По словам Вольфмана, он никогда не занимался теневой трансплантологией, а лишь оформлял страховки для клиентов клиники Medicus в Косово. Добиться доступа к материалам российского следствия адвокат Вольфмана смог только через суд.
Вольфману заочно выдвинуты обвинения Главным следственным управлением Следственного комитета РФ (ГСУ СКР) в торговле людьми в целях изъятия у них органов или тканей (п. «в» ст. 127.1 УК РФ) и в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (п. «а» и «в» ст. 111 УК РФ). Вместе с ним по делу, возбужденному еще в 2011 году в отношении неустановленных лиц, теперь проходят несколько украинцев, турок и израильтян.
Еще один фигурант расследования, 69-летний гражданин Израиля с турецкими корнями Моше Харел, по запросу Генпрокуратуры России был арестован на Кипре в январе 2018 года. Харел искал доноров и пациентов, нуждавшихся в пересадке почки. За «услугу» в клинике пациенты платили 80–100 тысяч евро. Донорам Харел обещал по 12 тысяч евро за орган, но нередко оставлял их без денег.
Схема была обнаружена в 2008 году, когда в аэропорту Приштины потерял сознание гражданин Турции 23-летний Йилмаз Алтун. Оказалось, что у него недавно была удалена левая почка. Алтун признался, что продал ее клинике Medicus. Впоследствии выяснилось, что за восемь месяцев 2008 года в клинике «оставили» свои органы не менее 23 человек из Турции и стран бывшего СССР. Во время расследования были обнаружены аналогичные клиники в Азербайджане, Южной Африке и других странах.
Самого Бориса Вольфмана задержали в стамбульском аэропорту имени Ататюрка. Несмотря на то что в международную полицию с требованием о его розыске обратилась именно Россия, документы о выдаче обвиняемого в Генпрокуратуру Турции поступили из четырех стран. Помимо инициатора розыска ими стали Косово, Израиль и Украина. Следует отметить, что прокуратура последней уже довела уголовное дело теневых трансплантологов до суда.
Расследование на Украине проводилось три года, однако в октябре 2013-го Оболонский райсуд Киева прекратил уголовное преследование фигурантов дела, посчитав, что был лишь нарушен порядок трансплантации, а срок давности этого преступления уже вышел.
Впоследствии Генпрокуратура Украины требовала возобновить разбирательство, и на этот раз возникли проблемы с потерпевшими, ранее утверждавшими, что им мало заплатили за изъятые почки или вовсе оставили без денег. Дело в том, что на Украине вообще запретили продажу органов, а соответствующие действия со стороны потерпевших могут обернуться уголовным преследованием уже против них самих. По материалам этого дела проходит и Борис Вольфман, который, по данным следствия, успел покинуть страну, якобы захватив с собой $40 млн, заработанных незаконным путем.
Турецкие власти не удовлетворили ни один из запросов на экстрадицию Бориса Вольфмана, полученных от нескольких стран. Более того, отсидев несколько лет в стамбульской тюрьме, он освободился под местный аналог российской подписки о невыезде.
Как сообщил «Коммерсанту» российский адвокат обвиняемого Константин Шварцер, его клиент отрицает свое участие в криминальных операциях, утверждая, что занимался исключительно подготовкой документов для страховых компаний, обслуживавших клиентов Medicus и других клиник. Почки, по версии Бориса Вольфмана, пересаживались гражданам Израиля и Германии, которые сами оплачивали операции, а потом получали возмещение потраченных средств от страховщиков.
Борис Вольфман фигурирует в докладе миссии ЕС по верховенству закона как главарь группировки торговцев человеческими органами, которая действовала не только в Косово, но и в целом ряде других стран, в том числе в Коста-Рике.
Возглавлял Medicus уроженец Косово уролог Лутфи Дервиши. Он и его сын Арбан в 2013 году были приговорены к восьми годам лишения свободы за организованную преступность и торговлю людьми. Врач-анестезиолог Сокол Хайдини получил три года, еще два анестезиолога, Ислам Битичи и Сулейман Дуль, – по году условно. Бывшего министра здравоохранения Косово Илира Рецая, выдавшего лицензию клинике, оправдали.