поручений, включающий, например, разработку списка препаратов, госзакупки которых можно допустить по торговым наименованиям.

Владимир Путин подписал перечень поручений по вопросам регулирования закупок лекарственных средств. Об этом 2 июля сообщила пресс-служба Президента РФ. В течение месяца он ждет от правительства готовых ≪исчерпывающих мер≫, а конкретно разработки и утверждения перечня препаратов, которые допустимо закупать по торговым наименованиям. Кроме того, президент поручил установить предельные значения начальной (она же максимальная) цены контракта – в целях предоставления равных возможностей действующим на одной территории государственным и муниципальным заказчикам ЛС. А чтобы определение начальной цены торгов было максимально точным, президент требует создать систему мониторинга закупок. Ответственным за исполнение поручений назначен премьер Дмитрий Медведев, времени на проведение преобразований – всего месяц.

Участников рынка смутили и внезапность появления поручений президента, и их характер, и сверхсжатые сроки исполнения. Генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев недоумевает, что же в конечном итоге поручено разработать – перечень или порядок его формирования: ≪Действующий Федеральный закон №94 содержит формулировку, дающую правительству возможность по разработке любого из двух документов – ≪перечень утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации≫.

Появление поручений главы государства многим показалось странным с учетом того, что работа по организации закупок препаратов по торговым наименованиям уже давно ведется. Еще полгода назад после продолжительных дискуссий Минздрав и ФАС совместно подготовили проект постановления правительства ≪О порядке утверждения перечня лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых для нужд заказчиков осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями≫.

Данный перечень должен был утверждаться совместным же приказом Минздрава и ФАС. Согласно проекту, вопрос, включать или исключать тот или иной препарат из перечня, должен решаться в рамках постоянно действующей межведомственной комиссии, в которую на паритетных началах входили бы чиновники министерства и федеральной службы.

Критерий допуска препарата в список предлагался простой – химическая формула оригинального ЛС должна быть удостоверена патентом, его замена другим препаратом невозможна. Компании, желающей подать заявку о включении препарата в перечень, необходимо предъявить патент, а также результаты клинических исследований, подтверждающих необходимость включения лекарства в перечень. Кроме того, заявитель в добровольном порядке может представить данные международного опыта применения препарата, а также результаты опубликованных научных исследований. В проекте постановления оговаривалось, что комиссия принимает итоговое решение с учетом рассмотренных в совокупности документов заявителя, представленных по запросу комиссии заключений ведущих российских медицинских организаций, а также заключений Минздрава и Росздравнадзора. Причем созреть это решение должно было не позднее чем через полгода после подачи заявки компанией-производителем.

Отраслевые лоббисты недоумевают, с чем связано очередное подобное поручение, причем со стороны президента. ≪Создается впечатление, что руководство в рамках действующего до конца года Федерального закона №94 о госзакупках решило уйти от регламентации порядка формирования документа, предполагавшего заявительный характер попадания лекарственных препаратов в перечень, и создать закрытый перечень ЛС. Хотелось бы получить ответы на эти вопросы и снять преждевременные опасения≫, – говорит Виктор Дмитриев.

Заместитель генерального директора STADA CIS Иван Глушков в свою очередь добавляет, что требование сформировать перечень за месяц чревато рядом негативных последствий. ≪Это не позволит ни порядок его формирования утвердить(поскольку придется разрабатывать и согласовывать новую процедуру), ни внимательно рассмотреть доказательства терапевтической эффективности и безопасности лекарственных препаратов, включаемых в список. Качество результата принесено в жертву скорости. Причины же спешки неочевидны≫, – подытоживает Глушков.

Участники рынка полагают, что с появлением такого перечня говорить об экономии бюджетных средств при закупке включенных в него препаратов вряд ли придется. По словам гендиректора ГК ≪Герофарм≫ Петра Родионова, практика участия в торгах на поставку инсулинов однозначно показывает полное отсутствие снижения начальной цены лота при проведении аукциона по торговым наименованиям. ≪То есть экономии бюджетных средств в результате торгов просто не возникает. Компания побеждает лишь в том случае, если торги объявлены по международному наименованию лекарственного препарата, и экономия бюджетных средств иногда достигает 40–60%≫, – подсчитал Родионов.

Дополнительные опасения у гендиректора ≪Герофарма≫ вызывают порядок определения такого перечня, сроки его пересмотра и круг лиц, допущенных к принятию решений. ≪Ежегодный объем государственных закупок только инсулинов составляет миллиарды рублей. И рынок поделен в основном между зарубежными компаниями. Поэтому на сегодняшний день эта мера скорее защищает позицию крупных, в основном иностранных, производителей лекарственных средств≫, – добавляет Родионов.

У участников рынка есть вопросы и к другим связанным тематически поручениям президента. Им непонятно, к примеру, содержание цели предоставления равных возможностей при закупке ЛС государственным и муниципальным заказчикам, расположенным на одной территории. ≪Каким образом государство намерено уравнять заказчиков, имеющих разные не только возможности, но и потребности? – интересуется Виктор Дмитриев. – Неясно, что подразумевается под ≪одной территорией≫ – в рамках одного региона, одного административного центра и так далее?≫.

А месячный срок, отведенный на создание системы мониторинга закупок, игроки и вовсе считают нереальным. ≪Только на разработку технического задания и проведения тендера по выбору поставщика времени надо больше. Значит, речь идет о мониторинге ≪в ручном режиме≫ – сбор информации с регионов по телефону или в excel-файлах со всеми проблемами ≪человеческого фактора≫, – предполагает Иван Глушков. 


путин, медведев, госзакупки

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа

Екатерина Алексеева: «Мы можем лечить самых тяжелых, ранее абсолютно бесперспективных пациентов»

Первого звонок: какие нормативные новеллы в сфере здравоохранения вступают в силу 1 сентября 2023 года