27 Июля 2024 Суббота

Как нейрохирургия стала элитной отраслью российской медицины

Когда в декабре 2017 года главный нейрохирург Непала Юпендра Девкота внезапно занемог и был вынужден отправиться на лечение в лондонский Kings Сollege Hospital, его болезнь стала драмой национального масштаба. Президент Непала Бидхья Деви Бхандари лично позвонила доктору Девкоте, чтобы справиться о его самочувствии, поддержала заботой его семью и дала соответствующие указания посольству республики в Великобритании. Главные непальские газеты Kathmandu Post и Himalayan Times наперебой публиковали бюллетени об актуальном состоянии больного, а в самом важном индуистском храме мира Пашупатинатх в Катманду горели огни и звучали молитвы о скорейшем выздоровлении высокочтимого доктора Девкоты. За всю историю страны ни один врач не удостаивался такого внимания и участия.

Перейти

Как в Непале выросла сеть высокотехнологичных нейрохирургических клиник


Нейрохирурги всего мира родиной своей специальности безоговорочно признают США, а ее отцом-основателем – хирурга Johns Hopkins Hospital Харви Кушинга, сделавшего свою первую операцию на головном мозге еще в начале XX века. Кушинг щедро делился с коллегами знанием и навыками, посвящая в профессию первых нейрохирургов Америки и Европы. Но если многочисленные ученики Кушинга создали в своих странах мощные нейрохирургические центры, ставшие флагманами дисциплины, то на родине пионера отрасли сложилась иная модель: американские нейрохирурги крайне редко привязываются к какой-то одной клинике, а практикуют сессионный бригадный подряд.

Перейти

Почему американские нейрохирурги предпочитают кочевую практику оседлой


Коммерциализация и возникновение частных практик – закономерный этап развития российской нейрохирургии: в начале 90-х, как только появилась такая возможность, высококлассные врачи профильных государственных медцентров принялись реализовывать нишевые авторские проекты. Бюджетные медучреждения от активности частников скорее выигрывали: коммерческие клиники арендовали у них операционные и госпитальные площади, а в отдельных сложных случаях перенаправляли в госсектор своих больных. Vademecum попытался на примере нескольких независимых нейрохирургических медпредприятий оценить достижения и потенциал частников.

Перейти

Кто и как рискнул практиковать в России нейрохирургию частным порядком


Из всех директоров Института, а теперь НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко Александр Коновалов, переживший на этом посту 13 министров здравоохранения, отстоял самую длинную вахту у штурвала флагманского отраслевого предприятия – почти 40 лет, – проведя его через смену политической и экономической формаций, сохранив во времена финансовых кризисов и грамотно воспользовавшись возможностями «тучных» лет. О надеждах и преодолениях, разочарованиях и победах на этом длинном пути президент легендарного нейрохирургического центра рассказал в эксклюзивном интервью Vademecum.

Перейти

«Мои ученики делают многое на порядок лучше того, что делал я»


Главным инфраструктурным ноу-хау российской нейрохирургии принято считать обустройство якорных клиник, занимающихся исключительно вмешательствами по поводу заболеваний головного и спинного мозга. Сейчас в стране действуют четыре монодисциплинарных научно-практических учреждения, в том числе головной для отрасли НМИЦ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко. Vademecum проанализировал операционную активность этих клиник и рассчитал их отраслевой вес: как выяснилось, на специализированные центры в 2018 году придется более 55% общего объема планового госзаказа на высокотехнологичные нейрохирургические вмешательства общей стоимостью около 6 млрд рублей.

Перейти

ТОП50 федеральных центров по объему нейрохирургических квот


Главный нейрохирург Минздрава РФ Владимир Крылов четыре года создает в курируемой им службе жесткую вертикаль ответственности и компетенций, прививая нейрохирургии принципы жизнедеятельности крупной корпорации. Он провел инвентаризацию ресурсов во всех профильных подразделениях, выстроил иерархию главных специалистов, разработал для каждого уровня и отдельной позиции фиксированный KPI. О том, как эти структурные новации повлияли на доступность и качество оказания нейрохирургической помощи в стране, директор Клинического медицинского центра МГМСУ им. А.И. Евдокимова Владимир Крылов рассказал в интервью Vademecum.

Перейти

«Российская нейрохирургия имеет профиль Скворцовой»


«Мы славились заносчивостью и несговорчивостью. Мы держались особняком и игнорировали нелепые правила», – говорит о себе и своих коллегах знаменитый британский нейрохирург Генри Марш в бестселлере «Призвание. О выборе, долге и нейрохирургии». Претензии на элитарность, заявляемые представителями этой довольно молодой медицинской специальности, вполне оправданы. Так принято считать во всем мире. Да и российский опыт глобальный тренд подтверждает: отечественную нейрохирургию можно назвать самым привилегированным и благополучным сегментом индустрии медуслуг. Число специалистов и операций здесь соответствует международным стандартам, уровень оснащенности клиник растет, российские нейрохирурги интегрированы в мировое научно‑клиническое сообщество. Vademecum попытался разобраться в причинах редкого везения.

Перейти

Как нейрохирургия стала элитным и наиболее состоятельным сегментом отечественного здравоохранения