27 Июля 2024 Суббота

Иероблеф
Евгения Журавлева
3 марта 2014, 16:56
5513

Как маленькие китайские аптечные сети притворяются большими

Объем китайского розничного фармрынка превышает 230 млрд юаней ($37,5 млрд), однако конкуренция на нем крайне высока – в Поднебесной действуют свыше 400 тысяч аптек. Крупные аптечные сети чувствуют себя неплохо, а мелкие и средние пять лет назад начали объединяться в региональные союзы. Кооперация позволяет им снижать издержки при закупках, обучении персонала и тому подобном. Согласно отчету координирующей такие союзы некоммерческой организации China Medical Pharmaceutical Material Association (CMPMA ), входящие в них сети в 2013 году сгенерировали 18% от общей розничной выручки, притом что объединяют всего 4,93% от общего количества аптек Китая.

Первый региональный союз аптечных сетей под эгидой CMPMA был образован в 2009 году в провинции Цзянсу. Сейчас таких организаций создано уже 17, они охватывают всю карту КНР и представляют почти каждую провинцию, в некоторые союзы входит сразу несколько регионов. Согласно обнародованному в январе отчету CMPMA, за 2013 год количество входящих в союзы розничных сетей выросло на 38 – до 494 (всего в КНР действуют 3 107 аптечных сетей), они объединяют около 20 тысяч аптек и сгенерировали 42,234 млрд юаней ($6,8 млрд) выручки, в то время как одиночные аптеки заработали 134 млрд юаней ($21,8 млрд).

Примечательно, что сети – члены аптечных союзов обычно не фигурируют в топах рейтингов по объемам продаж, занимая скромные места в восьмом или девятом десятках. Это свидетельствует о том, что забрать свою долю рынка путем кооперации стремятся, прежде всего, мелкие и средние аптечные сети. Основным плюсом такого рода дипломатических отношений, казалось бы, между конкурентами являются консорциумы по закупкам лекарственных средств, которые, по заявлению CMPMA, позволяют им значительно экономить. В 2013 году было проведено 65 совместных закупок, оборот закупленного товара превысил 2,065 млрд юаней ($336,9 млн). Экономия составила от 1,5% до 20% закупочной цены. Благодаря коллективным закупкам цепочка от производителя до покупателя значительно сокращается: если для обычных аптек реализация товара представляет собой пятиступенчатую схему (фармпроизводитель – представительство фармпроизводителя – региональный дистрибьютор – аптечная сеть – покупатель), то для союзных все намного проще (фармпроизводитель – аптечная сеть – покупатель). Такая схема позволяет экономить до 15% на издержках.

Как следует из отчета CMPMA, непосредственно у производителей закупают товар 60,90% участников региональных союзов. Союзные аптечные сети стараются расширить свое прямое сотрудничество с фармпроизводителями, в 2013 году они начали работать с такими компаниями, как China Resources Sanjiu Medical & Pharmaceutical, Dongeejiao, Renhe Pharmacy, Yunnan Baiyao и др. Помимо закупки товара, участники союзов стараются повышать качество управления и проводят совместные тренинги для персонала. Эта задача стала особенно актуальной в 2013 году после принятия новых стандартов GSP (Good Supply Practice of Pharmaceutical Products), заметно повысивших требования к обслуживанию в аптечных сетях. Хэнаньский аптечный союз даже создал специальную компанию – Yuanmeng Pharmacy Management Company, которая занимается подготовкой высококвалифицированных управленцев. Как гордо заявляют представители CMPMA, союзные сети обеспечивают работой 154 961 человек, выплачивая им в год не менее 6,5 млрд юаней ($1 млрд) заработной платы.

Союзы активно развивают интернет-продажи. Почти четверть компаний, имеющих государственную сертификацию для продажи лекарств во Всемирной паутине, являются членами региональных союзов. За минувший год им удалось продать через интернет лекарств и сопутствующих товаров на 926 млн юаней ($151 млн).

Еще одно направление деятельности – отраслевой лоббизм. Хэнаньский союз, например, выступает за разнообразие, призывая правительство снять ограничения на продажу нелекарственных средств в аптеках, работающих по страховке, или включить в перечень ЛС, подпадающих под страховые выплаты, различные профилактические средства.

Союз аптечных сетей Хэйлунцзяна занят другой проблемой: требует от правительства урегулировать порядок торговли детскими молочными смесями, которые с недавнего времени в обязательном порядке продаются в аптеках. Отсутствие четких правил создает массу проблем, утверждают представители организации.

китай

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении