10 Декабря 2024 Вторник

«Частные стоматологические клиники – пример малого бизнеса на грани уничтожения»
Дарья Шубина Мединдустрия Стоматология
4 апреля 2020, 14:33
Владимир Александровский
Фото: Максим Новиков / Vademecum
30393

Основатель ГК «Фэнтези» – о последствиях вынужденных каникул

Предпринятые властью ограничительные меры, мотивированные борьбой с распространением COVID-19, раньше и жестче прочего медицинского бизнеса отразились на частной стоматологической практике. Плановая медпомощь этого профиля повсеместно свернута, обозначены вполне конкретные санкции за нарушение этого предписания. В то же время приостановка деятельности не означает обнуление обязательств профильных операторов по начислению зарплат и арендным платежам. О том, как с этим вызовом справляется московская ГК «Фэнтези», основную часть бизнеса которой составляют детские и взрослые стоматологии, Vademecum рассказал основатель холдинга Владимир Александровский.

– С 26 марта стоматологическая помощь в Москве, по приказу ДЗМ, может оказываться только в экстренной и неотложной форме. Как это отразилось на вашем бизнесе?

– Так, как если бы по нам проехал многотонный каток. За эти девять дней в пяти наших детских стоматологиях «Дентал Фэнтези» и взрослых клиниках Belgravia Dental Studio реальный поток пациентов упал больше чем на 90%. Главное – свернуты те виды услуг, которые приносят стоматологам деньги: плановая ортопедия, хирургия, ортодонтия. По сути, сейчас клиники работают в убыток. Но мы просто не имеем морального права оставить пациентов без поддержки и помощи.

Мы обсуждали с управленческой командой возможность закрыть все клиники, кроме одной, чтобы сосредоточить там приемы пациентов с острой болью. Но для наших пациентов оказалось важным приехать в удобное и привычное им место. Получается, что сейчас мы занимаемся не бизнесом, а благотворительностью.

– Некоторые игроки стоматологического рынка говорят, что плановые приемы «на бумаге» можно превратить в неотложные. Как вам такая схема?

– Теоретически, наверное, можно. Но на практике это чревато самыми серьезными проблемами при любой проверке. На сайте Депздрава перечислены манипуляции, которые может оказывать сегодня врач-стоматолог в границах экстренной и неотложной помощи. Кроме того, нужно понимать, что если у кого-то из пациентов стоматологов обнаружат коронавирус, будут подниматься все контакты человека за последнее время, и факт посещения стоматолога без реальной неотложной необходимости может привести к уголовному преследованию руководителя клиники.

– Как обстоят дела у вашей многопрофильной детской клиники?

– В «Фэнтези» сегодня пациентопоток снизился более чем на 60%. Упала запись на очные приемы – и к педиатрам, и к узким специалистам. Самоотверженная команда наших детских докторов работает по вызовам. Причем мы расширили географию приемов до 100 км от Москвы. Непростой задачей оказалось обеспечить персонал всей необходимой защитой – одноразовыми халатами, масками, перчатками, которые нам приходится покупать по безумным ценам у спекулянтов.

– Ключевые расходы в медицинском бизнесе приходятся на фонд оплаты труда. Какие тут у вас есть варианты?

– Мы почувствовали приближение кризиса и начали готовиться еще в конце февраля. Сократили многое: свернули все обучение, подрезали бюджеты на маркетинг, интуитивный сервис, заморозили инвестиционные расходы. Тем самым начали формировать резервный фонд, который теперь пойдет на финансовую поддержку наших сотрудников.

Совместно с управленческой командой мы приняли решение, что будем оплачивать вынужденные простои, в том числе за счет собственных средств топ-менеджмента. Наша цель – сохранить каждого ценного сотрудника. Понятно, что в нынешней ситуации и ежедневно меняющихся реалиях невозможно сохранить уровень дохода. Помимо системного подхода к оптимизации фонда оплаты труда, мы будем учитывать жизненные обстоятельства наших сотрудников. Приоритет будет отдан незащищенным группам, которые имеют самый маленький доход.

Конечно, я очень благодарен своей команде. Как только стало понятно, в каком положении мы оказались, мне стали звонить сотрудники и предлагать продолжать работать без оплаты, чтобы помочь компании выкарабкаться. Я думаю, что сейчас тот самый момент, когда все инвестиции, вложенные в подбор сотрудников, построение команды, формирование культуры и ценностей нашей компании, помогут пройти этот кризис достойно.

– Когда прогнозируете восстановление пациентопотока?

– При хорошем варианте развития событий мы рассчитываем вернуться к полноценному приему пациентов не раньше июля. При этом сколько бы ни продлилась пандемия, шлейф этого кризиса будет тянутся долго. Уже сейчас очевидно, что платежеспособный спрос прогнозировать будет сложно.

С одной стороны, многие эксперты отрасли ожидают отложенный спрос на ряд медицинских услуг, которые сейчас недоступны. Но с другой, с очень большой долей вероятности у россиян после окончания карантина приоритеты будут поважнее эстетической стоматологии. Поэтому сейчас мы даже не думаем о том, как быстро вернемся к привычному для нас финансовому обороту. Понимаем лишь, что точно придется перестраивать многие бизнес-процессы.

– Звучат опасения, что кризис приведет к перетоку врачей из частных клиник в госсектор. Для стоматологии этот тренд, наверное, не так актуален?

– До этого момента у руководителей частных стоматологических клиник опасений исхода персонала в госполиклиники, действительно, не было. Стоматология в нашей стране – одна из самых высокотехнологичных и постоянно развивающихся сфер медицины. Причем именно за счет частных клиник – прекрасно оснащенных, дорожащих своей репутацией, с профессиональными специалистами, обученными как раз за счет бизнеса.

Стоматология в России никогда не развивалась благодаря поддержке государства. Пациенты получают стоматологическую помощь высочайшего уровня качества и безопасности благодаря честной конкуренции частников.

Благодаря их предпринимательской культуре и смелости, которая позволила выучиться, открыть на собственные средства клиники, привезти в страну все передовые технологии, научить (в том числе и общую медицину) сервису, сделать стандартом заботу о комфорте пациентов.

В большинстве государственных стоматологических клиник несколько другие задачи и другая мотивация. И, конечно, поэтому лучшие кадры, самые мотивированные доктора традиционно осознанно выбирали именно частные стоматологические клиники, где они могут постоянно расти в профессиональном плане, работать в атмосфере приятия и развития, при этом получая очень достойную оплату за свой труд.

– Что-то сегодня изменилось?

– Сейчас стало совершенно очевидно, что государственные поликлиники тоже начнут претендовать на хороших специалистов. И отнюдь не потому, что они вдруг стали добросовестно конкурировать с частными клиниками. Просто в ситуации коронавирусных каникул частные стоматологии фактически лишены возможности работать, но обязаны сохранять сотрудникам заработную плату в стандартном размере, что совершенно невозможно. А также должны во время простоя продолжать платить аренду, погашать кредиты и так далее.

В то время как государство будет спокойно платить приличные по нынешним временам деньги изолированному на каникулы персоналу государственных клиник. При этом частные стоматологические клиники в России – это не огромные медицинские компании, за которыми стоят крупные инвесторы. Это классический пример малого (и крайне редко среднего) бизнеса, который и оказался сегодня на грани уничтожения.

Как долго мы продержимся? Сумеют ли частные стоматологии в таких несправедливых условиях выжить и удержать коллективы? Далеко не все. Разумеется, я призываю включить частную медицину в целом и стоматологию в частности в перечень отраслей, особенно пострадавших от кризиса в связи с коронавирусной инфекцией. В противном случае весь рынок ждет длительная стагнация, от которой пострадают прежде всего те, ради кого мы работаем, – наши пациенты.

UPD. с 6 апреля в Москве разрешено возобновить работу организаций, имеющих медицинскую лицензию. Режим самоизоляции для всех проживающих в столице людей при этом продлен до 1 мая. Обращаться за медпомощью рекомендуется только в экстренных случаях.


стоматология, covid-19, коронавирус, фентэзи, dental fantasy
Источник: Vademecum

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»