Виталий Балуев работал врачом-специалистом в психиатрической больнице №2 Нижнего Новгорода, а также на четверть ставки – в клинике «Эксперт». Именно там он выполнил, по версии гособвинения, ненадлежащий осмотр юноши, который пришел за справкой для получения оружия. Врач якобы провел с ним только одну беседу. Следователи считают, что Балуев мог выявить у Монахова психическое расстройство и обязан был это сделать, однако отнесся к процедуре формально. В связи с этим Балуев, как должностное лицо государственной психбольницы, был обвинен в халатности. В Следственном комитете уточнили, что частная клиника безвозмездно предоставила ему кабинет в своем помещении для оказания платных услуг по медосмотрам.
Прокурор также считает, что гибель четырех человек и ранение еще двух из-за действий Монахова напрямую связаны с положительным заключением врача-психиатра об отсутствии у стрелка каких-либо препятствий для владения огнестрельным оружием. Балуев, в свою очередь, с обвинением не согласен и считает, что его причастности к гибели людей нет. «Я считаю, что в обвинении нет сведений, какие именно пункты нормативных актов я нарушил при проведении осмотра Монахова и какие именно симптомы и синдромы я должен был у него выявить», – отметил психиатр.
Адвокаты подсудимого Артем Никитин и Надежда Морозова настаивают, что следствием не была описана объективная сторона преступления, в связи с чем обвинение врачу предъявили незаконно. В ходе судебного заседания судья Виталий Бондаренко отклонил ходатайство защиты о возврате дела прокурору, посчитав его преждевременным.
Сторона защиты также считает, что обвинять медика в должностном преступлении как сотрудника государственного медучреждения нельзя. Некоторое время назад по просьбе адвокатов подсудимого к делу приобщили решение арбитражного суда о лишении лицензии ООО «Медцентр «Эксперт», где Балуев работал как врач-психиатр на четверть ставки. По мнению адвокатов, в связи с этим выводы следователей противоречат вступившему в силу судебному решению.
По словам Виталия Балуева, на момент медицинского осмотра у Монахова не было обнаружено никаких симптомов. Юношу также обследовали психиатры и в других учреждениях – колледже, медкомиссии военкомата, где специалисты также не выявили никаких психических расстройств. «Я считаю, что в той ситуации сделал все, что мог. Для углубленного исследования нужны какие-то основания. Если бы они у меня были, я бы его направил в диспансер по месту жительства. Но он никаких подозрений у меня не вызвал», – резюмировал психиатр.
Данил Монахов устроил стрельбу в селе Большеорловское 12 октября 2020 года. В результате на месте происшествия погибли три человека, а спустя месяц в больнице скончалась еще одна жертва – бабушка стрелка. Также три человека получили ранения. Во время спецоперации по задержанию стрелка он покончил с собой. Посмертная психиатрическая экспертиза признала Монахова вменяемым, но установила, что у него было «эмоциональное неустойчивое расстройство личности» пограничного типа.
О возбуждении уголовного дела в отношении врача-психиатра стало известно спустя несколько дней после происшествия. Следствие посчитало, что Балуев, выдав стрелку необходимые для владения оружием справки, поспособствовал убийствам. Также, по словам следователей, Монахов наблюдался у Балуева по причине депрессивного состояния. Сначала медика отправили в СИЗО, а ходатайство защиты врача об избрании более мягкой меры пресечения суд отклонил. В декабре 2020 года врача перевели под домашний арест.