27 Июля 2024 Суббота

До кибера доведет
Анна Родионова Мединдустрия
23 сентября 2013, 17:51
13068

Специалисты, способные работать на стыке информатики и медицины, пользуются всевозрастающим спросом

В сентябре в Псковском государственном университете открылся медицинский факультет, набравший студентов по специальности «медицинская кибернетика». ПсковГУ стал шестым российским вузом, где готовят врачей‑кибернетиков. В этом году российская программа образования по медицинской кибернетике впервые будет включена в обзор Европейской ассоциации медицинской информатики (EFMI). Рост спроса на медиков‑кибернетиков эксперты объясняют массовой информатизацией учреждений здравоохранения.

Первое отделение медицинской кибернетики открылось при медико-биологическом факультете РГМУ им. Н.И. Пирогова в 1973 году. Затем, в 1988 году, аналогичное отделение появилось в СибГМУ. За все это время два медицинских вуза выпустили 1600 врачей-кибернетиков. В оставшихся четырех институтах ни одного выпуска врачей такой специализации еще не было – готовить их начали только несколько лет назад.

Столь незначительное количество вузов, где есть специальность ≪медицинская кибернетика≫, эксперты объясняют ограниченными ресурсами подготовки студентов и сложностью обучения. ≪Университетов, выпускающих врачей-кибернетиков, мало. Одной из причин является нетривиальность подбора преподавателей, которые смогут хорошо обучать будущих врачей-кибернетиков. Специальность находится на стыке классического медицинского и классического технического образования≫, – поясняет заведующая кафедрой медицинской и биологической кибернетики РГМУ и главный внештатный специалист Минздрава по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Татьяна Зарубина.

≪Программа обучения очень специфична, далеко не везде можно обеспечить ее выполнение – не в последнюю очередь из-за отсутствия преподавателей достаточной квалификации≫, – соглашается генеральный директор компании ≪Брегис≫, занимающейся поставкой, внедрением и сервисным обслуживанием информационных систем для клинико-диагностических лабораторий и медицинских учреждений, Георгий Отставнов.

≪Необходимо обеспечить качественное преподавание в трех очень разных областях: естественные науки, IT и медицина≫, – резюмирует декан медико-биологического факультета СибГМУ Сергей Карась. Во всех университетах будущие врачи-кибернетики учатся только на дневном отделении. За шесть лет подготовки студенты изучают фундаментальные, медицинские и информационные дисциплины. Затем студенты поступают в интернатуру по клиническо-лабораторной диагностике и ординатуру по функциональной, радиологической и рентген-диагностике – если хотят работать врачами. Диплом медицинского кибернетика дает им возможность работать диагностами – врачами клинической лабораторной, ультразвуковой, функциональной диагностики, рентгенологами, радиологами, бактериологами, вирусологами и генетиками.

Но медики-кибернетики могут уйти и в сферу разработки и внедрения медицинских информационных систем. По словам Татьяны Зарубиной, научными изысканиями в медицине и биологии после окончания вуза начинают заниматься около половины выпускников. Еще 10–15% поступают в ординатуру и после окончания работают врачами-диагностами. Примерно 30–35% студентов уходят работать в компании, занимающиесяразработкой и внедрением медицинских информационных систем. ≪На наших выпускников большой спрос, и с будущими зарплатами у тех, кто идет работать в коммерческие структуры, все хорошо≫, – отмечает заведующая кафедрой медицинской кибернетики РГМУ.

≪У наших выпускников преимущество – наличие компетенции в двух сферах – медицина и IT, и ощущение роли ≪моста≫ между этими областями, – поясняет Сергей Карась. – Они являются системными аналитиками (постановщиками задач) в любых медицинских и медико-биологических областях, а также разработчиками как аппаратных средств, так и программного обеспечения. Они не лечащие врачи, но специалисты высокотехнологичной инструментальной диагностики≫.

≪Это как раз то, чего не хватает медицинскому информационному сообществу: айтишников много, а постановщиков мало, и постановка – как раз ниша для наших выпускников, – добавляет Татьяна Зарубина. – Каждый год сотрудники компаний-разработчиков приглашают студентов-пятикурсников на практику в свои фирмы, чтобы потом оставить часть из них работать у себя≫.

По словам экспертов, если в 1980-х и 1990-х годах к врачам-кибернетикам относились с подозрением, то сейчас в связи с глобальной информатизацией и поступлением современного оборудования система здравоохранения нуждается в таких специалистах. ≪До недавнего времени уровень внедрения медицинских информационных систем не доходил до определенной ≪планки≫, – рассказываетТатьяна Зарубина. – Но сейчас эта черта преодолена – внедрение таких систем становится массовым, в первую очередь, систем учрежденческого уровня, которые нацелены на поддержку деятельности всех участников лечебно-диагностического процесса, сначала в стационарах, а затем и в поликлиниках≫.

Врачи-кибернетики на рынке весьма востребованы, ≪скорее, их даже не хватает≫, подтверждает Георгий Отставнов. ≪Для примера: в нашей компании выпускники отделения медицинской кибернетики занимают должности генерального директора, менеджера проектов, начальника службы внедрения и технической поддержки, инженера группы внедрения, инженера-технолога≫, – перечисляет гендиректор компании ≪Брегис≫. Помимо компаний, разрабатывающих информационные системы, в медицинских кибернетиках заинтересованы поставщики высокотехнологичного медицинского оборудования – здесь они работают менеджерами и руководителями направления продаж, специалистами по применению оборудования. Такие кадры нужны и для разработки структуры медицинских документов, и для создания медицинских справочников-номенклатур на международном уровне.

По данным рекрутингового портала HeadHunter, в 2013 году специалисты с дипломом по медицинской кибернетике и опытом работы один–три года могли претендовать на должность руководителя проекта по внедрению медицинских информационных систем с уровнем зарплаты 70–100 тысяч рублей, менеджера по продажам медицинского оборудования с зарплатой от 80 тысяч рублей, специалиста по фармакобезопасности и медицинского аналитика. Медицинские учреждения Московской области искали рентгенологов без опыта работы на зарплату 30–50 тысяч рублей, в Краснодаре нужен был врач клинической лабораторной диагностики на зарплату 20 тысяч рублей, а в Сочи – врач-бактериолог с зарплатой 24 тысячи рублей, социальным пакетом (надбавки за квалификационную категорию, вредные условия труда, досрочное назначение пенсии) и единовременной выплатой в 1 млн рублей, так как ЛПУ находится в сельской местности.

Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС), которая сейчас создается в Москве, – тоже огромная сфера для приложения умений врачей-кибернетиков. Не говоря уже о Единой государственной информационной системе здравоохранения (ЕГИСЗ), которая, по замыслу Минздрава, должна охватить всю Россию. Причем эксперты подчеркивают, что профильных специалистов уже не хватает – если бы внедрением ЕМИАС занимались кибернетики, ≪начали бы они действовать совсем иначе, системно≫.

Очевидно, что количество выпускаемых вузами врачей-кибернетиков необходимо увеличивать. ≪Но, безусловно, по объему выпуска эта специальность не должна быть сопоставлена с лечебными, педиатрическими или стоматологическими факультетами. Стоит ставить задачу наличия хотя бы одного специалиста врача-кибернетика в каждом крупном медицинском учреждении страны≫, – считает главный внештатный специалист Минздрава по внедрению современных информационных систем.

Сергей Карась указывает, что желательно использовать дистанционные и проектные формы обучения, а студентам необходимо ≪получение более глубоких знаний по топографической анатомии, имея в виду возможность работы в лучевой диагностике и УЗИ≫.

Кроме этого, в России, в отличие от европейских стран, нет ординатуры по медицинской информатике. В США используют оба термина, и ≪медицинская информатика≫, и ≪медицинская кибернетика≫, в Европе более популярен первый из них. ≪Считаю, что мы ≪дозрели≫ до ординатуры, и эта ординатура должна быть, так же, как на Западе, и для выпускников других врачебных факультетов≫, – замечает Татьяна Зарубина.

Именно для обсуждения последипломного образования РГМУ им. Н.И. Пирогова планирует организовать приезд в Россию профессора медицинской информатики Афинского университета (University of Athens) и вице-президента EFMI Джона Мантаса и профессора медицинской информатики Университета Амстердама Арии Хасмана.

Железная поступь «лженауки»

Применять методы кибернетики в биологии и медицине стали после 1948 года, когда вышла книга Норберта Винера ≪Кибернетика, или управление и связь в животном и машине≫, в которой впервые говорилось об идентичности процессов управления и связей в машинах и живых организмах.

В СССР новую науку приняли не сразу. В 1952 году в ≪Литературной газете≫ вышла статья ≪Кибернетика – ≪наука≫ мракобесов≫, в которой автор обрушивался на теорию Винера: ≪Эта модная лжетеория, выдвинутая группой американских ≪ученых≫, претендует на решение всех стержневых научных проблем и на спасение человечества от всех социальных бедствий. Кибернетическое поветрие пошло по разнообразным отраслям знания: физиологии, психологии, социологии, психиатрии, лингвистике и др. По утверждению кибернетиков, поводом к созданию их лженауки послужило сходство между мозгом человека и современными сложными машинами≫. Однако, к счастью, гонения на кибернетику через три года закончились – советское руководство оценило пользу от электронных вычислительных машин.

Первые экспериментальные автоматизированные медицинские системы появились в СССР в 1960-х годах. Первая диагностическая система на основе ЭВМ, определяющая врожденные пороки сердца, была создана в 1964 году в лаборатории кибернетики Института хирургии им. А.В. Вишневского.

В 1969 году в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева была разработана система автоматической диагностики поражения клапанов сердца. К середине 1970-х были созданы компьютерная система ≪Симфония≫ для слежения за состоянием больного во время хирургической операции и автоматизированная система обеспечения решений врача – АСОРВ.

В 1973 году профессор Сурен Гаспарян основал в РГМУ им. Пирогова отделение, а затем и кафедру медицинской кибернетики. Первых специалистов для СССР и стран – членов Совета Экономической Взаимопомощи выпустили в 1979 году. 

информатизация, информатизация здравоохранения, медицинская кибернетика

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении