«Пусть арендует кабинет и получает нормально именно за свой труд. Это и есть страховой принцип, и он работает», – заявил Юргенс, подчеркнув, что это его личное мнение. Однако глава ВСС выразил уверенность, что некоторые из практикующих врачей и теоретики здравоохранения точно с ним согласятся.
Как ИП врач может работать и сегодня, но из-за налогообложения эта практика повсеместно не распространена, даже в стоматологии. При этом ректор Московского государственного медико‑стоматологического университета им. А.И. Евдокимова Олег Янушевич предлагал пойти другим путем – внедрить индивидуальные лицензии на медицинскую практику. «Я вижу единственную адекватную возможность трансформации рынка стоматологических услуг. Основной бизнес‑единицей в российской стоматологии должна стать не клиника, а персональная практика врача‑стоматолога, как это принято во всем мире», – говорил он в интервью Vademecum в 2016 году.
Представители Госдумы РФ идею Юргенса о переводе врачей в ИП не поддержали. «То, что предлагается – эта система существует в частной медицине. Существуют врачи, которые оформляют себе ИП и ведут частный прием, все это есть. Проблему государственного здравоохранения таким образом нам, на мой взгляд, решить не представляется возможным», – заявил заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин. По его словам, для врачей необходимо создать такие условия, «чтобы в обществе было сформировано такое отношение, сознание, что это очень круто – работать именно в государственном здравоохранении». Он добавил, что в первичном звене сейчас таких условий нет.
Также Игорь Юргенс рассказал о статусе представленной ранее «дорожной карты» развития системы ОМС. Она предполагает переход на «рисковую» и «пациент-ориентированную» модель. Согласно ей, финансирование будет распределяться в соответствии с результатами работы медучреждений и врачей. Опробовать модель предлагалось в нескольких пилотных регионах, а тиражировать, если «дорожная карта» будет принята, с 2025 года. Кроме того, предложения включали и возможность перехода к софинансированию медпомощи со стороны пациентов.
«Мы этот проект представили в ФФОМС и Минздрав, они смотрят», – пояснил глава ВСС.