Свою позицию глава СК изложил в интервью «Российской газете». Заседание суда присяжных по этому делу намечено на 23 июля.
«Ситуация, действительно, очень резонансная, и вызвала бурное обсуждение в обществе. Многие стали высказываться в поддержку врачей, были и противоположные мнения. Я полагаю, что здесь нужно очень тщательно все проанализировать. И выводы делать очень аккуратно, исходя из фактических обстоятельств дела и объективных доказательств, абсолютно абстрагируясь от эмоциональной составляющей», – сказал Бастрыкин, отметив «большую работу» следователей.
На результаты этой работы в своем комментарии и опирается глава СК, допустив прямую оценку случившегося лишь дважды. Во-первых, «собранные ими [следователями. – Vademecum] материалы, в том числе заключения экспертиз, говорят о наличии в действиях обвиняемых признаков особо тяжкого преступления – убийства», считает Александр Бастрыкин. И во-вторых: «У нас нет сомнений в объективности экспертиз, ведь их также делали эксперты-медики».
По материалам дела, в 2018 году жительница Калининградской области родила ребенка – «недоношенного, но вполне жизнеспособного», подчеркивает Бастрыкин. Чтобы не тратить на «поддержание жизнеобеспечения» новорожденного «определенные ресурсы», бывший главный врач калининградского Областного роддома №4 Елена Белая, отмечали следователи, решила совершить убийство новорожденного, «оформив все так, будто он умер при родах». Еще одним аргументом Белой, считает следствие, было то, что «он все равно умрет позже», а это ухудшит статистику регионального перинатального центра, куда младенца бы направили.
По указанию Белой анестезиолог-реаниматолог Перинатального центра Элина Сушкевич ввела ребенку «смертельную дозу сульфата магния, в результате чего наступила смерть».
«Эксперты установили, что препарат был введен в заведомо токсичной дозе, многократно превышающей предельно допустимую, это закономерно привело к смерти новорожденного от острого отравления. К тому же применение магнезии было абсолютно противопоказано ребенку, и врачи об этом знали. Затем, согласно данным следствия, в историю родов обвиняемые внесли заведомо ложные сведения о том, что имел место факт гибели плода при родах», – отмечает Александр Бастрыкин.
Элину Сушкевич и Елену Белую обвиняют по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего, заведомо находящегося в беспомощном состоянии, группой лиц по предварительному сговору), а Белой вменяется также п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ и ч. 3 ст. 33 (организация убийства малолетнего).
В защиту врачей выступали разные представители врачебного сообщества, включая президента Национальной медицинской палаты Леонида Рошаля. В начале июня 2020 года во время торжественной церемонии вручения золотых медалей «Герой Труда Российской Федерации» на Поклонной горе в Москве 12 июня Рошаль попросил Президента РФ Владимира Путина обратить внимание на дело Сушкевич и Белой. Рошаль, в отличие от Бастрыкина, сомневается в достоверности экспертизы и призывает направить дело на пересмотр. Обвинение, строящееся на данных о концентрации магния, железа и цинка в теле ребенка, является ошибочным и свидетельствует о непрофессионализме следственных органов, уверен он.