20 Января, 2:51

Для наружного применения

Дарья Шубина
14 Апреля 2014, 18:09
5663
Минздрав рекомендовал ЛПУ отдать на аутсорсинг бухгалтерию и кадры
Минздрав разослал в подведомственные медучреждения письмо, содержащее призыв к оптимизации рас­ходов. Руководителям ЛПУ предлагается сократить избыточный управленческий штат, а высвободившиеся средства направить на повышение зарплат медицинского персонала. Авторы послания, в частности, ре­комендуют распорядителям больничных бюджетов рассмотреть гипотетическую возможность передачи на аутсорсинг бухгалтерии и HR‑службы. На местах инициативу регулятора восприняли без энтузиазма – в уч­реждениях здравоохранения пока не представляют, как можно с пользой для базового функционала снести административную надстройку. Да и аутсорсинговые компании не спешат браться за исполнение такого невнятного госзаказа.

Впервые о масштабной передаче на аутсорсинг непрофильных для ЛПУ функций заговорили чуть боль­ше года назад. Вероника Скворцова, докладывая Правительству РФ о госпрограмме «Развитие здравоохранения в 2013–2020 годы», рассказала о планах по привлечению в отрасль сторонних организаций, способных оказывать сопутствующие немедицинские услу­ги. В конце марта 2014 года Минздрав разослал в регионы свои осторож­ные рекомендации по исправлению «дорожных карт» развития здравоох­ранения. По аналогии с уже апроби­рованным аутсорсингом больничного питания, клининга и транспортных услуг скорой (подробнее о такой практике – в материалах «Элемен­ты питания», VM#14 от 23 сентября 2013 года, и «Храбрые партняшки», VM#3 от 27 января 2014 года), регионам предлагают задуматься о передоверии внешним контрагентам бухгалтерии и кадровой работы.

Уже в текущем году аутсорс‑проекты должны реализоваться в шести пилот­ных регионах, надеются в Минздраве, но конкретных адресов не называют. Советник министра здравоохранения по коммуникациям Игорь Ланской пояснил VM, что отклики на рас­сылку с рекомендациями еще только предстоит собрать. А в пресс‑служ­бе ведомства уточнили: единого механизма передачи на аутсорсинг непрофильных административ­ных функций не предполагается – региональные министерства должны продумать, а затем реализовать схему самостоятельно.

Инициативы, аналогичные нынеш­ней федеральной, в регионах эпизоди­чески случались и раньше. В 2010 году тогда еще губернатор Калининград­ской области Георгий Боос предло­жил отдать сторонним организациям всю бухгалтерию больниц, так как, на его взгляд, зарплаты главных бухгалтеров и заместителей главврачей по экономике излишне высоки. Как засвидетельствовали в региональ­ном Минздраве, идея в жизнь так и не воплотилась. В Пермском крае в 2010–2012 годах реализовывался проект регионального Минторга «Город бухгалтеров», предполагав­ший передачу на аутсорсинг бухучета краевых и муниципальных орга­низаций, но речь прежде всего шла о социальных и образовательных учреждениях. Обосноваться в сфере здравоохранения «Город бухгалтеров» не смог. «Финансирование медучреж­дений из разных источников – федерального, краевого бюджетов, средств фонда ОМС, доходов от коммерческих услуг – слишком усложняло проце­дуру бухучета на аутсорсинге», – объ­яснила VM начальник профильного управления Минпромторга края Светлана Ременщикова.

Бухгалтерия государственных медуч­реждений, действительно, запутанна и непрозрачна. С 1 января 2013 года в связи с переходом на одноканальное финансирование расходами ЛПУ, в том числе ФЗП, распоряжаются руководители медорганизаций. Рам­ки размыты, регламенты условны. Согласно «Отраслевому соглашению по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждени­ям, находящимся в ведении Мини­стерства здравоохранения Россий­ской Федерации, на 2013–2016 годы» от 6 сентября 2013 года, предельная доля расходов на содержание адми­нистративного аппарата не должна превышать 40% от общего объема ФЗП. При этом оклады заместите­лей руководителя больницы и глав­ного бухгалтера устанавливаются на 10–30% ниже должностного оклада главного врача. Координатор общественного движения «Вместе за достойную медицину», врач‑кар­диолог Виталий Иванов настаивает: сведения о заработной плате адми­нистративно‑управленческого пер­сонала являются закрытыми, однако зарплата главного врача, как правило, в 10–15 раз выше, чем у рядового специалиста, и может составлять более 100 тысяч рублей.

«Средства фонда заработной платы руководители лечебных учреждений распределяют на свое усмотрение, например, они стимулируют тех или иных работников, обычно представителей администрации, тех же главных бухгалтеров. Как правило, информацию о доле административно‑управленческого персонала в бюджете учреждения главврачи не раскрывают, ссылаясь на закон о защите персональных данных, – говорит генеральный инспектор труда Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Дмитрий Аникин. А уже по поводу инициативы Минздрава добавляет, что с примерами перевода на аутсорсинг бухгалтерии и кадро­вой службы лечебных госучреждений на практике пока не сталкивался.

Представители аутсорсинговых компаний примеров сотрудниче­ства с ЛПУ тоже не припоминают. «Взаимодействие с госсектором пока крайне ограниченно, – рассказыва­ет VM руководитель департамента по аутсорсингу бюджетных учреж­дений компании «Интеркомп ЦБУ» Алевтина Кочкина. – На госпред­приятиях существуют либо центра­лизованные бухгалтерии, которые финансируются за счет бюджета, либо собственные службы, а на аут­сорсинг бухгалтерского учета или кадрового администрирования денежные средства не закладыва­ются». По мнению генерального директора компании HR‑Capital Иветты Александровой, отношения сторонних агентов с госпредприя­тиями не складываются в основном по причине «неуверенности кли­ента в стабильности и надежности партнера по аутсорсингу, тем более в медицинской сфере».

В регионах, по оценкам участников рынка, аутсорсинг для госзаказ­чика разовьется совсем не скоро. Управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing Сергей Тиунов предпола­гает, что аутсорсинговым компаниям будет сложно конкурировать по сто­имости услуг с собственной бухгал­терией и кадровой службой госуч­реждений, поскольку «стоимость труда в регионах и так невысока». Как отмечает руководитель департамен­та кадрового аутсорсинга компании Intercomp Елена Куцакова, ситуацию осложняет тот факт, что деятельность организаций бюджетного сектора регламентируется не только Трудовым кодексом, но и региональными право­выми актами: «Получается, отдельно взятое учреждение может работать в соответствии с тем или иным локальным документом. Аутсорсин­говой компании придется подстраи­ваться под каждого клиента».

Средняя стоимость бухгалтерских услуг на аутсорсе в месяц составляет 70–400 тысяч рублей – в зависимости от масштаба баланса. По оценкам начальника отдела бухгалтерско­го учета и отчетности Минздрава Калининградской области Юлии Названской, затраты на содержание 5–10 сотрудников бухгалтерской или кадровой службы и расходы на услуги аутсорсинговой компании несопоста­вимы: «Аутсорсер должен располагать полным штатом бухгалтеров и эконо­мистов, которые специализируются на бюджетном учете. Это труднореа­лизуемо, учитывая количество лечеб­ных учреждений в каждом регионе. Инициатива передать администра­тивные функции на аутсорсинг пери­одически возникает, но пока никто не смог представить обоснованные расчеты, подтверждающие реальную выгоду и экономический эффект».

В том, что аутсорсер сможет предло­жить лечебному учреждению прием­лемые тарифы, сомневается и главный врач саратовского МУЗ «Городская клиническая больница № 8» Юрий Максимов: «Я не представляю, как можно перевести бухгалтерию и кадровую службу больницы на аут­сорсинг, если даже по питанию это не всегда выгодно – у нас койко‑день стоит 70 рублей, а цены аутсорсера как минимум в два раза выше».

Тем не менее игроки рынка готовы взяться за эту работу: они убеждены, что если стороны смогут найти ком­промисс в вопросе стоимости услуг, передача административных служб сторонним организациям позволит в перспективе существенно сэконо­мить бюджетные средства.

Но и о рисках такой передачи пред­приниматели не забывают. «Аутсор­серу делегируется ответственность за возможные штрафные санк­ции – а это такая статья расходов, которую заранее спрогнозировать нельзя», – говорит Алевтина Кочкина из «Интеркомп ЦБУ». Говоря об адекватности тарифов, Сергей Тиунов из BDO Unicon Outsourcing предлагает помнить о том, что для содержания собственного штата нужны средства не только на ФЗП, но и на уплату налогов, обеспечение соцпакета, закупку оборудования, амортизацию: «Стоимость аутсорсинга в большинстве случаев будет выше чистой зара­ботной платы для штата собственных сотрудников, но если вы добавите к этому все издержки, аутсорсинг будет выгоднее».

аутсорсинг, аутсорсинг питания, сокращение расходов
Поделиться в соц.сетях
Минздрав расширил номенклатуру медицинских специальностей
17 Января 2020, 20:01
Стадченко: ряд регионов в 2019 году некорректно спланировали межтерриториальные расчеты
17 Января 2020, 18:50
Строительство поликлиники на севере Москвы обойдется городу в 900 млн рублей
17 Января 2020, 18:38
Минздрав намерен ввести обязательное тестирование на ВИЧ-инфекцию для граждан в возрасте от 15 до 55 лет
17 Января 2020, 17:38
Юрий Кузько
Основатель и главный врач сети «Консультант»
«Надо обсуждать не просто поставку оборудования, а сразу узнавать, что с сервисом»
23 Декабря 2019, 17:43
Сотрудники ССМП Новосибирска провели пикет против низких зарплат и высокой нагрузки
Министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов объявил, что возьмет под личный контроль ситуацию с зарплатами сотрудников станции скорой помощи Новосибирска. Заявление министра стало ответом на проведенный 22 декабря фельдшерами и врачами станции пикет против дефицита кадров, невысоких зарплат и большой нагрузки.
23 Декабря 2019, 12:15
Профсоюз «Действие» готовит в Новосибирске пикет в поддержку сотрудников «скорой»
19 Декабря 2019, 13:23
В Петрозаводске медики приостановили трехмесячную «итальянскую» забастовку
17 Декабря 2019, 10:28
Сергей Белобородов
Генеральный директор сети «Медсанчасть-168»
«Если под боком клиника Мешалкина, кардиохирургией вряд ли будешь заниматься»
29 Ноября 2019, 9:36
«Доктор рядом» и «Ниармедик» объединятся
18 Сентября 2019, 9:00
В Петрозаводске работники скорой помощи предупредили о готовящейся «итальянской» забастовке
26 Августа 2019, 19:26
Московская психиатрическая больница №13 наймет медперсонал через аутсорсинг
Департамент города Москвы по конкурентной политике организовал на «Бирже торгов» электронный аукцион, победитель которого получит право оказывать услуги младшего медперсонала в психиатрической клинической больнице (ПКБ) №13, расположенной в столичном районе Люблино. Начальная цена контракта составляет 168 млн рублей. Подряд предполагает привлечение на работу в ПКБ более 200 человек в период с 1 марта 2020 года до 28 февраля 2021 года.
24 Июля 2019, 15:30
Надежда Шуб
Президент ГК «ОМС»
«Здесь я выйду за рамки, а здесь буду в марже. Жить можно»
4 Июля 2019, 8:44
Abbvie покупает Allergan за $63 млрд
Закрытие сделки ожидается в начале 2020 года. Акционеры Allergan получат по $188,24 за каждую ценную бумагу компании – деньгами и акциями. Это на 45% выше котировок на закрытии торгов 24 июня.
25 Июня 2019, 19:53
Службу питания свердловских медучреждений могут отдать на аутсорсинг
ООО «Мед Вкус Консалтинг» планирует забрать на аутсорсинг организацию питания в медучреждениях Свердловской области. Компания направила в правительство региона тематическую концессионную инициативу. 
27 Мая 2019, 17:53
Зарплаты башкирским медикам повысят за счет сокращения 176 замглавврачей
Правительство Башкирии решило убрать из штатных расписаний медучреждений республики избыточные позиции заместителей главных врачей, а высвободившиеся средства ФОТ – более 78 млн рублей – направить на повышение зарплат специалистов и персонала.
16 Апреля 2019, 18:49
Под оптимизацию в подмосковных медучреждениях попадут управленцы и младший медперсонал
17 Декабря 2018, 19:15
Фармбизнес
Некоммерческое позерство: Зачем консорциуму американских госпиталей собственный производитель дженериков
2539
ЕКДЛ
Централизация лабораторной службы в субъектах РФ в формате ГЧП – это реально?
Отвечает генеральный директор ЕКДЛ Константин Рукин
6742
Яндекс.Метрика