Факты «навязывания» платных услуг аудиторы обнаружили в Республиканской офтальмологической клинической больнице и Сарапульской поликлинике на общую сумму 711 тысяч рублей. В некоторых случаях платная медицинская помощь оказывалась и экстренным больным.
Часть заработанных на платных услугах средств направлялась на амортизацию медоборудования. При этом в некоторых больницах не вели документацию по платным услугам на общую сумму 13 млн рублей, а в одной из больниц наибольшая доля дохода от оказания платных услуг ушла на доплаты не врачам и медсестрам, а представителям администрации.
Как выяснили аудиторы, в двух больницах Удмуртии действовала незаконная схема привлечения новых клиентов. Например, в горбольнице №3 и РОКБ материально поощряли сотрудников, по чьей рекомендации приходили новые пациенты. Всего было выплачено 2,7 млн рублей «премиальных».
«Утвержденный Минздравом порядок определения тарифов на платные медицинские услуги и их рентабельность рекомендовано ограничить 20%. Однако отсутствие в данном нормативном акте положений, обязывающих учреждения представить экономический расчет увеличения рентабельности, позволяет считать рекомендации необязательными для исполнения», – считает аудитор ГКК Айрат Аков.
По подсчетам Аналитического центра Vademecum, совокупный доход от оказания платных услуг участниками ТОП100 крупнейших госмедучреждений третьего уровня в 2017 году увеличился, по сравнению с 2016‑м, на 13% – до 16,3 млрд рублей, а средняя выручка таких клиник от коммерческой деятельности составила 162,7 млн рублей.