Объем китайского розничного фармрынка превышает 230 млрд юаней ($37,5 млрд), однако конкуренция на нем крайне высока – в Поднебесной действуют свыше 400 тысяч аптек. Крупные аптечные сети чувствуют себя неплохо, а мелкие и средние пять лет назад начали объединяться в региональные союзы. Кооперация позволяет им снижать издержки при закупках, обучении персонала и тому подобном. Согласно отчету координирующей такие союзы некоммерческой организации China Medical Pharmaceutical Material Association (CMPMA ), входящие в них сети в 2013 году сгенерировали 18% от общей розничной выручки, притом что объединяют всего 4,93% от общего количества аптек Китая.
Первый региональный союз аптечных сетей под эгидой CMPMA был образован в 2009 году в провинции Цзянсу. Сейчас таких организаций создано уже 17, они охватывают всю карту КНР и представляют почти каждую провинцию, в некоторые союзы входит сразу несколько регионов. Согласно обнародованному в январе отчету CMPMA, за 2013 год количество входящих в союзы розничных сетей выросло на 38 – до 494 (всего в КНР действуют 3 107 аптечных сетей), они объединяют около 20 тысяч аптек и сгенерировали 42,234 млрд юаней ($6,8 млрд) выручки, в то время как одиночные аптеки заработали 134 млрд юаней ($21,8 млрд).
Примечательно, что сети – члены аптечных союзов обычно не фигурируют в топах рейтингов по объемам продаж, занимая скромные места в восьмом или девятом десятках. Это свидетельствует о том, что забрать свою долю рынка путем кооперации стремятся, прежде всего, мелкие и средние аптечные сети. Основным плюсом такого рода дипломатических отношений, казалось бы, между конкурентами являются консорциумы по закупкам лекарственных средств, которые, по заявлению CMPMA, позволяют им значительно экономить. В 2013 году было проведено 65 совместных закупок, оборот закупленного товара превысил 2,065 млрд юаней ($336,9 млн). Экономия составила от 1,5% до 20% закупочной цены. Благодаря коллективным закупкам цепочка от производителя до покупателя значительно сокращается: если для обычных аптек реализация товара представляет собой пятиступенчатую схему (фармпроизводитель – представительство фармпроизводителя – региональный дистрибьютор – аптечная сеть – покупатель), то для союзных все намного проще (фармпроизводитель – аптечная сеть – покупатель). Такая схема позволяет экономить до 15% на издержках.
Как следует из отчета CMPMA, непосредственно у производителей закупают товар 60,90% участников региональных союзов. Союзные аптечные сети стараются расширить свое прямое сотрудничество с фармпроизводителями, в 2013 году они начали работать с такими компаниями, как China Resources Sanjiu Medical & Pharmaceutical, Dongeejiao, Renhe Pharmacy, Yunnan Baiyao и др. Помимо закупки товара, участники союзов стараются повышать качество управления и проводят совместные тренинги для персонала. Эта задача стала особенно актуальной в 2013 году после принятия новых стандартов GSP (Good Supply Practice of Pharmaceutical Products), заметно повысивших требования к обслуживанию в аптечных сетях. Хэнаньский аптечный союз даже создал специальную компанию – Yuanmeng Pharmacy Management Company, которая занимается подготовкой высококвалифицированных управленцев. Как гордо заявляют представители CMPMA, союзные сети обеспечивают работой 154 961 человек, выплачивая им в год не менее 6,5 млрд юаней ($1 млрд) заработной платы.
Союзы активно развивают интернет-продажи. Почти четверть компаний, имеющих государственную сертификацию для продажи лекарств во Всемирной паутине, являются членами региональных союзов. За минувший год им удалось продать через интернет лекарств и сопутствующих товаров на 926 млн юаней ($151 млн).
Еще одно направление деятельности – отраслевой лоббизм. Хэнаньский союз, например, выступает за разнообразие, призывая правительство снять ограничения на продажу нелекарственных средств в аптеках, работающих по страховке, или включить в перечень ЛС, подпадающих под страховые выплаты, различные профилактические средства.
Союз аптечных сетей Хэйлунцзяна занят другой проблемой: требует от правительства урегулировать порядок торговли детскими молочными смесями, которые с недавнего времени в обязательном порядке продаются в аптеках. Отсутствие четких правил создает массу проблем, утверждают представители организации.