21 Мая 2024 Вторник

«Потери зависят от срока изоляции»: как борьба с COVID-19 отражается на медицинском бизнесе
Дарья Шубина, Варвара Колесникова Мединдустрия
2 апреля 2020, 23:08
Фото: ascendient.com
13793

Дата окончания нерабочих дней с сохранением заработной платы президентским указом отодвинута на 30 апреля. Мотив артикулирован – сдерживание распространения коронавирусной инфекции, нюансы озвучены – в зависимости от изменения эпидемиологической ситуации длительность нерабочего периода может быть скорректирована. Указом также определено, что медорганизации продолжат функционировать. Что означает эта исключительность для предприятий отрасли, пока не попавшей в перечень пострадавших от коронавируса? 

Тут все крайне неоднозначно. Режим повышенной готовности и самоизоляции, введенный вслед за Москвой многими регионами, уже сказался на медицинском бизнесе. Одни игроки вынуждены, по сути, покинуть рынок, другие столкнулись с каскадообразным снижением пациентопотока, третьи пытаются интегрироваться в работу инфекционной службы или сделать упор на плановой медпомощи. 

Vademecum, собрав комментарии топ-менеджеров и владельцев многопрофильных клиник, предлагает всем игрокам рынка медуслуг рассказать, что происходит с их бизнесом прямо сейчас и какая поддержка им требуется. Сделать это можно в форме для комментариев в конце этого материала.

Григорий Ройтберг, президент АО «Медицина»:

– Наблюдается снижение потока пациентов. Часть услуг мы были вынуждены закрыть, например, стоматологию (кроме экстренной). По части услуг – снижение на 20–40%. По лечению онкологических заболеваний наблюдается рост, по лечению в стационаре – тоже, особенно острых состояний. В момент «карантина» ожидаем снижение выручки на 20–30% с последующим всплеском после отмены из-за отложенного спроса. Если сценарий пандемии будет легким или хотя бы соответствовать сегодняшним прогнозам, то потерь в выручке в годовом выражении не ожидаем, а прогнозируем даже рост.

Невозможно остановить лечение онкологических заболеваний, травм, заболеваний сердца и сосудов, диабета и так далее. Медпомощь должна быть включена в список базовых потребностей граждан, как питание.

Меры, которые нам кажутся необходимыми, мы изложили в письме председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, вот некоторые из них. Необходимо снизить размер социальных взносов до 15% для всех медицинских организаций без исключения, независимо от размера, в связи с долей ФОТ до 40–60% от выручки. Следует передать объемы ОМС, в том числе ВМП, медицинских учреждений государственной формы собственности, перепрофилированных для оказания медпомощи пациентам с COVID-19, негосударственным медицинском организациям, в арсенале которых имеются все необходимые возможности для оказания качественной и безопасной медицинской помощи по различным профилям.

Исключить ограничения по расходованию средств ОМС и субсидий на оказание ВМП для частных организаций. Разрешить медицинским организациям негосударственной формы собственности тратить полученные средства по своему усмотрению в случае выполнения планового задания по ОМС. Эта мера не потребует дополнительных средств из бюджета. Медорганизациям нужна поддержка в части предоставления материалов для безопасного оказания услуг (маски, респираторы, комбинезоны и т.п.). И самое главное – предоставить возможность проводить тестирование на коронавирус, без этого невозможно обеспечить безопасность лечения и оценить масштаб распространения инфекции.

Илья Тупицын, генеральный директор Национальной медицинской сети:

– Мы держались до последнего – до 25 марта не было падения выручки, мы шли даже с перевыполнением бюджета год к году. Затем появилось слово «самоизоляция», потом заговорили о карантине, в регионах начали принимать различные ограничительные меры. Сейчас мы ощущаем это во всех регионах. В среднем пациентопоток сократился на 25–40%. Закрыли профосмотры, остановили плановые операции, естественно, резко упал поток по пластической хирургии, косметологии, стоматологии.

Теперь ситуация усугубится – месяц выходных с сохранением заработной платы. Если в среднем по отрасли на фонд оплаты труда приходится 40–45% от выручки, а она сократится на такой же процент, то вся выручка пойдет на зарплату и налоги. Но есть еще аренда и кредиты, по которым пока нет никаких послаблений. Премьер-министр Михаил Мишустин уже назвал коронавирус форс-мажором, что ж, можно попробовать использовать это в качестве аргумента, хотя документов в подтверждение этого все еще нет.

По закону, мы не можем платить меньше. Можем только как-то оптимизироваться – отправить врачей старше 65 лет на больничный, сотрудников закрывшихся направлений – в отпуск, но это мало поможет. Льготы для пострадавших отраслей тоже не всем игрокам подходят – не все являются малым или средним бизнесом. Согласен с предложением включать частные клиники в ОМС, но пока этого нет, мы рискуем столкнуться с перетоком врачей из частных клиник в государственные.

Марк Курцер, генеральный директор ГК «Мать и дитя»:

– ГК «Мать и дитя» перепрофилировала госпиталь «Лапино», прекратила там плановый прием пациентов и переориентировала госпиталь на пациентов с внебольничной пневмонией, в том числе и с подозрением на коронавирус. Для этого в госпитале существуют все лечебные возможности и профессиональные компетенции. Да, стало меньше обращений по планированию и ведению беременности, проведению ЭКО. Конечно, все это может оказать влияние на некоторые наши операционные показатели, но это в данном случае не так существенно. Одержим все вместе победу над эпидемией – все изменится и постепенно восстановится. Основная поддержка государства может заключаться только в приближении победы над эпидемией. Это самое главное.

Дмитрий Фомин, генеральный директор сети «Клиника доктора Фомина»:

– В нашей сети особенно пострадали клиники в Тверской области. После постановления губернатора о приостановлении деятельности коммерческих медицинских учреждений пациентопоток поток упал на 50%. Плюс мы были вынуждены полностью приостановить деятельность ЭКО, плановой хирургии, пластический хирургии и косметологии. В других регионах, и особенно в Москве, пациентопоток до введения ограничений уменьшился на 20%. В настоящий момент эта цифра также дошла до 50%. В связи с приостановкой ЭКО и плановой хирургии в деньгах падение произошло еще больше. 

Каждый день количество пациентов сокращается, и в ближайшее время мы прогнозируем падение до нуля по некоторым видам помощи. Потери зависят от срока изоляции. Если он превысит три месяца, то потери могут быть колоссальными, вплоть до закрытия некоторых клиник. В настоящий момент льгота на ЕСН как минимум даст гандикап в 1,5–2 месяца на обеспечение деятельности во время полной изоляции. В этот период можно будет выплачивать зарплату сотрудникам.

Екатерина Арцруни, генеральный директор сети клиник «Моситалмед»:

– Кризис будет только нарастать во всех отраслях. Ограничения и запреты, введенные в связи с распространением коронавируса, уже ощутимы, они, несомненно, скажутся на итогах работы в 2020 году. На данный момент в клиниках плановая медпомощь ограничена, а профильные пациенты самоизолированы. В нашей многопрофильной клинике пациентопоток, по сравнению с мартом прошлого года, сократился на четверть, больше всего это сказалось на стоматологическом отделении, а также на таких профилях, как «дерматология» и «косметология». 

В течение последней недели пациентопоток снизился на 40–55%, по сравнению с предыдущей, потери в деньгах крайне ощутимы. Если, например, 23 марта еще поступали звонки о записи на прием, то уже 27 марта начались звонки об отмене или переносе посещения на неопределенный срок. Мы предприняли меры. Ввели услуги по выезду специалистов на дом – не только терапевтов, но и узкопрофильных врачей. Информируем пациентов о мерах безопасности в наших клиниках, ввели дополнительные маркетинговые акции. Ограничивает нас и то, что до сих пор отсутствует возможность проводить тесты на коронавирус, нет возможности точно поставить диагноз.

Владимир Александровский, основатель ГК «Фэнтези»:

- За эти девять дней в пяти наших детских стоматологиях «Дентал Фэнтези» и взрослых клиниках Belgravia Dental Studio реальный поток пациентов упал больше чем на 90%. Главное – свернуты те виды услуг, которые приносят стоматологам деньги: плановая ортопедия, хирургия, ортодонтия. По сути, сейчас клиники работают в убыток. Но мы просто не имеем морального права оставить пациентов без поддержки и помощи.

Мы обсуждали с управленческой командой возможность закрыть все клиники, кроме одной, чтобы сосредоточить там приемы пациентов с острой болью. Но для наших пациентов оказалось важным приехать в удобное и привычное им место. Получается, что сейчас мы занимаемся не бизнесом, а благотворительностью.

Подробнее - в интервью

Ксения Ловцова, управляющий партнер центра лучевой терапии «ОнкоСтоп»:

– Мы оказываем помощь онкологическим пациентам, которые должны своевременно получать необходимую терапию по показаниям. Последние несколько недель в связи с COVID-19 наблюдаем существенный – до 85% – спад очных обращений в наш центр, несмотря на то что с начала марта оказываем помощь пациентам из Московской области и регионов по лучевой терапии по ОМС. Вчерашний день завершили с плачевными результатами – близкими к нулевой отметке. Пациенты боятся приезжать в связи с самоизоляцией. Мы стараемся проводить предварительные консультации дистанционно, но подготовка к лечению и само лечение не могут проходить дистанционно. Важно, что мы продолжаем работать и принимать пациентов в обычном режиме.

Пациентам, которым показано пройти лечение у нас, предоставляем соответствующие справки, которые, надеюсь, удовлетворят требования контрольно-надзорных органов.

Потери для каждого игрока отрасли могут быть колоссальными, для нас в том числе. При нулевой выручке операционные расходы остаются, в первую очередь – зарплаты сотрудникам. С контрагентами, надеюсь, удастся договориться об отсрочке выполнения финансовых обязательств.

Медицинскую отрасль необходимо отнести к категории пострадавших из-за последствий, связанных с COVID-19. Если государство не найдет возможность поддержать негосударственный медицинский сектор, есть серьезный риск не выжить с прежними количественными и качественными показателями. Все меры, которые крайне важны, были перечислены в обращении Национальной ассоциации негосударственных медицинских организаций. Каждая из них играет большую роль. Надеюсь, что нас услышат и поддержат. Мы со своей стороны также готовы оказывать максимальную поддержку государству в преодолении сложившейся кризисной ситуации, вызванной COVID-19.

Евгений Рабцун, генеральный директор ГК «ЦСМ»:

– Основная проблема медицинских организаций – многократный взрывной рост затрат, направленных на обеспечение медицинской помощи надлежащего стандарта и качества. Цены выросли на все расходные материалы и комплектующие и будут расти в ближайшем будущем. Повышаются затраты на доставку, ремонт, обслуживание, содержание медицинского оборудования. 

Важно понимать, что доступность медицинской помощи, из какого бы источника она ни оплачивалась, целиком и полностью будет зависеть от стоимости ее оказания. Именно поэтому медицина должна стоять первой в списке отраслей, получающих поддержку государства в части снижения обязательных платежей, в первую очередь – налогов и сборов на труд медработников. Это снизит стоимость ее оказания, а значит, повысит доступность. На примере дефицита масок и других средств защиты мы видим, что доступность определяется не столько ценой, сколько числом предложений.

Сейчас и на среднесрочную перспективу Правительству РФ важно сохранить как можно больше медицинских организаций и предпринять меры стимулирующего характера для наращивания объемов оказания медпомощи, а это – и льготное кредитование, и другие инструменты финансовой поддержки. Поддержать медицинскую отрасль – значит, обеспечить стабильную доступность медицинской помощи.

Частные клиники могут взять на себя потоки неинфекционных больных, которым сейчас вынуждено отказывают в государственных клиниках. Но именно неинфекционная патология создает угрозу для жизни больных в условиях пандемии коронавируса. Работая в системе ОМС более 20 лет, мы предложили свою помощь и в самой «черной» работе – участковой службе, выразили готовность принять на себя дополнительные участки с прикрепленным населением. Но на региональном уровне, в Краснодарском крае, получили отказ в грубой форме. Томск и Новосибирск – деликатно промолчали.

Михаил Копосов, главный врач многопрофильного медцентра «Медицея»:

– В Ижевске с 31 марта введен режим самоизоляции, таким образом, будет еще больший спад. На данный момент спад по поликлиническому пациентопотоку – 45%, по стационарному – 60% от среднего показателя за месяц. Прогнозируем, что выручка упадет на 50–60% от плана. Налоговые скидки, рассрочки не помогут, так как бизнес не восстановится за 6–8 месяцев и не наверстает потери. Нужны снижение ЕСН, снижение НДС на медицинские изделия, отсрочка выплат НДФЛ – как минимум на 6 месяцев.



covid-19, коронавирус, частная клиника, медицинский бизнес, пути, мишустин, ройтберг, курцер, тупицын
Источник: Vademecum

Платформа и содержание: как минимизировать риски профвыгорания медиков

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении