«По факту после ужесточения и выхода строгого Порядка в кратчайшие сроки такого количества смертей мы больше не наблюдали», – утверждает Мантурова.
Она уточнила, что «клиники, которые соответствуют всем требованиям, как работали, так и работают», но признала, что некоторые специалисты, потерявшие работу из-за прекращения деятельности медучреждений, не соответствующих требованиям, продолжают вести прием в неприспособленных помещениях. При этом она не считает, что это является следствием новых правил.
«Ну слушайте, это уже дело совести каждого специалиста и дело подготовки пациента, отношения к своему здоровью. Нас невозможно обвинить в том, что мы не ориентируем пациентов на необходимые действия по выбору клиники. На каждом круглом столе, на всевозможных встречах мы повторяем: не стесняйтесь обратить внимание на наличие диплома, лицензии, оснащения, на отзывы. Спросите хотя бы, какой [у врача] опыт работы, поинтересуйтесь, есть ли [в клинике] служба анестезиологии», – заявила Мантурова, добавив, однако, что «специальность, несмотря на то что многое уже сделано, все-таки является сырой в плане окончательного завершения всех необходимых действий по ее организации».
В мае 2018 года приказом Минздрава №298н был утвержден новый Порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия». Согласно документу, в медучреждениях обязательно наличие стационара, КТ, МРТ, реанимации. Этому предшествовала серия летальных исходов во время или после эстетических пластических операций, в том числе и в Институте пластической хирургии и косметологии Натальи Мантуровой.
В октябре 2018 года Росздравнадзор проверил на соответствие новому приказу 540 клиник из 1 257 (43%), причем более чем в половине из них (67%) были выявлены нарушения. В итоге было закрыто как минимум 252 центра эстетической хирургии. В январе 2020 года в Росздравнадзоре заявили, что ведомство больше не будет проводить массовые проверки, но продолжит плановые.
Однако проверки коснулись только тех клиник, которые имели лицензию по пластической хирургии. Летом 2020 года в Санкт-Петербургской клинике эстетической медицины «Анна» умерла 62-летняя пациентка, которой врач и одновременно владелец медучреждения Гурам Папиашвили провел операцию по коррекции возрастных изменений лица и блефаропластику. Возбуждено уголовное дело по п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть человека).
Интересы семьи погибшей в этом деле представляет управляющий партнер адвокатского бюро «Онегин» Ольга Зиновьева. В интервью Vademecum она рассказала, как оценивает произошедшее и какой резонанс в отрасли может вызвать трагический инцидент. «Совершенно точно в клинике велась поточная деятельность, а то, что этого своевременно (до трагедии) не обнаружили сотрудники Росздравнадзора, позволяет предполагать, что проверки либо не проводились вовсе, либо могли носить формальный характер. Возможно, задача стояла не столько в выявлении нарушений, сколько в отчете об их отсутствии», – заметила она.