27 Июля 2024 Суббота

«Частные стоматологические клиники – пример малого бизнеса на грани уничтожения»
Дарья Шубина Мединдустрия Стоматология
4 апреля 2020, 14:33
Владимир Александровский
Фото: Максим Новиков / Vademecum
29868

Основатель ГК «Фэнтези» – о последствиях вынужденных каникул

Предпринятые властью ограничительные меры, мотивированные борьбой с распространением COVID-19, раньше и жестче прочего медицинского бизнеса отразились на частной стоматологической практике. Плановая медпомощь этого профиля повсеместно свернута, обозначены вполне конкретные санкции за нарушение этого предписания. В то же время приостановка деятельности не означает обнуление обязательств профильных операторов по начислению зарплат и арендным платежам. О том, как с этим вызовом справляется московская ГК «Фэнтези», основную часть бизнеса которой составляют детские и взрослые стоматологии, Vademecum рассказал основатель холдинга Владимир Александровский.

– С 26 марта стоматологическая помощь в Москве, по приказу ДЗМ, может оказываться только в экстренной и неотложной форме. Как это отразилось на вашем бизнесе?

– Так, как если бы по нам проехал многотонный каток. За эти девять дней в пяти наших детских стоматологиях «Дентал Фэнтези» и взрослых клиниках Belgravia Dental Studio реальный поток пациентов упал больше чем на 90%. Главное – свернуты те виды услуг, которые приносят стоматологам деньги: плановая ортопедия, хирургия, ортодонтия. По сути, сейчас клиники работают в убыток. Но мы просто не имеем морального права оставить пациентов без поддержки и помощи.

Мы обсуждали с управленческой командой возможность закрыть все клиники, кроме одной, чтобы сосредоточить там приемы пациентов с острой болью. Но для наших пациентов оказалось важным приехать в удобное и привычное им место. Получается, что сейчас мы занимаемся не бизнесом, а благотворительностью.

– Некоторые игроки стоматологического рынка говорят, что плановые приемы «на бумаге» можно превратить в неотложные. Как вам такая схема?

– Теоретически, наверное, можно. Но на практике это чревато самыми серьезными проблемами при любой проверке. На сайте Депздрава перечислены манипуляции, которые может оказывать сегодня врач-стоматолог в границах экстренной и неотложной помощи. Кроме того, нужно понимать, что если у кого-то из пациентов стоматологов обнаружат коронавирус, будут подниматься все контакты человека за последнее время, и факт посещения стоматолога без реальной неотложной необходимости может привести к уголовному преследованию руководителя клиники.

– Как обстоят дела у вашей многопрофильной детской клиники?

– В «Фэнтези» сегодня пациентопоток снизился более чем на 60%. Упала запись на очные приемы – и к педиатрам, и к узким специалистам. Самоотверженная команда наших детских докторов работает по вызовам. Причем мы расширили географию приемов до 100 км от Москвы. Непростой задачей оказалось обеспечить персонал всей необходимой защитой – одноразовыми халатами, масками, перчатками, которые нам приходится покупать по безумным ценам у спекулянтов.

– Ключевые расходы в медицинском бизнесе приходятся на фонд оплаты труда. Какие тут у вас есть варианты?

– Мы почувствовали приближение кризиса и начали готовиться еще в конце февраля. Сократили многое: свернули все обучение, подрезали бюджеты на маркетинг, интуитивный сервис, заморозили инвестиционные расходы. Тем самым начали формировать резервный фонд, который теперь пойдет на финансовую поддержку наших сотрудников.

Совместно с управленческой командой мы приняли решение, что будем оплачивать вынужденные простои, в том числе за счет собственных средств топ-менеджмента. Наша цель – сохранить каждого ценного сотрудника. Понятно, что в нынешней ситуации и ежедневно меняющихся реалиях невозможно сохранить уровень дохода. Помимо системного подхода к оптимизации фонда оплаты труда, мы будем учитывать жизненные обстоятельства наших сотрудников. Приоритет будет отдан незащищенным группам, которые имеют самый маленький доход.

Конечно, я очень благодарен своей команде. Как только стало понятно, в каком положении мы оказались, мне стали звонить сотрудники и предлагать продолжать работать без оплаты, чтобы помочь компании выкарабкаться. Я думаю, что сейчас тот самый момент, когда все инвестиции, вложенные в подбор сотрудников, построение команды, формирование культуры и ценностей нашей компании, помогут пройти этот кризис достойно.

– Когда прогнозируете восстановление пациентопотока?

– При хорошем варианте развития событий мы рассчитываем вернуться к полноценному приему пациентов не раньше июля. При этом сколько бы ни продлилась пандемия, шлейф этого кризиса будет тянутся долго. Уже сейчас очевидно, что платежеспособный спрос прогнозировать будет сложно.

С одной стороны, многие эксперты отрасли ожидают отложенный спрос на ряд медицинских услуг, которые сейчас недоступны. Но с другой, с очень большой долей вероятности у россиян после окончания карантина приоритеты будут поважнее эстетической стоматологии. Поэтому сейчас мы даже не думаем о том, как быстро вернемся к привычному для нас финансовому обороту. Понимаем лишь, что точно придется перестраивать многие бизнес-процессы.

– Звучат опасения, что кризис приведет к перетоку врачей из частных клиник в госсектор. Для стоматологии этот тренд, наверное, не так актуален?

– До этого момента у руководителей частных стоматологических клиник опасений исхода персонала в госполиклиники, действительно, не было. Стоматология в нашей стране – одна из самых высокотехнологичных и постоянно развивающихся сфер медицины. Причем именно за счет частных клиник – прекрасно оснащенных, дорожащих своей репутацией, с профессиональными специалистами, обученными как раз за счет бизнеса.

Стоматология в России никогда не развивалась благодаря поддержке государства. Пациенты получают стоматологическую помощь высочайшего уровня качества и безопасности благодаря честной конкуренции частников.

Благодаря их предпринимательской культуре и смелости, которая позволила выучиться, открыть на собственные средства клиники, привезти в страну все передовые технологии, научить (в том числе и общую медицину) сервису, сделать стандартом заботу о комфорте пациентов.

В большинстве государственных стоматологических клиник несколько другие задачи и другая мотивация. И, конечно, поэтому лучшие кадры, самые мотивированные доктора традиционно осознанно выбирали именно частные стоматологические клиники, где они могут постоянно расти в профессиональном плане, работать в атмосфере приятия и развития, при этом получая очень достойную оплату за свой труд.

– Что-то сегодня изменилось?

– Сейчас стало совершенно очевидно, что государственные поликлиники тоже начнут претендовать на хороших специалистов. И отнюдь не потому, что они вдруг стали добросовестно конкурировать с частными клиниками. Просто в ситуации коронавирусных каникул частные стоматологии фактически лишены возможности работать, но обязаны сохранять сотрудникам заработную плату в стандартном размере, что совершенно невозможно. А также должны во время простоя продолжать платить аренду, погашать кредиты и так далее.

В то время как государство будет спокойно платить приличные по нынешним временам деньги изолированному на каникулы персоналу государственных клиник. При этом частные стоматологические клиники в России – это не огромные медицинские компании, за которыми стоят крупные инвесторы. Это классический пример малого (и крайне редко среднего) бизнеса, который и оказался сегодня на грани уничтожения.

Как долго мы продержимся? Сумеют ли частные стоматологии в таких несправедливых условиях выжить и удержать коллективы? Далеко не все. Разумеется, я призываю включить частную медицину в целом и стоматологию в частности в перечень отраслей, особенно пострадавших от кризиса в связи с коронавирусной инфекцией. В противном случае весь рынок ждет длительная стагнация, от которой пострадают прежде всего те, ради кого мы работаем, – наши пациенты.

UPD. с 6 апреля в Москве разрешено возобновить работу организаций, имеющих медицинскую лицензию. Режим самоизоляции для всех проживающих в столице людей при этом продлен до 1 мая. Обращаться за медпомощью рекомендуется только в экстренных случаях.


стоматология, covid-19, коронавирус, фентэзи, dental fantasy
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении