Если выручка от реализации оригинального препарата за последний календарный год, предшествующий выдаче принудительной лицензии производителю дженерика, составила менее 1 млрд рублей, патентообладатель может претендовать на 1 млн рублей, если продажи колебались в диапазоне от 1 млрд до 5 млрд рублей – 2,5 млн рублей. Если же выручка превышала 5 млрд рублей, патентообладатель получит максимальный размер компенсации – 5 млн рублей. Эту сумму должен однократно выплатить каждый новый пользователь патента.
При этом патентообладатель и лицо, которое собирается использовать его патент, могут договориться о ежегодных выплатах, но только при условии, если патентообладатель письменно согласился передать все документы, материалы, технологии лицензиату. Проект соглашения должен быть завизирован ФАС, а сумма выплат ограничивается 5% от выручки нового пользователя патента от продаж изобретения.
Проект постановления также утверждает обязанность лица, применившего чужой патент, направить его владельцу оферту о заключении соглашения на выплату компенсации в срок, не превышающий 30 дней с момента первой продажи запатентованных товаров, работ и услуг. Сумма должна быть выплачена не позднее одного года с даты подписания этого соглашения.
ФАС России в 2019 году представила правительству законопроект, разрешающий применять принудительное лицензирование в интересах «охраны жизни и здоровья граждан», а не только «обороны и безопасности», как указано в действующем Гражданском кодексе. Правительство внесло документ в Госдуму в ноябре 2019 года. Законопроект был поддержан Комитетом Госдумы по охране здоровья в феврале 2020 года и готовится к рассмотрению в первом чтении.