Из 116,9 тысячи зданий, где оказывается медпомощь детям, в 30,5% отсутствует водопровод, в 52,1% – горячее водоснабжение, в 41,1% – центральное отопление, в 35% – канализация, а в 32,5% нет телефонной связи. Кроме того, в 47% медучреждений нет условий для комфортного пребывания инвалидов и других маломобильных групп населения. Около 14% зданий находятся в аварийном состоянии. Об этом говорится в отчете СП. опубликованном 27 февраля.
UPD. В Минздраве парировали, что аудиторы использовали данные из формы федерального статистического наблюдения №30, а это не дает точного представления о медучреждениях. На 1 января 2019 года из 20 тысяч зданий, в которых расположены подразделения медорганизаций, оказывающие амбулаторную медпомощь, водопровод имелся в 19,3 тысячах, центральное отопление в 17,5 тысячах, канализация – в 18,7 тысячах. Из почти 11 тысяч стационаров водопровод имелся в 10,6 тысячах зданий, центральное отопление в 10 тысячах, канализация в 10,5 тысячах, уточнили в ведомстве.
В 2018 году была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций», в соответствии с которой регионы разрабатывали собственные планы мероприятий. В итоге многие регионы запланировали не только закупку медизделий, но и ремонт и перепланировку объектов, финансирование которых на федеральном уровне предусмотрено не было. Исправить ситуацию удалось только в конце 2018 года.
«Сложившаяся ситуация <…> свидетельствует о том, что Минздравом России не были просчитаны реальные возможности субъектов Российской Федерации по выполнению обязательств в части реализации комплекса мероприятий, изначально созданы условия для смещения приоритетов в ходе реализации ведомственной целевой программы», – говорится в отчете СП.
Затем появился федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», как часть нацпроекта «Здравоохранение». На финансирование федерального проекта выделено более 253 млрд рублей. И вновь субъекты столкнулись с проблемой – целевые показатели не соответствуют финансовым возможностям.
Например, в Тверской области к 31 декабря 2020 года медизделиями (в соответствии с приказом Минздрава РФ №92н) должны быть оснащены 95% детских поликлиник. Однако большинство таких медучреждений и отделений находятся в «приспособленных помещениях» – на первых этажах жилых домов, в пристройках, в которых невозможно разместить тяжелое оборудование. В итоге оно размещается на территории стационаров, что не соответствует стандарту оснащения, утвержденному Минздравом.
Аналогичная ситуация в Иркутской области, только там эти объекты еще и находятся в ненадлежащем состоянии – построены в 50–70-х годах, не отвечают санитарным требованиям и не позволяют разместить кабинеты врачей опять же по приказу №92н. Средств у региона на капремонт недостаточно, и правительство Иркутской области рассчитывает на софинансирование из федерального бюджета.
Пожаловались аудиторам на недостаток денег и в Крыму. В капремонте нуждаются Республиканская детская клиническая больница и Республиканская детская инфекционная клиническая больница.
Параллельно Минздрав намеревается расширить перечень медизделий для оснащения детских медучреждений. В январе 2020 года ведомство предложило дополнительно оборудовать консультативно-диагностические центры и поликлинические отделения при областных и республиканских больницах передвижными стационарными ультразвуковыми сканерами с шестью датчиками: конвексным, микроконвексным, линейным, фазированным, внутриполостным и чреспищеводным.