Конечно, детальный разговор по этому поводу пока невозможен, поскольку ни нормативной базы, ни даже обсуждения этого вопроса в профессиональной среде еще не было. Но если позволить себе немного «философии», то наша позиция такова: период становления системы ОМС, когда было важно учитывать особенности регионов, в том числе социальные и географические, давно завершен. И сегодня все регионы вполне могли бы играть по единым правилам. Вертикализация системы ОМС и единая для всех административная и тарифная политика были бы полезны в первую очередь для застрахованного. Он будет уверен, что в любом конце страны ему будет оказана медицинская помощь одинакового объема и качества. Кроме того, после централизации работа системы ОМС не будет зависеть от мнения, субъективных желаний или особенностей того или иного управленца. Так что в целом к идее централизации мы относимся положительно. Но подходить к этому вопросу нужно крайне аккуратно, реально оценив региональные практики и используя позитивный опыт территорий для формирования единой федеральной модели.
Любая система эффективно работает тогда, когда действует по внятным, четким и единым принципам и ее работа не зависит от субъективного отношения того или иного управленца. Именно поэтому централизация фондов представляется логичной и своевременной. Руководитель ФФОМС должен понимать, что его структурные подразделения трактуют закон и другие нормативные акты системы однозначно. Взаимоотношения терфондов с медучреждениями и страховыми организациями порой складываются в ином ключе. Изменения же могут стать предпосылкой к тому, что у нас появится возможность не только сохранить сеть медучреждений, важных для конкретного региона, а вывести единый принцип передачи финансов – направлять деньги туда, где оказывается качественная медицинская помощь, а не в те медучреждения, которые по каким‐либо причинам важны администрации региона. Нам нужна система, при которой человек, попадая в другой субъект РФ, получит помощь в том же объеме, что и дома. И, естественно, надлежащего качества. Централизованная система определит и унифицирует информационный обмен: сейчас страховые медицинские организации вынуждены подстраивать свои IT‐системы обмена данными между конкретным территориальным фондом и медицинскими учреждениями. Даже незначительные на первый взгляд различия мешают СМО, работающей в нескольких субъектах, выстроить единую систему учета сведений о своих застрахованных.
Сегодня территориальные фонды ОМС – это областные бюджетные учреждения. Директора ТФОМС назначает губернатор, поэтому на его решения больше влияют органы исполнительной власти региона, чем Федеральный ФОМС. Такая модель управления обеспечивает преференции для региональных медучреждений в ущерб федеральным, ведомственным и частным клиникам. При переходе на централизованную модель территориальные фонды получат статус филиалов федерального, их зависимость от исполнительной власти региона существенно снизится, а от центра – возрастет. Соответственно конкурентные преимущества получат федеральные клиники в ущерб региональным, а позиции ведомственных и частных клиник останутся неизменными. И все‐таки централизованная модель позволит упорядочить и сбалансировать решения, принимаемые в сфере ОМС, и одновременно нагрузить центр ответственностью. Пока страхователь в лице ФФОМС не участвовал в судебных тяжбах – ни с медицинскими организациями, ни со страховыми компаниями, в новых условиях этого избежать не удастся. Я оцениваю это как крайне позитивный фактор.