Архитекторы Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), несмотря на уже случавшиеся срывы дедлайнов, надеялись, что в 2014 году график поэтапной информатизации отрасли будет соблюден. Но жизнь оказалась сильнее замысла: синхронизация региональных фрагментов ЕГИСЗ с федеральными не завершилась, а прикладные сервисы на местах развивать не на что. Справиться с тяжелым наследием поручено новому руководителю IT‑департамента Минздрава Елене Бойко.
Под занавес 2013 года ответственные за дигитализацию отрасли чиновники отрапортовали, что базовый этап построения ЕГИСЗ завершен – пусть и на год позже срока, заявленного в концепции информатизации. «Региональные фрагменты внедрены практически полностью», – утверждал в интервью VADEMECUM замруководителя Департамента информационных технологий и связи Минздрава Роман Сафронов. К тому моменту на внедрение ЕГИСЗ из средств ФФОМС и региональных бюджетов в общей сложности было потрачено около 33 млрд рублей. И 29,4 млрд рублей из этой суммы, как отчитались представители Минздрава по итогам 2013 года, ушли на строительство региональных фрагментов ЕГИСЗ.
В 2014 году регионы, согласно все той же концепции, должны были завершить интеграцию с центром, продолжить развитие медицинской информационной системы (МИС) и прикладных сервисов. Правда, денег на решение концептуальных задач направили заметно меньше. Госбюджет теперь должен был финансировать только федеральную смету внедрения, а периферийные затраты полностью ложились на плечи регионов. Решать непростую задачу доверили трем крупным операторам – ГК «Ростех», ОАО «Ростелеком» и НИИ «Восход», которых правительство, направив на эти цели всего около 700 млн рублей, наделило статусами единственных исполнителей развития ЕГИСЗ на федеральном уровне. Совокупный же бюджет информатизации регионов, по данным Минздрава, в 2014 году сжался до 1,5 млрд рублей.
И если еще накануне было понятно, что денег на развитие ЕГИСЗ в регионах не хватает, то новый порядок финансирования означал для их информатизации смертный приговор. Представители большинства региональных администраций заявили, что средств на поддержание и развитие сервисов ЕГИСЗ им нужно не меньше, чем на их изначальное внедрение. Например, Самарская область готова была в 2014 году потратить на информатизацию 50 млн рублей. Много это или мало? «На дальнейшее развитие, на расширение охвата сервисов, разработку дополнительного функционала, в том числе личного кабинета пациента, – признался VADEMECUM чиновник областного Минздрава Сергей Васильев, – нужно примерно вдвое больше». Федеральный центр на подобные заявления с мест реагировал холодно: в стране идет серьезное сокращение бюджетов, и основную часть средств на информатизацию субъекты РФ должны обеспечивать самостоятельно.
Но и концепция в целом близка к обрушению. Поддержкой и развитием ключевых подсистем ЕГИСЗ – федеральной электронной регистратуры (ФЭР), интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК), а также ведением специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан за 300 млн рублей в 2014 году занимался«Ростех». Минздрав принял у подрядчика работу и тут же направил регионам письмо с требованием интеграции региональных сервисов с федеральными. Однако готовность ФЭР и ИЭМК к сопряжению по состоянию на 7 ноября 2014 года (более свежих данных в ведомственной базе документов по ЕГИСЗ нет) позволила подключиться к федеральным сервисам только 37 и 54 регионам соответственно.
В компаниях-интеграторах неофициально признают, что коннекту ЕГИСЗ помешали не столько локальные сбои, сколько несовершенство федеральных платформ. Так или иначе, Минздрав, когда-то громко требовавший завершить смычку сервисов к концу 2014 года, вынужден был перенести сроки подключения территорий к рабочим версиям ФЭР и ИЭМК на 1 февраля 2015 года.
По словам собеседника VADEMECUM, близкого к Минздраву, в ведомстве давно поняли, что регионы в силу разных причин не соответствуют прописанным в концепции ЕГИСЗ целевым показателям. Видимо, забота о чести чиновничьего мундира не позволяла признать провал публично. Косвенным подтверждением того, что в Минздраве провели работу над ошибками, может служить факт назначения руководителем Департамента информационных технологий ведомства Елены Бойко, которая до этого от имени Минсвязи курировала развитие медицинских сервисов на Едином портале госуслуг. По мнению наблюдателей, новой начальнице IT-департамента Минздрава досталось от предшественника «непростое наследство». Похоже, понимает это и сама Бойко, успевшая в одном из своих первых выступлений заявить, что этап базовой информатизации в стране, несмотря на победные реляции ее предшественника, завершается только сейчас.