27 Июля 2024 Суббота

Все, видящие онко: Что принес онкослужбе первый год реализации профильного федерального проекта
Дарья Шубина, Сергей Галаянц, Дмитрий Камаев Мединдустрия
30 декабря 2019, 8:13
Фото: rosminzdrav.ru
9371

Зампредседателя Счетной палаты РФ Галина Изотова, выступая 16 декабря в РЭУ им. Г.В. Плеханова с оценкой первого года реализации нацпроектов, объяснила многочисленные стартовые заминки масштабных начинаний так: «Ситуация усугубляется необходимостью декомпозиции целей, задач, показателей и мероприятий нацпроектов на уровень субъектов РФ и отражения соответствующих элементов в региональных госпрограммах и региональных проектах». Рекомендация аудитора по поводу срочной «декомпозиции целей» наверняка поможет избавиться от пробуксовок (а таковые видны невооруженным глазом) высокобюджетной госпрограмме «Борьба с онкозаболеваниями», в первых достижениях и провалах которой решил разобраться Vademecum.

В уходящем 2019 году на мероприятия онкопрограммы ее кураторы должны были направить свыше 100 млрд рублей, то есть больше половины всей суммы годовых расходов по нацпроекту «Здравоохранение». На момент сдачи номера в печать финальных данных об исполнении бюджета госпрограммы еще не было, однако нет сомнений, что ее распорядителям удастся успешно отчитаться по показателю «план/факт». Впрочем, предварительная позитивная оценка уже прозвучала. 11 декабря на «круглом столе» в Госдуме начальник Управления модернизации системы ОМС ФФОМС Ольга Царева сообщила коллегам: «В этом году было много проблем – отсутствие закупки препаратов, недостаточная проработка маршрутизации пациентов. Считаю, что в течение года совместными усилиями мы нагнали существенный темп. Регионы уже понимают, чего от них хотят главные онкологи».

Надо заметить, еще в августе Царева, выступая на той же площадке, сетовала: запланированные на семь месяцев средства не освоены – на медпомощь в круглосуточном стационаре истратили 58,8 млрд рублей вместо 71,4 млрд, в дневном – 29,6 млрд рублей против 45,5 млрд. «Январь, февраль, март не занимали уверенные финансовые позиции из-за непроведения торгов либо срыва закупок лекарств, что связано с провалом работы на местах, а не с отсутствием финансирования», – укоряла чиновница федерального ФОМС региональных организаторов здравоохранения.

Провал накачанной деньгами программы лекобеспечения онкопациентов иллюстрируют результаты опроса, проведенного ассоциацией «Здравствуй!»: из 700 респондентов 48% стационарных и 83% амбулаторных больных были вынуждены покупать препараты самостоятельно. Негативные отклики пациентской аудитории подтверждают данные мониторинга Headway Company, показавшего, что только за первое полугодие по стране не состоялись 2,9 тысячи профильных аукционов – в основном, из-за некорректно или несвоевременно составленных заявок и несовершенного механизма формирования начальной максимальной цены контракта.

Раздосадованные неудачами закупочной кампании Минздрав и Росздравнадзор направили по регионам ревизоров, правда, результаты этого рейда не представили. Помог тому аудит или нет, по состоянию на 1 декабря 2019 года уполномоченными организациями, по данным Аналитического центра Vademecum, были закуплены препараты для химиотерапии на 154,2 млрд рублей. И за месяц эта сумма наверняка выросла до «плановых» 165 млрд рублей.

ТЕРРИТОРИЯ АМБУЛАТОРИЙ

Следующий пункт в паспорте федерального проекта предписывал исполнителям открыть в 58 регионах страны 138 центров амбулаторной онкопомощи (ЦАОП), повышающих доступность специализированных врачебных консультаций, базовой диагностики, химиотерапии и реабилитации. ЦАОПы планировалось инсталлировать в состав многопрофильных областных больниц или организовывать обособленно, но обязательно выстраивая четкую маршрутизацию из местного онкодиспансера. К началу октября, отчитывался Минздрав, удалось открыть лишь 70 амбулаторий.

«Почему ЦАОП, которые будут сданы в декабре, оказались в зоне риска? Потому что это конец года, а до того как объект сдадут, его необходимо проверить, посмотреть готовность включения в программу, то есть подтвердить, что он может работать», – подгоняла тогда нерасторопных директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава РФ Екатерина Каракулина.

Однако и к ЦАОП, введенным в строй по графику, были претензии. «Приведу два конкретных примера, – указывала на огрехи при создании инфраструктуры онкослужбы начальник Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора Алла Самойлова, – Калининградская и Оренбургская области. В первой ЦАОП открыт, но назвать его таковым нельзя, так как там не оказываются услуги по химиотерапии, отсутствует необходимый набор медоборудования. Во второй – не проработан вопрос маршрутизации пациентов, в результате областной онкодиспансер переполнен, а ЦАОП загружен не на полную мощность».

По данным Vademecum, к 11 декабря в регионах в общей сложности успели открыть 80 ЦАОП. Удастся ли рывок по организации в уходящем году еще 50 амбулаторных центров, в Минздраве сообщить затруднились. Но дело все же не в формальном следовании паспорту госпрограммы, а в том, как открытие ЦАОП отражается на качестве оказания онкологической помощи. В этом смысле весьма красноречивы результаты опроса, проведенного Российским обществом клинической онкологии (RUSSCO) в 19 регионах страны: в четырех областях появление дополнительной амбулаторной инфраструктуры на объеме получаемой пациентами лекарственной терапии никак не сказалось, в остальных 15-ти – ЦАОП, как выяснилось, либо не открылись, либо остаются недозагруженными.

«Обследование возможно, но как заполнить объемами дневной стационар этих ЦАОП, мы не знаем, – рассказывала на заседании RUSSCO руководитель отделения химиотерапии Городского клинического онкодиспансера Санкт-Петербурга Рашида Орлова. – А ведь у нас запланировано 18 ЦАОП, в каждом – 20 коек дневного пребывания. Это 360 коек, рассчитанных на проведение лекарственной терапии, тысяча человек в день. У нас столько больных в городе, слава богу, нет».

Тут стоит заметить, что региональные онкопрограммы, на верстку которых ушел не один месяц (сейчас эти документы уже утверждены и опубликованы), писались далеко не профанами. Как ответственно заявили Vademecum в двух из трех ключевых центров профильных компетенций – НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина и НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, их представители курировали программирование локальных сегментов федерального проекта, в том числе очно, и давали свои рекомендации. «Специалисты нашего центра участвовали в анализе и коррекции медико-технического задания на капитальные ремонты, делали оценку модернизации и переоснащения онкологических учреждений 3-го уровня. Для этого они выезжали на объекты в Краснодарский край, Мурманскую область, Республику Коми, Республику Карелию, Ленинградскую область, Калининградскую область», – сообщили Vademecum в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова, добавив, что досконально проверили программы в 19 регионах.

«Наш центр проводил экспертизу региональных программ субъектов Уральского, Сибирского и Дальневосточного ФО. В этих программах были прописаны мероприятия по изменению, расширению инфраструктуры оказания онкологической помощи как с точки зрения создания ЦАОП, так и с точки зрения модернизации уже имеющихся онкологических учреждений, онкодиспансеров», – рассказал Vademecum замдиректора НМИЦ им. Н.Н. Блохина по развитию онкологической помощи в регионах Александр Петровский.

ВОКРУГ СМЕТЫ

Изначально кураторы госпрограммы планировали в 2019 году потратить на строительство, ремонт и реконструкцию объектов инфраструктуры онкослужбы в регионах порядка 33 млрд рублей. Большая часть этой суммы – 25 млрд – была «расписана» Минфином в октябре 2019-го. Денег хватило на десять проектов, реализация которых запланирована на 2019-2021 годы, включая два объекта федерального уровня – реконструкцию главного корпуса МНИОИ им. П.А. Герцена в Москве и строительство клинического корпуса с пищеблоком НМИЦ онкологии им Н.Н. Петрова в Питере. Однако уже в мае Вероника Скворцова сетовала на то, что региональные власти буквально завалили Минздрав своими девелоперскими заявками: «Общая стоимость, исходя из средней цены – от 3,1 до 3,9 млрд рублей, – это практически 80 млрд рублей, из которых у нас есть только 8 млрд». Губернаторов конечность бюджета госпрограммы, как водится, не смутила.

«Сегодня я встречался с главой Минздрава Вероникой Скворцовой, мы обсуждали конкретные сроки по вхождению в нацпроект с нашим онкодиспансером. По итогам встречи появилась надежда, что, если соответствующие финансовые решения по нацпроекту будут приняты, в 2021-м мы начнем его полноценно строить. Проектно-сметная стоимость онкодиспансера – 5,7 млрд рублей», – рассказывал в июне 2019-го губернатор Рязанской области Николай Любимов. За федеральной поддержкой аналогичных инициатив главы регионов на протяжении всего года при случае обращались то к премьер-министру Дмитрию Медведеву, то к президенту Владимиру Путину.

К концу 2019 года региональные власти объявили о реализации более 40 проектов совокупной стоимостью более 90 млрд рублей. И эта смета еще увеличится, так как по некоторым заявкам, особенно по тем, что связаны с реконструкцией, общий объем инвестиций пока не обозначен. Зато проектирование по большинству строек уже началось.

Паспортные дальние

Параметры оснащенности и планового развития региональных онкослужб

В обширный перечень пожеланий и достижений, как можно сразу заметить, не вошла Москва – во-первых, по той причине, что здесь при модернизации онкослужбы пока обходятся средствами городского бюджета, во-вторых, потому, что масштабных строек в 2019-м столицей не объявлялось. За исключением создания медицинского комплекса в Коммунарке, где лечение онкозаболеваний станет одним из ключевых направлений, получившим 250 коек стационара.

По словам Дениса Проценко, главного врача ГКБ №40, к которой присоединили проект в Новой Москве, с началом работы медцентра в Коммунарке вся прочая онкологическая инфраструктура 40-й больницы будет ориентирована на профильную амбулаторную помощь. «Онкохирургическая служба переедет, а вот химиотерапия будет придерживаться территориального принципа. Сейчас здесь удельный вес коек дневного стационара составляет 100 штук, и химиотерапия, даже в высокодозном варианте, будет проводиться на базе дневного стационар», – рассказывал Проценко в сентябрьском интервью Vademecum.

В декабре глава столичного Депздрава Алексей Хрипун анонсировал реорганизацию действующей онкологической инфраструктуры города. По плану ДЗМ, с 2020 года система будет работать так: при подозрении на онкозаболевание врач поликлиники должен направить пациента на необходимый минимум исследований, далее при выявлении признаков болезни пациент отправится к специалисту в онкодиспансер для постановки диагноза. В многопрофильном же центре будет проводиться онкоконсилиум, где определят тактику лечения. За контроль результатов терапии и дальнейшее наблюдение пациента будет отвечать онкодиспансер.

Статус многопрофильных онкоцентров получат Московская городская онкологическая больница №62, ГКБ им. Д.Д. Плетнева, ГКОБ №1, ГКБ им. С.П. Боткина, ГКБ №40 и Московский клинический научный центр им. А.С. Логинова. Эти медучреждения дооснастят и расширят, а что самое важное – на их базе организуют шесть патоморфологических лабораторий, для которых уже закупили 269 единиц техники из 338 запланированных – на 560 млн рублей. Эта сумма сопоставима с совокупным федеральным финансированием организации таких мощностей по всей стране – 640 млн рублей на 2019 год, столько же выделят в 2020-м.

Пока, помимо Москвы, создание региональной патоморфологической лаборатории анонсировано в единственном регионе – Новосибирской области. Согласно техзаданию, на проектирование объекта при Новосибирском ОКОД – это будет «быстровозводимое здание» площадью 265 кв. м – компании ООО «АТИС» выделено 1,8 млн рублей, завершить работы по этому контракту подрядчик должен до 31 декабря 2019 года.

онкологическая, онкология, онкозаболевания, скворцова, каприн, стилиди, цаоп, патоморфология, ракова
Источник: Vademecum №10-11, 2019

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении