С 2011 года Николай Салин участвовал в клиническом исследовании терапии алискиреном/эналаприлом с оценкой влияния на заболеваемость и смертность у пациентов с хронической сердечной недостаточностью.
В соответствии с законодательством, «Новартис Фарма» застраховала участников КИ. Страховщиком в этом случае выступила компания «Ингосстрах». Согласно правилам обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующего в КИ, в случае смерти застрахованного его родственники (выгодоприобретатели) получают 2 млн рублей, при установлении инвалидности I группы – 1,5 млн рублей.
Одним из участников исследования «Новартис Фармы» стал 64-летний екатеринбуржец Николай Салин, страдавший сердечной недостаточностью. По данным местных СМИ, после двух лет приема препарата Салин резко потерял в весе, у него начала болеть спина, однако недомогание было списано на остеохондроз.
В начале 2014 года состояние мужчины ухудшилось настолько, что его пришлось госпитализировать. «Стали делать МРТ, стали делать обследование. И показало, что у него рак левой почки четвертой степени. Понимаете, мы вообще все были в шоке! От сердца лечился», – приводит слова Татьяны Салиной «Пятый канал». Вскоре Николай Салин скончался.
В добровольном порядке получить от «Ингосстраха» компенсацию Татьяне Салиной не удалось, поэтому в январе 2015 года она направила иск в Чкаловский районный суд Екатеринбурга. Финальное заседание состоялось 31 марта 2016 года. «Нет никаких медицинских подтвержденных данных, что это онкологическое заболевание вызвано его участием в клиническом исследовании. Соответственно, связи между причиной смерти и клиническими исследованиями нет, и поэтому мы вынуждены были отказать», – пояснил заместитель начальника управления страхования ответственности «Ингосстраха» Дмитрий Шишкин.
Тем не менее суд принял доводы истца и удовлетворил требования Салиной, обязав страховщика выплатить 2 млн рублей и 150 тысяч рублей штрафа за отказ от страховой выплаты до суда.
Ухудшение самочувствия и смерть участников КИ нередко становятся предметом внимания общественности. Так, в начале 2016 года во Франции широкий резонанс вызвала госпитализация шестерых участников КИ препарата, предназначенного для лечения приступов тревожности и других психических и неврологических расстройств. Один доброволец оказался в состоянии комы.