27 Июля 2024 Суббота

«Бывало, что нас поджигали»
Анна Козлова Фарминдустрия
8 октября 2013, 11:16
9549

Vademecum вызвал на откровенный разговор цвет российской фармрозницы

Владельцы и топ‑менеджеры аптечных сетей, как правило, даже для фармсообщества остаются людьми непубличными. Они редко соглашаются на интервью, игнорируют конференции, а в бонусных турах, куда их регулярно вывозят производители и дистрибьюторы, если и говорят о работе, то только с глазу на глаз. На уговоры приехать и выступить на Первом аптечном конгрессе у его организаторов – Издательского дома FF Media и Informedia Russia – ушло несколько месяцев. Но, видимо, мы все же обладаем даром убеждения. 1 октября в столичном Swissоtel «Красные Холмы» собрались очень многие из тех, кто реально создает, нарушает и меняет правила игры на российском фармрынке.

Тем для таких дискуссий мы предложили пять: взаимоотношения дистрибьюторов и аптечной розницы, стратегии выживания на высококонкурентных рынках, польза и вред дискаунтеров, альтернативные способы развития розничных сетей и перспективы роста электронной коммерции на фармрынке. Ведущие сессии следили за ходом активного обсуждения. Модераторами дискуссий стали заинтересованные в полноценном раскрытии той или иной темы.
Ведущий сессии, посвященной оптовикам, экс-руководитель ЦВ ≪Протек≫ Алексей Молчанов оставил дистрибьюторский бизнес несколько лет назад, именно потому ему было бесконечно любопытно, как сегмент работает сегодня и чем живут его бывшие коллеги и конкуренты.
Противоположный пример – Евгений Нифантьев, владелец крупной столичной сети ≪Нео-Фарм≫, который только начал эксперименты с низкими розничными наценками и создал для этого отдельный аптечный бренд ≪Столички≫.
Коммерческий директор ≪Риглы≫ Александр Кузин прозондировал настроение региональных коллег, а заодно – и своего непосредственного начальника, гендиректора сети Александра Филиппова, на предмет их отношения к экспансии и прочим стратегиям выживания на высококонкурентных рынках.
Герман Иноземцев из Synovate Comcon в свое время выступил в роли отца-основателя аптечного private label в России, и сегодня ему, конечно же, хотелось поговорить об альтернативных инструментах повышения маржинальности фармритейла.
Олег Гончаров, директор по маркетингу и продажам аптечных сетей ≪Старый Лекарь≫ и ≪03 Аптека≫, ищет новые способы коммуникации с потребителями в Сети глобальной, и у этой идеи среди оффлайновых ритейлеров – много поклонников.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Кузин, коммерческий директор аптечной сети ≪Ригла≫: «Система открытия дискаунт-аптек напоминает «МММ». Получил прибыль в 15 млн, пока есть отсрочка по платежам дистрибьютору – заплачу издержки, зарплаты, положу миллион в карман, а на остальное открою еще парочку аптек. Вот так и пришло к нам «холодное лето» 2013 года, когда у дистрибьюторов начались просрочки по платежам».

Игорь Чуднов, директор по маркетингу ЗАО ≪НПК ≪Катрен≫: «Идеальный производитель – тот, кто несет ответственность на всех этапах, начиная от графика поставки, заканчивая конечной реализацией».

Игорь Страмилов, генеральный директор компании ≪Флория≫: ≪Разница между нами в том, что вы [≪АСНА≫. – VM] даете собственнику технологию работы, по которой он работает сам. Да, большинство собственников сетей, находящихся в нашем управлении, живут даже не в Москве – в Англии, в Махачкале≫.

Алексей Солдатенков, генеральный директор ГУП Архангельской области ≪Фармация≫: ≪Рынку, наверное, смешно, но у нас, как у госпредприятия, есть даже термин такой – ≪планово-убыточные аптеки≫.

Андрей Гусев, генеральный директор сети ≪А5≫: «Хочется похвастаться тем, что в нашей компании акционерами используются лучшие мировые практики мотивации топ-менеджеров. Так что контракт со мной не заканчивается».

Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети ≪Ригла≫: «Не буду называть конкретные аптеки, но, когда мы видим в рознице товар дешевле, чем стоимость, по которой поставляет первая пятерка дистрибьюторов, возникает вопрос: что это за товар?»

Дмитрий Руцкой, генеральный директор управляющей компании ≪Аптечные традиции≫: ≪Создание распределительного центра силами сетевой компании – это утопия. Попытка создания чего-то подобного закончилась убытками и вынудила нас отказаться от РЦ еще в 2006 году≫.

Александр Семенов, генеральный директор сети аптек ≪Первая Помощь≫: «У нас в Питере есть негласная джентльменская договоренность – не «садиться» на место конкурента. Если арендодатель предлагает нам занятые площади, мы сначала звоним друг другу, уточняем: вы сами собираетесь съезжать или вас об этом «попросили». Это не дружба, но некое партнерство».

Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети ≪Ригла≫: ≪В ≪Ригле≫ тоже есть дискаунтеры – аптеки, которые работают с наценкой в 2%. Прибыли едва переваливают за ноль. Работать с наценкой ниже 15% и платить все налоги… Мы так не умеем≫.

Николай Шаврин, совладелец АС ≪Аптека-Таймер≫: «За 20 лет работы в отрасли почти ни с кем из конкурентов не удалось договориться. Если интересы сходятся, то какое-то время договоренности еще работают. А потом все равно кто-то кого-то может подставить».

Александр Семенов, генеральный директор сети аптек ≪Первая Помощь≫: «Мы платим налоги как торговое предприятие, а государство на нас накладывает еще и социальные функции. Хитро!»

Николай Калинин, совладелец аптечной сети ≪Ладушка≫: ≪Чтобы понять, как портрет Путина влияет на продажи, нужно сначала убрать его из 50 аптек и для чистоты эксперимента подождать несколько месяцев≫.

Темур Шакая, председатель совета директоров группы компаний A.v.e Group: «Начал бороться с очередями, покупатели распереживались: вы что, мол, закрываетесь? Или у вас цены поднялись? Пришлось вернуть все, как было».

Дмитрий Сокол, владелец аптечной сети ≪Твой доктор≫: ≪В Туле мы обороняемся уже много лет. Еще пять лет назад мы поняли, что доля рынка в домашнем регионе будет только падать, поэтому и стали задумываться о выходе в другие области≫. 
первый аптечный конгресс

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении