«Целью законопроекта является формирование единого туристического пространства, создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, сохранение, восстановление и развитие курортов, в том числе курортной инфраструктуры, путем проведения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой (далее курортный сбор) в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях», – говорится в пояснительной записке к документу.
Предполагается, что размер сбора не будет превышать 100 рублей за сутки пребывания на курорте и может меняться (в том числе может быть снижен до 0 рублей) в зависимости от сезонности, времени пребывания, а также значения курорта.
Льготники, в частности участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды 1-й и 2-й групп, дети младше 18 лет, малоимущие семьи, пациенты с туберкулезом, не будут платить курортный сбор. Жители курортных регионов освобождены от уплаты сбора.
«Предполагается, что суммарный дополнительный объем поступлений в период с 2018 по 2022 год в Ставропольском крае превысит 2,02 млрд рублей, в Краснодарском крае – 8,3 млрд рублей, в Республике Крым – 16,4 млрд рублей (при ставке в 50 рублей)», – отмечают авторы законопроекта.
Деньги, собранные с отдыхающих, поступят в фонды развития курортной инфраструктуры, которые будут созданы в каждом регионе. Согласно законопроекту, фонд может потратить деньги только на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание, благоустройство и ремонт объектов курортной инфраструктуры.
Еще до принятия законопроекта в первом чтении документ подвергся критике со стороны ряда комитетов Госдумы. Так, ответственный комитет Госдумы по бюджету и налогам настаивает на существенной доработке документа. С некоторыми положениями законопроекта не согласны и в комитете по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, комитете Совфеда по бюджету и финансовым рынкам, Счетной палате и Торгово-промышленной палате (ТПП).
По словам главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, текущая версия законопроекта является «безграмотной», а ее ожидаемое принятие в первом чтении – вынужденная мера. В комитете планируют внести в законопроект поправки ко второму и третьему чтениям, которые пройдут в конце июня в ускоренном порядке.
Например, в комитете настаивают на снижении предельного уровня сбора. Такой же позиции придерживаются и в комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. «Хотя в проекте закона написано «до 100 рублей», пилотные регионы могут это интерпретировать как ровно 100 рублей. Поскольку предполагается брать сбор за каждый день пребывания, а, допустим, для семьи из четырех человек-бюджетников это будет очень накладно, мы считаем необходимым понизить эту планку», – рассказала РБК зампредседателя комитета Совфеда Елена Перминова.
По мнению представителей ТПП, курортный сбор не стоит вводить в принципе, но если он все-таки будет введен, то необходимо снизить его предельный уровень.
Как подсчитали в палате, планируемый правительством объем поступлений от сбора превысит ежегодную объективную потребность этих регионов в среднем в десять раз. Например, по словам главы ТПП Сергея Катырина, за пять лет эксперимента потребность курортов Краснодарского края составит 1,6 млрд рублей, а планируемая сумма сбора – 16,7 млрд рублей.
«На какие цели будут израсходованы излишки средств, поступающих от курортного сбора?» – задается вопросом Катырин.
Во вторник, 20 июня, депутат от фракции КПРФ Николай Коломейцев внес в Госдуму другой законопроект о взимании курортного сбора с организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на территории Республики Крым, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев.