Всего за прошлый год, по словам Москальковой, она получила 283 таких обращения. Чаще всего, в 44% случаев, граждане жалуются на незаконное помещение в психиатрические стационары, на втором месте стоят обращения, связанные с нарушениями очереди в профильные медучреждения и условиями проживания в них.
Омбудсмен добавила, что служба защиты прав пациентов психиатрических учреждений уже имеет нормативную основу. «Более 20 лет назад был принят закон об оказании психиатрической помощи, который предусматривал создание такой службы, ... но до сих пор она не создана», – цитирует ТАСС Москалькову.
Однако чтобы такая служба могла работать в рамках аппарата Уполномоченного по правам человека, по словам Москальковой, нужны дальнейшие законодательные изменения. «Мы реагируем на незаконные действия органов власти, но в медицинских учреждениях, как, впрочем, и в образовательных, мы не наделены такой компетенцией, такими полномочиями», – объяснила омбудсмен.
В конце 2016 года Департамент здравоохранения Москвы (ДЗМ) запустил реформу психиатрической службы в столице. Основными ее целями были перевод 40% неизлечимых пациентов из психиатрических больниц в специализированные профильные интернаты, решение проблемы территориальной доступности амбулаторий психиатрического профиля для москвичей и гуманизация психиатрической службы в соответствии с принципами Всемирной организации здравоохранения.
Трехступенчатая реформа предполагала перепрофилирование части психиатрических больниц в интернаты, открытие 20 амбулаторных психиатрических подразделений, которые будут расположены в других медучреждениях, и формирование мобильных бригад неотложной психиатрической помощи. Однако ДЗМ столкнулся с сопротивлением – родственники пациентов и врачи психиатрических больниц №14, №15 и №12 выходили на митинги с требованием остановить реформу, которая привела к закрытию больниц и увольнению медработников.