04 Октября 2023 Среда

Анализ мощи
Татьяна Равинская Мединдустрия
7 октября 2014, 18:50
4712

Почему частные диагностические лаборатории не попадают в струю госзаказа

Главный внештатный специалист Минздрава по клинической лабораторной диагностике (КЛД) Анатолий Кочетов 1 октября отчитался о работе возглавляемой им профильной комиссии министерства. Картина получилась довольно безрадостной. Систематику, номенклатуру и тарификацию клинико‑диагностических услуг разработать не удалось. Общественное объединение специалистов КЛД создано, но пока толком не функционирует. Отсутствие лабораторного порядка, критериев лицензирования и в целом дефицит взаимопонимания между регуляторами, операторами рынка и заказчиками услуг напрямую влияют на доступность и качество исследований, кто бы их ни проводил – частная или государственная структура.

Неразбериха в сегменте была замечена не сегодня. В конце прошлого года, когда участникам рынка КЛД стало понятно, что силами профильной комиссии Минздрава разобраться с накопившимися проблемами нельзя, родилась идея создания Федерации лабораторной медицины России (ФЛ-МР). Саморегулирующееся отраслевое сообщество организовывал тот же Анатолий Кочетов, убежденный, что сможет объединить в федерацию как минимум половину специалистов сегмента. А коллективной компетенции и сбалансированного интереса хватит для разработки правил игры на рынке КЛД. План, увы, не сработал: ФЛМР собиралась так долго и мучительно, что заняться написанием так нужных рынку регламентов не успела. И Минздрав был вынужден поручить работу по созданию номенклатуры медицинских услуг не ФЛМР, а экспертам из Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

А профильной комиссии министерства досталась разработка приказа ≪Об утверждении правил проведения клинических лабораторных исследований≫, который до конца октября было велено отправить на общественное обсуждение и согласование в Нацмедпалату. И в том и другом случаях ФЛМР осталась фактически не у дел.

Пока эти регламенты не будут написаны и не получат статуса норматива, продлится стихийное существование более 11,2 тысячи клинико-диагностических лабораторий, приписанных к государственным, частным и ведомственным организациям. Ранжировать и взвесить эту ≪стихию≫ можно очень приблизительно. Госсектор оперирует примерно 10 тысячами лабораторий, частники – немногим более 300, но именно они оказывают до 70% всего объема платных клинико-диагностических услуг.

В то же время гослаборатории, проводящие на собственных мощностях почти 90% от общего числа исследований, передавать КЛД-услуги на аутсорсинг не спешат.

Однако, по мнению частников, производственные мощности не являются определяющим фактором эффективной работы лабораторий госсектора. ≪Нужно еще закупить реагенты, контрольные карты, подобрать профессионалов, которые понимают, как работать с этим оборудованием и различными тест-системами≫, – говорит директор департамента корпоративных продаж независимой лаборатории ≪Инвитро≫ Татьяна Савельева. И добавляет, что как раз тут госструктурам часто не хватает компетенций и скорости. Однако частники, умелые и динамичные, либо не готовы браться за госзаказ из-за неоправданно низких тарифов ОМС, либо мягко отсекаются от более-менее рентабельных госконтрактов.

Типичный в этом смысле пример – ситуация, рожденная в апреле 2014 года приказом Департамента здравоохранения Москвы №405 ≪О мерах по улучшению организации лабораторных исследований≫. Этот документ лишил ЛПУ Москвы возможности заключать с коммерческими структурами договоры на проведение КЛД, предписывая проводить общие исследования только на базе 11 окружных централизованных лабораторий Департамента здравоохранения, а бактериологические –в ФБУЗ ≪Центр гигиены и эпидемиологии≫.

Отвечая на запрос VM о причинах такой избирательности, заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы Николай Потекаев заявил, что предписание не затрагивает партнеров системы ОМС, к какой бы форме собственности медучреждения ни относились. Права участников рынка, считают в департаменте, приказом никак не ущемлены. Тем более что, по оценке столичных чиновников, процент исследований, проведенных для государственных медучреждений коммерческими лабораториями, и до вступления приказа в силу был невысок – около 3–5% от общего объема анализов, выполняемых по госзаказу.

Частные операторы рынка КЛД с подобной оценкой, в общем-то, соглашаются, но замечают, что дискомфорт от издания приказа №405 ощутили. ≪Мы и прежде заключали небольшое количество контрактов, но даже по нашим ощущениям, объем торгов на лабораторные исследования резко сократился≫, – говорит Валерий Саванович, основатель лаборатории ≪Бион≫.

≪Ряд медицинских учреждений, с которыми у нас уже были заключены госконтракты на 2014 год, под воздействием приказа прекратили отправку биологического материала в нашу лабораторию≫, – отмечает Татьяна Савельева из ≪Инвитро≫. По ее мнению, действие приказа помимо прочего ограничит и спектр бесплатно получаемых москвичами КЛД-услуг: ≪Внешняя лаборатория для госсектора выполняет не рутинные исследования, а прежде всего, не поставленные на поток и потому невыгодные государственным операторам. На аутсорсинге выполняются, например, микробиологические, цитологические и генетические исследования, требующие дорогостоящего оборудования и узкоспециализированного подхода≫.

диагностический центр, диагностика

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа