Согласно заявлению, подписанному председателем Совета РАРЧ Кариной Сагамоновой и президентом РАРЧ Владиславом Корсаком, в ассоциации поддерживают предложения, направленные на совершенствование законодательства по вопросам урегулирования юридических отношений между участниками программ суррогатного материнства и упорядочивание регистрации рожденных детей. Также в ассоциации считают правильным решением запретить рекламу услуг сурмам и усилить контроль за соблюдением утвержденного Минздравом РФ порядка применения суррогатного материнства.
При этом многие предложения депутатов, которые были поддержаны директором департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ Еленой Байбариной, зампредседателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяной Кусайко и детским омбудсменом Анной Кузнецовой, в РАРЧ раскритиковали. Например, в заявлении сообщается об «избыточности и негуманности» запрета на оказание этого вида медпомощи иностранкам, страдающим от неизлечимого бесплодия, «включая наших бывших соотечественниц из СНГ и других бывших союзных республик». В РАРЧ считают, что запрет на услуги сурмам для иностранцев является неоправданным вмешательством государства в частную жизнь, устанавливает дискриминационные по принципу гражданства и противоречащие Конституции РФ ограничения в оказании медпомощи, а также влечет нарушение международных обязательств страны.
«Иностранные граждане не вправе получать медицинскую помощь в объеме лечения бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий за счет средств обязательного медицинского страхования. При этом каких-либо исключений для лечения бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе с применением программы суррогатного материнства, путем оказания возмездных медицинских услуг иностранным гражданам действующее законодательство не содержит», – подчеркивается в заявлении.
В ассоциации считают, что рационально было бы усилить контроль за использованием программ суррогатного материнства для иностранцев путем создания комиссий, в состав которых должны входить врачи, юристы, представители детского омбудсмена и других компетентных организаций.
Неконституционным заявители назвали и предложение о создании реестра сурмам: «РАРЧ усматривает в предложении о создании указанного реестра нарушение вышеуказанных положений Конституции РФ, а также законодательства о персональных данных как не соответствующее целям их сбора и обработки, преследующее цель вмешательства в право женщины (суррогатной матери) свободно определять свое репродуктивное поведение, а также преследующее цель ограничения указанного права». Также в РАРЧ напомнили, что порой ребенка для пары, страдающей бесплодием, вынашивает родственница одного из родителей, «в связи с чем введение какого-то специального учета суррогатных матерей указанной категорий является не только незаконным, но и противоречащим принципам гуманизма», – говорится в письме.
Помимо этого, заявители указали депутатам на не соответствующие действующим законодательным актам положения законопроекта. Таким, по мнению РАРЧ, является положение об ограничении доступа к медпомощи по возрасту (от 25 до 55 лет) и семейному положению женщин (не ранее, чем через год после регистрации брака). «Выбранные авторами возрастные рамки не имеют отношения к принятому в медицинской практике понятию «репродуктивный возраст» и важной в диагностическом отношении информации о характере половой жизни (диагноз бесплодия устанавливается на основании отсутствия беременности при «регулярной половой жизни без контрацепции в течение одного года»)», – уведомили заявители, добавив, что «семейное положение не имеет отношения к показаниям для медицинской помощи, для которой важным является наличие «регулярной половой жизни в течение одного года без контрацепции».
Также авторы заявления сообщили об отсутствии каких-либо сведений о нарушениях прав детей, рожденных в результате суррогатного материнства для иностранных граждан. Между тем в законопроекте депутаты, не конкретизируя, заявляют о «череде смертей детей и громких уголовных дел по факту торговли и вывоза иностранцами детей, рожденных с помощью суррогатного материнства».
Еще одной недоработкой, замеченной заявителями, стали «не соответствующие действующим законодательным актам», «неприемлемые с медицинских позиций» и «неточные с точки зрения русского языка формулировки». Например, использование словосочетания «замещающее материнство», что в юридическом контексте означает усыновление. «Следует также отметить, что трактовка суррогатного материнства в качестве «легального, дешевого и беспрепятственного способа преодоления запрета на усыновление детей, рожденных на территории России иностранными гражданами» во всех перечисленных аспектах абсолютно не верна, является грубейшим извращением содержания этого вида медицинской помощи и свидетельствует об отсутствии у авторов какого-либо представления о сущности рассматриваемого ими предмета», – подчеркнули в РАРЧ.
В заключение заявители предложили рассматривать проблемы, связанные с применением программы суррогатного материнства, с участием представителей медицинского сообщества. «Полагаем, что предложенный проект нуждается в тщательной доработке с привлечением компетентных представителей медицинского и правового сообщества и с проведением широкой общественной дискуссии», – сообщается в письме.
Проект поправок в 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ» был разработан депутатами в январе 2021 года. Этому предшествовало возбуждение двух уголовных дел, связанных с суррогатным материнством. Фигурантами одного из них выступают 10 человек – сотрудники компании «Росюрконсалтинг», которая занималась юридическим сопровождением программ суррогатного материнства, врачи и две суррогатные матери.
За этим последовало обсуждения в Общественной палате, на одном из которых выдвигались предложения по правовому регулированию услуг в сфере вспомогательных репродуктивных технологий. Среди них – запрет на услуги по суррогатному материнству в частных клиниках, на рекламу данного метода борьбы с бесплодием и на предоставление таких услуг иностранцам.