
Интриги добавляет то, что в свободном доступе документ провисел всего сутки. В Минздраве затруднились назвать причину удаления проекта, но собеседники VADEMECUM в министерстве говорят, что правки будут носить технический характер, отменять решение о передаче НИК статуса единого поставщика не планируется.
Как только распоряжение подпишет премьер Медведев, для оптовиков, на протяжении последних лет работавших в Нацкалендаре, и для производителей вакцин изменится многое.
В пояснительной записке к документу говорится, что «системным решением должна стать государственная политика, обеспечивающая приоритет закупок у отечественных разработчиков и производителей иммунобиологических препаратов полного цикла производства».
Однако вряд ли НИК сможет быстро перекроить структуру рынка. В проекте номенклатура препаратов, за закупку которых будет отвечать НИК, ограничена 10 позициями (подробнее – в таблице «Переходящее знамение»). В предварительный перечень не вошли три наиболее дорогостоящие вакцины – для профилактики пневмококковых инфекций, полиомиелита и гемофильной инфекции. Совокупный объем их закупок на 2015 год уже составил более 5 млрд рублей, в то время как стоимость заключенных контрактов по передаваемым НИК позициям не превысила 1,34 млрд рублей. Кто будет отвечать за закупку не вошедших в перечень наиболее дорогостоящих препаратов – в проекте распоряжения не говорится.
На запрос VADEMECUM в НИК ответили, что «компания планирует поставку как собственной продукции, так и продукции других отечественных производителей, в том числе произведенной в рамках кооперации» с иностранцами. А в случае утверждения проекта распоряжения между Минздравом и НИК будут заключены госконтракты, после чего госкомпания «в кратчайшие сроки проведет собственные закупки».
Производители препаратов, поставки которых Минздрав решил отдать НИК, грядущей перспективе монополизации рынка госзакупок вакцин не сильно рады. Отчетливо в поддержку появления госоператора высказались только в «Микрогене», недавно перешедшем под контроль НИК.
Алексей Чупин, гендиректор ЗАО «Биннофарм», препараты которого также фигурируют в проекте распоряжения, намерения правительства не комментирует, но все же уточняет, что, если решение о назначении НИК едиными поставщиком будет принято, его компании придется прекратить все R&D в области иммунобиологии по причине снижения доходности. «Нам непонятен порядок проведения торгов. Одно дело, когда заказчиком выступает государство, и совсем другое, когда им становится коммерческая компания. НИК ставит целью получение прибыли. Задачей компании станет разделение прибыли между государством и производителем. В таком случае доходность на этом рынке сократится», – говорит Чупин. В НПО «Петровакс‑Фарм» также недовольны планами НИК по захвату рынка. «Никаких переговоров относительно включения в список с нами не вели. Но очевидно, что у НИК до сих пор отсутствуют достаточные производственные мощности. И все активы, которые в будущем только будут переданы в НИК, все равно не покроют необходимые потребности», – уверена представитель «Петровакс‑Фарм» Ольга Маценко.