Конкуренция между профессиональными объединениями, претендующими на представительство интересов медицинского сообщества, не снижается. Почти год назад было объявлено о создании Общества врачей России (ОВР) во главе с академиком Чазовым. Национальная медицинская палата (НМП) Леонида Рошаля обвинила новорожденного конкурента в подконтрольности экс-руководителю Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой. Взаимными обвинениями в аффилированности к властным персоналиям и удовлетворении личных административных амбиций коллеги обменивались в течение всего года.
О появлении Общества врачей России было объявлено в Татьянин день – 25 января 2013 года в Доме правительства Москвы прошел «объединительный съезд» организации. Президентом был выбран глава Российского кардиологического научно-производственного комплекса Евгений Чазов. Он заявил, что объединить удалось врачей разных специальностей из большинства регионов страны, а также крупнейшие врачебные организации, среди которых – Объединение медицинских работников, Российское общество хирургов, Всероссийское научно-медицинское общество терапевтов, Российское общество эндоскопических хирургов, Ассоциация паллиативной помощи и Стоматологическая ассоциация России.
После того как представители ОВР не отреагировали на предложение Леонида Рошаля влиться в ряды НМП, между организациями началась информационная война. В марте 2013 года медицинское информагентство «РИА АМИ» опубликовало заявление ректора Института государственного управления, права и инновационных технологий, адвоката Игоря Яртых о сомнительной легитимности ОВР. Леонид Рошаль прямо указывал на главного противника НМП – Татьяну Голикову, якобы инициирующую создание подручных медицинских ассоциаций.
«Появление таких обвинений со стороны коллег из других организаций – это скорее фактор конкуренции, – отвечал оппонентам на страницах VM вице-президент ОВР, ректор МГМСУ им. А.И. Евдокимова Олег Янушевич. – Кстати, Леонид Михайлович Рошаль входит во все мыслимые и немыслимые комиссии Минздрава и тоже, наверное, использует административный ресурс, как иначе? Но мы же его не упрекаем в этом – это его право использовать такие инструменты для укрепления НМП».
К осени Минздрав решил дистанцироваться от Общества врачей России. Такой вывод можно сделать из отправленного 2 сентября руководителям исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья письма за подписью замглавы ведомства Игоря Каграманяна. «В связи с поступающими обращениями из регионов РФ» министерство сообщило, что проведение VIII Общероссийского медицинского форума «не является официальным мероприятием» Минздрава.
Перспективы введения любой формы саморегулирования пока весьма туманны, отмечали тем временем эксперты, равноудаленные от НМП и ОВР. По их мнению, среди множества организаций, выступающих от имени медиков, ни одна не имеет вотума доверия от самого медицинского сообщества, что ставит под сомнение легитимность любого из существующих объединений.
Тем не менее в конце декабря Национальная медицинская палата объявила о том, что «стала официальным партнером государства в решении отраслевых вопросов». Организация распространила заявление, в котором сообщалось, что она признана единственным общероссийским общественным объединением медицинских работников, с которым государство будет вести диалог и строить управление отраслью на принципах общественно-государственного партнерства. В подтверждение этих слов приводилось заявление все того же Игоря Каграманяна. «В России появилась организация, объединяющая врачей и полностью соответствующая всем требованиям, предъявляемым к некоммерческим и общественным медицинским организациям, которым могут быть переданы полномочия в решении профессиональных вопросов. Впереди очень ответственная задача, озвученная руководством страны. Это саморегулирование в здравоохранении. Я думаю, что Национальная медицинская палата, опираясь на регионы, на профессиональные общероссийские медицинские ассоциации, к этому готова», – заявил заместитель министра на декабрьском заседании совета Нацмедпалаты. Со следующего года эксперты палаты возьмут на себя роль аудиторов всех нормативных актов Минздрава, говорилось в сообщении. Перед тем как документ будет вывешен на сайте Минздрава РФ для обсуждения, он будет направлен в Национальную медицинскую палату для экспертизы. Кроме того, перед подписью министра документа снова будет направляться в Национальную медицинскую палату для получения окончательной визы. Впрочем, сам Минздрав об изменениях в процедуре утверждения нормативных актов пока не сообщал.