Как сообщил заместитель начальника Департамента здравоохранения Томской области Вадим Бойков, стандарт опирается на принятую ранее ведомством декларацию о пациент-ориентированном здравоохранении.
«Стандарт организации амбулаторной помощи – первый шаг на пути реализации декларации о пациент-ориентированном здравоохранении. Декларация принята, прописывает основные принципы взаимодействия «врач – пациент», теперь нужны инструменты ее реализации – реальные и практические», – рассказал Бойков, добавив, что порядка 10 млн обращений в год приходится на амбулаторную помощь, следовательно, большинство пациентов судят о работе всего здравоохранения именно по поликлиникам.
В стандарте, например, предлагается изменить практику, когда пациент, планирующий госпитализацию, получает от врача направление на допобследования. Лечащий врач может сразу же записать человека на анализы и к другим врачам, открыв электронное расписание. Это созвучно с задачами, которые ставит перед собой федеральный проект «Бережливая поликлиника», и аналогичными инициативами других регионов.
Также документ предлагает справиться с проблемой недостаточной информированности пациента через внедрение речевых модулей для врачей, обучение их навыкам эффективного общения, повышение доступности справочной и нормативной информации и внедрение маршрутной карты.
Стандарт, который будет внедрен во все поликлиники области, предписывает оснастить учреждения одинаковыми и, как следствие, узнаваемыми вывесками, указателями и поэтажными планами, а также регулярно обновлять информацию на стендах.
По результатам экспертного совета по оценке стандарта заместитель губернатора Томской области по социальной политике Иван Деев поручил провести аудит документа во всех медучреждениях региона, а с ноября 2018 года начать реализовывать его.
В декларации о пациент-ориентированном здравоохранении, которую томский Депздрав принял летом 2018 года, прописаны пять принципов взаимодействия медработников с пациентами: взаимоуважение, выбор и ответственность, вовлеченность, доступность и открытость. В частности, пациентов и врачей призывают рационально использовать время друг друга, будучи пунктуальными, а также вежливо общаться друг с другом. «Недопустимы грубые и негуманные отношения между медицинским работником и пациентом, унижение человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства, агрессии, неприязни или эгоизма», – сказано в документе.