27 Июля 2024 Суббота

Дно неузнаваемости
Ольга Гончарова Мединдустрия
12 августа 2014, 15:21
6734

VM поднял на поверхность экономику эстетической хирургии

Эстетическая хирургия, получив пять лет назад официальный статус медицинской специальности, сразу стала самым публичным сегментом рынка медицинских услуг. Пластические хирурги с удовольствием дают интервью о клиентах и методиках лечения, снимаются в телевизионных шоу и проводят рекламные и PR‑кампании. Единственная тема, о которой они предпочитают не распространяться, – экономика их бизнеса: количество операций, число сотрудников, объемы выручки и нормы прибыли. VM удалось отчасти нарушить эту традицию.

Глобальные исследования этого рынка сейчас проводит только Международное общество эстетической пластической хирургии (ISAPS), которое аккумулирует информацию о количестве и типах эстетических операций и косметологических манипуляций, проводимых участниками ISAPS по всему миру.

Для проведения исследования рынка в 2013 году ISAPS направила запросы примерно 35 тысячам пластических хирургов, а ответы получила лишь от 1 567 специалистов. Данные, полученные от этих респондентов, были экстраполированы на достоверно известное число хирургов, оперирующих в той или иной стране исследования, и затем масштабировались как глобальная статистика. Точнее и подробнее этот сегмент рынка медуслуг никто не замерял и пока не замеряет.

Однако самые свежие данные ISAPS о параметрах российского рынка эстетической хирургии датировались 2011 годом – в исследовании 2013 года организация ограничилась только статистикой общего числа работающих здесь хирургов. ≪К сожалению, в этом году нам не удалось собрать необходимое для нашей методологии количество ответов от российских пластических хирургов, чтобы предоставить корректную статистику по стране≫, – призналась VM директор ISAPS по внешним связям Ли Хоуп Фонтен.

Помимо ISAPS, попытки замерить российский рынок предпринимали отечественные аналитики. Полтора года назад, например, компания Step by Step опубликовала данные кабинетного исследования, согласно которому эстетическая медицина в России в 2012 году занимала 5% объема отечественного рынка платных медуслуг, что составляло около $120 млн. Однако, как признали представители Step by Step, именно эстетическая хирургия в тот замер попала вместе с косметологией, трихологией, флебологией и другими сегментами ≪эстетики≫. А информация собиралась из вторичных источников, материалов СМИ, открытых статистических данных. Итоги 2013 года по этим параметрам в Step by Step уже не подводили.

Получить данные, а тем более сверить их с несколькими достоверными источниками, в этом сегменте непросто. Пластические хирурги в России, как правило, работают по совместительству в нескольких клиниках, с каждой из которых у них формируются индивидуальные взаимоотношения. Они могут оперировать как штатные специалисты, по договору или ≪договоренности≫ с медучреждением – например, отчислять ≪роялти≫ за аренду клинических площадей и оборудования, оставляя себе выручку. Отследить объем проводимых операций и финансовые потоки каждого хирурга практически невозможно.

Поэтому основными объектами настоящего исследования VM стали не врачи, а клиники и отделения пластической хирургии, где аккумулируется информация о числе оперирующих специалистов, количестве и типе проводимых ими вмешательств и, конечно, о стоимости услуг. В исследовании приняли участие обособленные медучреждения, работающие в статусе юрлица, пластические хирурги – индивидуальные предприниматели, а также отделения пластической хирургии, действующие на базе госучреждений здравоохранения и многопрофильных медицинских центров.

Цель исследования заключалась в выявлении основных экономических показателей этих бизнес-единиц и рынка эстетической хирургии в целом. Особенностью этого вида медуслуг является отсутствие традиционных диагнозов, поэтому на первом этапе исследования была разработана единая типология операций, составленная на основе опросов более 30 профильных специалистов, работающих в разных регионах России (см. таблицу ≪Множественные порезы≫), и в дальнейшем учитывались только хирургические вмешательства оговоренных типов.

Все прочие манипуляции, такие, например, как удаление новообразований или комков Биша, косметологические процедуры и реконструктивные операции, при подведении итогов не брались во внимание. Операции разных типов, сделанные одному пациенту, учитывались отдельно. Например, если клиенту эстетической клиники одновременно произвели эндоскопическую подтяжку лба и подтяжку средней и нижней зон лица по методике SMAS, то эти вмешательства считались как две разные операции.

≪Эстетика≫ в России пока не включена ни в систему ОМС, ни в программы добровольного медицинского страхования, поэтому под объемом рынка мы подразумеваем совокупные затраты пациентов на операции, проведенные в российских клиниках в 2013 году. Покупка услуги на проведение операции рассчитывалась как чистая стоимость вмешательства для пациента без учета его расходов на анализы, анестезию и пребывание в стационаре.

Исследование, занявшее около шести месяцев, помимо анализа данных из открытых источников, строилось на нескольких ≪потоках≫ интервью участников рынка. Всего VM опросил представителей более 280 клиник и отделений пластической хирургии, действующих на базе ЛПУ и медцентров разных форм собственности.

Интервью об общих параметрах деятельности профильных медпредприятий проводились среди сотрудников разного уровня компетенции – от администраторов до ведущих хирургов и руководителей клиник. Более 100 официальных представителей клиник приняли участие в глубинных интервью с предоставлением данных о числе хирургов, типах и количестве операций, проведенных в их центрах в 2013 году.

Данные о стоимости операций основаны на открытых прайс-листах, а также информации, полученной в результате ≪пациентских≫ звонков в более чем 100 клиник или отделений пластической хирургии. Дополнительная проверка данных осуществлялась путем опросов и консультаций с дистрибьюторами основных расходных материалов (в том числе имплантатов), а также с независимыми хирургами, одновременно сотрудничающими с несколькими медучреждениями.

Для получения полной версии «Исследования российского рынка эстетической пластической хирургии в 2013 году», скачайте эту статью, а также материалы «Лекальные успехи» и «Вертел перемен» в формате PDF.

эстетическая хирургия

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении