09 Мая 2024 Четверг

Как отставка Махсона обнажила суть госпитальных закупок во всей Москве
Анна Родионова Фарминдустрия
24 января 2017, 12:18
Фото: infogorlo.ru
20427

Анатолий Махсон, 27 лет возглавлявший Московскую городскую онкологическую больницу №62, 30 декабря 2016 года направил в Красногорский городской суд исковое заявление о восстановлении на работе – приказом Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) он был снят с должности 2 декабря. Отраслевое сообщество с подачи Vademecum пристально следит за длящимся уже два месяца противостоянием. Причина интереса не только в том, что отставку получил уважаемый врач и руководитель, превративший МГОБ №62 в одно из лучших медучреждений страны. А в том, что спор Махсона с ДЗМ вскрыл глубинные проблемы лекарственного обеспечения, которые давно беспокоили всех, но прежде обсуждались кулуарно. Пожалуй, впервые аргументы сторон стали так подробны и публичны.

Старт этой истории был дан 1 декабря, когда ДЗМ выпустил приказ №963, изменивший статус городской онкобольницы №62 с автономного на бюджетный. Сделано это было по ходатайству вице-мэра по социальным вопросам Леонида Печатникова, обосновывающего изменения необходимостью «совершенствования и оптимизации деятельности» больницы. Анатолий Махсон этому решению категорически воспротивился, хотя, казалось бы, какая разница? Больница в форме автономного учреждения (ГАУЗ) или бюджетного (ГБУЗ) все равно принадлежит государству и подчиняется ДЗМ. Видимо, отчаявшись добиться отмены переформатирования чисто аппаратным путем, Махсон при помощи известного блогера Сталика Ханкишиева через СМИ и социальные сети обратился к широкой общественности.

В беседе с Vademecum на следующий день после получения приказа Махсон объяснил суть проблемы – ГАУЗ имеет больше свободы маневра при госзакупках лекарственных препаратов, тогда как ГБУЗ довольствуется тем, что на централизованных торгах приобретает ДЗМ. В качестве автономного учреждения больница за счет бюджетных и заработанных средств довольно успешно обеспечивала себя всеми необходимыми лекарствами по приемлемым ценам. ДЗМ закупает те же лекарства, как правило, дороже – а значит, их будет не хватать, что приведет к ухудшению качества лечения, утверждает Махсон. Чтобы не быть голословным, он привел несколько наглядных примеров: «Осенью 2014 года департамент купил 7 500 флаконов препарата Иринотекан 100 мг на 3,8 млн рублей, то есть по 518 рублей за флакон. А осенью 2015 года 4 765 флаконов были закуплены за 27,8 млн рублей, то есть по цене 5 844 рубля за флакон. Нам не хватило этого препарата по централизованным закупкам, и в 2016 году мы самостоятельно приобрели 2 900 флаконов на 3,5 млн рублей, то есть по цене 1 213 рублей за флакон. Еще пример: в 2016 году департамент закупил 13 564 упаковки золедроновой кислоты на 103,8 млн рублей, разброс цен за упаковку был от 4 135 рублей до 17 125 рублей. Мы в этом же году сами купили 1 490 упаковок по 1 019 рублей».

больница.jpg

Фото: Страница МГОБ №62 в Facebook 

Департамент здравоохранения не стал давать официальный ответ на обвинения, однако в распоряжении Vademecum оказалась запись выступления Леонида Печатникова на городской клинико-анатомической конференции, состоявшейся 7 декабря в правительстве Москвы. Заочно полемизируя с Махсоном, вице-мэр объяснил разницу в ценах: «У автономного учреждения была возможность закупать препараты по закону ФЗ №223, а не по ФЗ №44, то есть, по сути, у единственного поставщика. Он [Махсон. – Vademecum] убедил меня, что сможет договориться с поставщиками, чтобы ему на одну больницу по этому ФЗ №223 отпускали препараты подешевле. Почему ему могли отпускать препараты подешевле? Он этого никогда, кстати, не скрывал, и мне это тоже показалось очень разумным: потому что он брал у них препараты с истекающим сроком годности… То, на что ни департамент, ни никто из вас, находящихся в бюджете, права не имеете – вы работаете в рамках ФЗ №44, по нему вы должны ставить условие не менее 80% остаточного срока годности». Махсон парировал, приведя в пример закупку Новотакса 80 мг: срок годности в обоих случаях был до декабря 2018 года, но стоимость упаковки в закупке больницы составила 7 500 рублей, в то время как у департамента – 25 355 рублей за упаковку.

Конфликт тем временем развивался и по административной линии – по указанию Печатникова служба финансового контроля ДЗМ 14 декабря начала в онкобольнице №62 масштабную проверку. Комиссию возглавил замруководителя департамента Андрей Старшинин, сопредседателями были два других заместителя главы департамента – Юлия Антипова и Елена Хавкина. В числе проверяющих были еще 13 человек – пять руководителей различных управлений департамента, четыре главных специалиста Москвы и руководители подведомственных департаменту учреждений. Анатолий Махсон, несмотря на протесты сотрудников больницы, был смещен с должности главного врача – на его место 26 декабря назначили заведующего хирургическим отделением той же больницы Дмитрия Каннера.

палата.jpg

Фото: Страница МГОБ №62 в Facebook

Кроме этого, департамент решил обозначить свою позицию в СМИ – в официальном издании мэрии «Московские торги» замруководителя Департамента здравоохранения Юлия Антипова опубликовала заметку, доказывающую эффективность централизованных закупок. Для сравнения неслучайно была выбрана МГОБ №62: закупочная цена ДЗМ на препарат трастузумаб 400 мг №1 в 2016 году составила 34 712,80 рубля за упаковку, а у МГОБ №62–49 740 рублей, написала Антипова. Эти данные Анатолий Махсон назвал «дезинформацией» и продолжил анализировать аукционы столичного Департамента здравоохранения, делая выводы, разумеется, в пользу МГОБ №62. В поисках объективной истины Аналитический центр Vademecum решил самостоятельно подсчитать, кому из участников конфликта действительно удалось потратить меньше средств на онкопрепараты в 2016 году. Составив ТОП25 онкопрепаратов по сумме госконтрактов по всей стране, мы отобрали 10, закупавшихся и департаментом здравоохранения, и больницей №62. В выборку попали только те закупки, где совпадала не только дозировка, но и (по возможности) торговое наименование. Всего было проанализировано 13 позиций. Оказалось, что онкобольница смогла добиться более низкой закупочной цены по 10 из них – в среднем МГОБ №62 покупала препараты на 13–79% дешевле.

Впрочем, разбираться в деталях этой истории, будут, возможно, уже правоохранительные органы. Анатолий Махсон 26 декабря направил запрос в ФСБ и Следственный комитет, фактически обвинив чиновников ДЗМ в преднамеренном завышении цен на онкопрепараты и медицинское оборудование на общую сумму 217,9 млн рублей. «Практика закупок лекарственных препаратов и медицинского оборудования по заранее многократно завышенным ценам сложилась в Департаменте здравоохранения Москвы в течение последних лет и связана непосредственно с действиями ответственных должностных лиц... Завышение закупочных цен на единицу товара привело к дефициту противоопухолевых препаратов… и, как следствие, приведет к увеличению смертности от онкологических заболеваний… Действительной целью указанного распоряжения правительства Москвы, подготовленного Печатниковым, является исключение возможности проведения больницей самостоятельных закупок, имеющих целью максимально рациональное использование ограниченных финансовых ресурсов», – говорится в заявлении отставленного главврача. Анатолий Махсон в соответствии со статьями 144, 145 УПК РФ просит ФСБ провести проверку приведенных им фактов и при наличии оснований привлечь виновных чиновников Департамента здравоохранения к уголовной ответственности. Кроме запросов в силовые ведомства он 30 декабря направил исковое заявление в Красногорский суд, требуя отменить приказ о расторжении с ним трудового контракта. «Уведомление о прекращении трудового договора мне до настоящего момента не вручено. <…> Об увольнении мне стало известно только 30 декабря. В связи с тем, что работодатель не уведомил меня о прекращении срочного трудового договора, трудовой договор от 3 декабря 2015 года считается заключенным на неопределенный срок», – написал в своем заявлении Махсон.

Уже в новом году лавинообразно разраставшийся скандал докатился до Минздрава. Министр Вероника Скворцова 13 января подтвердила, что знает о сложившейся ситуации. Правда, она предпочла не давать оценку схемам закупок лекарственных препаратов, сосредоточившись на менее взрывоопасных кадровых вопросах. «У меня была встреча в начале января по этому поводу с Леонидом Михайловичем Печатниковым. Ясно, что мнение федерального Минздрава я до него довела: сам факт, что возникают подобные разборки в регионе, является негативным фактом, даже если две очень сильные личности становятся в углах этого конфликта. Тем более надо найти общий язык и как-то пристойно эту ситуацию разрешить. По сути, сейчас эту ситуацию должны решить два человека, которые участвуют в этом диалоге. Если окажется, что они не могут найти общий язык, тогда они встретятся у меня в кабинете», – процитировало министра РИА «Новости».

анатолий махсон, махсон, дзм, ск, фсб, минздрав, скворцова, закупки, лекарственные средства, онкопрепараты, печатников, департамент здравоохранения москвы
Источник: Vademecum №01, 2017

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС