ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

11 Декабря, 11:51
11 Декабря, 11:51
66,24 руб
75,71 руб

«Страховщики открыты для цифровой революции, но не всегда готовы за нее платить»

Анастасия Буянова
22 Декабря 2017, 9:07
1934
Фридрих Кёлер, gрофессор немецкой клиники Charité Фото: i1.wp.com
Как немецкая клиника Charité приучает своих пациентов и участников рынка медуслуг к мобильному кардиомониторингу
Charité, крупнейшая – с выручкой 1,6 млрд евро в 2015 году – университетская клиника Германии, одна из первых среди грандов европейского рынка медуслуг решилась на внедрение технологии, рожденной на стыке телемедицины и big data. Здесь был разработан комплекс приложений для смартфонов, позволяющих не только проводить удаленный мониторинг состояния кардиопациентов, но и прогнозировать течение заболевания. Продукт, уже прошедший апробацию почти на 5 тысячах пациентов, помогает повысить качество диагностики, сэкономить время врачам и снизить затраты страховщиков. Что для Германии, где ежегодно фиксируется около 1,5 млн случаев сердечно‑сосудистых заболеваний, весьма актуально. Главный идеолог и куратор проекта профессор Фридрих Кёлер в интервью Vademecum рассказал, почему Charité рискнула инвестировать в дорогостоящую технологию и как на инновацию отреагировали операторы национального рынка медуслуг.

– Как и зачем Charité взялась за разработку и внедрение сервиса?

– Разработку мы начали примерно пять лет назад. В сущности, идея лежала на поверхности. Даже не совсем верно говорить «идея», поскольку технология была придумана до нас, и сейчас сложно сказать, кто именно стоял у ее истоков. Берлин, где находится Charité, – город инноваций. Он сам по себе является огромной IT‑платформой – со стартапами, хакатонами и другими тематическими атрибутами. Цифровые технологии активно развивались и в медицине – например, те же планшеты для врачей, хранящие информацию о пациентах. Так что сама среда располагала к внедрению инноваций. До нас над аналогичными решениями уже работали в университете Гёттингена – там была учреждена кафедра по телемедицине, и мы внимательно изучали опыт коллег. Но у нас дело решил произошедший со мной трагический случай: в автобус, на котором я ехал, попал в аварию из-за велосипедиста. Авария была серьезной, но я выжил. Однако не знал, смогу ли по состоянию здоровья вернуться к любимому делу – кардиологии. Тогда я начал искать другие занятия. Я уже слышал о телемедицине, хотя в то время она у нас была не очень хорошо развита, и Министерство информационных технологий Германии тогда выделяло на один телемедицинский проект средства в размере 5 млн евро. Я подал заявку на грант и выиграл его. Проект оказался успешным, что окончательно убедило Charité в необходимости создания кафедры телемедицины и поиске новых технологичных решений, в частности, того комплекса мобильных приложений, с которым мы работаем сейчас. Все наши решения плотно интегрированы в практику, а бизнес‑концепция клиники подразумевает работу с пациентами дистанционно, вне больницы.

– Какие задачи призван решать разработанный вами комплекс?

– Определяя цели, мы исходили из текущих клинических задач. Находящиеся в зоне риска пациенты с сердечно‑сосудистыми заболеваниями нуждаются в постоянном врачебном мониторинге, а что еще важнее – в самоконтроле. Отсюда и возникает задача «дистанционного управления пациентами». Уже сейчас в этой области для пациентов сделано очень многое. Например, им предлагается специальное клиническое оборудование для внебольничного использования, даже домашние лаборатории. Но такое оборудование громоздко – это, как правило, несколько отдельных девайсов, не всем пациентам оно удобно и доступно. И здесь на выручку приходят смартфоны. Они или похожие гаджеты есть практически у каждого, и мы пользуемся ими чуть ли не 24 часа в сутки. Применение разработанной нами технологии не требует от пациента больших финансовых затрат: ему не нужно покупать новый смартфон только для клинических целей, достаточно того, что уже есть. Интеграция в смартфоны системы, позволяющей проводить мониторинг самочувствия, незаменима и эффективна: приложение позволяет нам получать ежедневные данные, расширить статистические показатели по каждому пациенту, точнее анализировать ход развития заболевания. При этом пациенту не нужно приезжать в клинику, учиться пользоваться домашними лабораториями. Приложение само фиксирует необходимые для нас данные и передает в единый центр, дальше с этой информацией работают врачи.

Еще один несомненный профит – уменьшение нагрузки на медперсонал. Некоторые клини‑ ческие тесты требуют участия медицинских работников, например, один из самых распространенных тестов, считающий шаги пациента и некоторые другие показатели, задействует как минимум одну медсестру. Мобильное приложение позволяет пациентам провести этот тест вне больницы. Смартфон также можно использовать для самоанализа клинических показателей: с помощью камеры измерять давление через пульс или, через распознаватель речи, определять одышку и немедленно на это реагировать. Другими словами, если что‑то идет не так, мы тут как тут, все зафиксировали, определили и приняли своевременное решение.

– Каких инвестиций потребовала разработка?

– Скажем так, стоимость разработки наших приложений варьируется от 50 тысяч до 2 млн евро – эти средства мы получаем в качестве грантов от правительства Германии и Европейского союза. Гранты получать сложно, часто приходится слышать отказы, но вместе с отказом нам присылают отчеты, отзывы о том, что бы хотели видеть наши спонсоры, как можно улучшить наши идеи. И это тоже хороший опыт, позволяющий нам постепенно совершенствоваться и доводить свои задумки до реализации. Например, у нас есть приложение, которое позволяет проводить эксперимент с шагами: пациент крутит колесо и проходит определенное расстояние за фиксированное время. Эта программа обошлась нам в 500 тысяч евро. Зато теперь пациентам не нужно приезжать в клинику, чтобы пройти такое обследование. Иногда медсестры ассистируют пациентам на дому, что добавляет стоимости использованию приложения.

На самом деле наши продукты призваны не только анализировать, но также прогнозировать и диагностировать. По результатам их применения мы можем определить шансы человека на выживание. И это не одноразовое событие. Пациенты должны проходить эксперимент на протяжении полугода. Сейчас конкретно в этом проекте у нас задействовано более 150 пациентов.

– То есть ваши IT‑продукты участвуют в ограниченном эксперименте?

– Не совсем так. О глубине «эксперимента» можно судить по множеству научных публикаций, которые вы можете найти на тематическом ресурсе PubMed [ресурс Национальной библиотеки, Medicine National Institutes of Health, США. – Vademecum]. Но можно оценить и по‑другому: сейчас мы уже работаем, страшно подумать, примерно с 5 тысячами больных. У нас есть большое число дистанционных пациентов, например, в Баварии мы работаем с ними 24 на 7. В проекте задействовано большое число врачей, часть которых даже живут и практикуют за пределами Германии. И все это – одновременная работа сразу с несколькими приложениями.

– Использование приложений уже дает какой‑то видимый экономический эффект?

– Безусловно. Начнем с того, что приложение не требует затрат на приобретение самого девайса, и это уже значительно уменьшает всю стоимость метода. Основные расходы – это разработка приложений и работа врачей, большой группы профессионалов разного уровня, которые могут 24 часа в сутки следить за данными пациентов и моментально на них реагировать. Но даже эти затраты несопоставимы с теми, что несут страховые компании за время госпитализации пациентов. Один день госпитализации в Германии стоит в среднем 2 тысячи евро. Конечно, страховщики будут счастливы так экономить, особенно это касается частных страховок, которые в ФРГ имеют 20% граждан. Как правило, это состоятельные люди, готовые отказаться от стандартного страхования и за‑ платить 4 тысячи евро. Почему от наших проектов выигрывают больше компании, работающие с частными страховками? В системе стандартного страхования визит пациента стоит, скажем, 60 евро. Неважно, сколько раз пациент пришел на прием, один или десять, всегда фиксированная цена. Частная же страховка покрывает каждое посещение в отдельности, при этом цена выше в три‑четыре раза. Очевидно, что с приложениями на визитах можно сэкономить большие деньги.

– То есть ваши потенциальные клиенты – страховщики?

– Здесь не все так просто. Конечно, страховые компании открыты для информационной революции, все они верят в то, что за IT будущее. Все говорят: «Да! Это здорово! Давайте нам больше приложений, больше технологий!» Но далеконе все готовы платить. Многие считают, что это лишь приложения, за разработку которых уже кто‑то когда‑то заплатил, и забывают, что за методом стоит команда врачей, работающих день и ночь.

– За сервис платят пациенты?

– Нет, для пациентов все бесплатно. Пока Charité покрывает расходы собственными средствами, с помощью тех же грантов. Мы – университетская клиника и можем заниматься разработкой новых технологий в таком формате.

– Кто еще в Германии осваивает подобные методики? Существует рынок аналогичных цифровых решений?

– Такие проекты существуют, конечно, это не моя оригинальная идея. Аналогичное решение, например, есть у профессора Пауля Дендаля, который занимается реабилитацией кардиопациентов. В Университете Гёттингена такие технологии разрабатывает профессор Хазенфусс. И это только кардиология, безусловно, аналогичные проекты есть и в других сегментах здравоохранения. Другое дело, что многие похожие проекты терпят неудачи уже в самом начале из‑за не совсем верно выбранного пути развития. Например, они ориентируются на ограниченное число пациентов, что не приносит необходимого эффекта. Существуют и другие объективные сложности.

– Какие, например?

– Во‑первых, психология пациентов. Не все заботятся о своем здоровье: как минимум треть аудитории, пережив острую фазу заболевания, легко махнет рукой на возможные риски, включая летальные. Лишь две трети пациентов более‑менее заинтересованы в использовании таких технологий. И в то же время пациенты меняют мнение о важности своего здоровья после того, как начинают более тщательно за ним следить. Это радует. Но здесь появляется другой подводный камень: некоторые пациенты доверяют только своему врачу и не хотят, чтобы их данные видел кто‑то еще, что препятствует обмену информацией. Еще одна сложность в использовании нашего продукта состоит в том, что сам сегмент ограничен: не все пациенты нуждаются в подобных технологиях, даже если они лояльны к методу. Мы в первую очередь ориентируемся на пациентов из зоны риска – если на протяжении длительного времени, например, года, у них не наблюдалось ничего серьезного, эти технологии не для них. Еще одна наша целевая группа – беременные женщины, имеющие проблемы с сердцем. Наконец, серьезным препятствием для методики оказалась психология части профсообщества. Когда я рассказываю студентам, что лишь 50% врачей в Германии готовы применять подобные технологии на практике, они удивляются: «Так мало?!» Но по моей оценке, половина – уже очень много: на смену консерваторам постепенно приходят новаторы. Я часто бываю за рубежом (недавно вот вернулся из Сирии) и всегда стараюсь в первую очередь найти своих коллег, чтобы поделиться наработками. Когда я предлагаю им сотрудничество над этим проектом, то получаю три типичных ответа. Одни говорят: «Да, с удовольствием, это круто!» Вторые заявляют: «Это интересно, но давайте поговорим об этом лет через десять, когда у вас появятся стабильные результаты». А третьи вообще не хотят разговаривать, чуть ли не прогоняют.

– Почему?

– Может быть, считают мобильные приложения ерундой, а возможно, причина в самовлюбленности. Сложно интерпретировать.

– Charité популярна среди российских пациентов. Они пользуются вашими приложениями?

– В нашей клинике действительно бывает до 35% русских пациентов, и это меня очень радует. Для меня и моей семьи русский язык и Россия значат очень много. Мы жили в Восточной Германии, где находились советскиевоенные базы. Мой дед после войны строил Транссибирскую магистраль, у нас осталось несколько фотографий. В школе я изучал русский язык, очень люблю русскую литературу и часто цитирую студентам на лекциях Чехова и Булгакова. Я поражен тем, как подробно они описывали медицинские процедуры, операции, болезни и феномены. Но пока русские пациенты, к сожалению, не пользуются нашими дистанционными технологиями, они просто приезжают к нам на лечение.

– Какое число пациентов должен охватить комплекс приложений после выхода на полную мощность?

– С удовольствием приведу вам метафору, которую придумал для своего отца, когда тот спросил меня, чем мы занимаемся и кому это нужно. Представьте себе человека, стоящего на берегу моря, на пляже. Ему ничто не угрожает. Пляж – символ стабильности, а бурлящее море – его проблемы со здоровьем. И вот человек ныряет в это море, по своему решению или в силу обстоятельств. Даже если он уверен в себе, ему наверняка поможет спасательный жилет, то есть наше приложение, которое у него всегда под рукой. А если он долго находится в море, спасательный жилет ему жизненно необходим. И на самом деле в этом море не один человек, а тысячи.

charité, герамния, телемедицина, университетская клиника, кардиология, страховые компании
Источник Vademecum №18, 2017
Поделиться в соц.сетях
К 2022 году российский рынок акушерства и гинекологии превысит 100 млн приемов
Сегодня, 9:20
Андрей Каприн: около 30 тысяч случаев злокачественных новообразований удалось выявить при диспансеризации
10 Декабря 2018, 21:03
ОНФ: 25% российских врачей получали директивы о навязывании платных услуг
10 Декабря 2018, 20:45
ФФОМС уделит особое внимание диспансеризации из-за частых приписок
10 Декабря 2018, 20:34
К 2023 году на электронные рецепты перейдут 70% медучреждений
3 Декабря 2018, 20:21
Павел Ройтберг за $1 млн научил искусственный интеллект читать рентген легких
Сервис медицинских онлайн-консультаций Doctor Smart Павла Ройтберга предложил пользователям новую опцию – анализ рентгеновских снимков с помощью искусственного интеллекта. Инвестиции в разработку ИИ-системы составили около $1 млн.
29 Ноября 2018, 17:08
«Билайн» подключил своих абонентов к телемедицине
ПАО «Вымпелком» («Билайн») и компания «Мобильные медицинские технологии» (ММТ) объявили о запуске телемедицинского сервиса и одноименного приложения «Мой доктор», позволяющего клиентам «Билайна» получать онлайн-консультации и записываться на очный прием к врачу. Пользователям предлагаются два пакета услуг с разным наполнением и ценой – 199 или 499 рублей в месяц.
26 Ноября 2018, 19:50
Иркутский СПИД-центр купил iPhone XS Max за 123 тысячи рублей для «телемедицины»
23 Ноября 2018, 19:52
«Ростех» подключит к телемедицине 700 российских больниц
Национальный центр информатизации (НЦИ) ГК «Ростех» и Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России подписали соглашение о создании единой телемедицинской инфраструктуры в 700 медицинских учреждениях России. Объем инвестиций в проект не раскрывается.
20 Ноября 2018, 12:58
Банк России отозвал лицензию на ОМС у «КС Страхование»
19 Ноября 2018, 14:26
МТС и «Медси» начали продажу пакетов телемедицинских услуг
Врачебные онлайн-консультации пользователи могут получать через оригинальное мобильное приложение SmartMed, совместно разработанное «родственными» компаниями за 30 млн рублей.
12 Ноября 2018, 20:26
СП: ни в одном регионе не выстроена система телемедицинской помощи
8 Ноября 2018, 8:28
ФНКЦ ФМБА России выступит организатором международной конференции «Кардио-2018»
С 31 октября по 1 ноября 2018 года в здании гостиницы «Метрополь» состоится международная научно-практическая конференция «Кардио-2018». Участниками мероприятия станут специалисты Федерального научно-клинического центра ФМБА России и других ведущих российских и зарубежных медицинских учреждений.
26 Октября 2018, 14:11
Телемедицинские консультации включат в номенклатуру медуслуг
Минздрав опубликовал проект поправок в Номенклатуру медицинских услуг, добавив врачам 86 специальностей возможности проводить дистанционные консультации – от гинекологов и гастроэнтерологов до врачей спортивной медицины.
11 Октября 2018, 13:12
Медведев написал научную статью. Он обещает персонализацию здравоохранения и равный доступ к медпомощи
9 Октября 2018, 8:43
«Почта России» планирует заняться телемедициной

«Почта России» планирует создать точки по предоставлению телемедицинских услуг прямо в почтовых отделениях, сообщил в интервью «Коммерсанту» гендиректор «Почты России» Николай Подгузов.

20 Сентября 2018, 17:44
Интернет-магазин DocDoc подключил 2 млн пациентов
DocDoc за первые три месяца работы в формате «медицинского маркетплейса» сумел привлечь 2 млн клиентов. Как сообщает компания, чаще всего пациенты обращаются за дистанционными консультациями к педиатрам, терапевтам и отоларингологам, среднее время онлайн-приема составило 14 минут.
17 Сентября 2018, 18:42
Новые Apple Watch с датчиком ЭКГ получили одобрение FDA
12 Сентября 2018, 23:15
«Ростех» завершит формирование федеральной телемедицинской системы до конца года

«Ростех» завершит формирование федеральной телемедицинской системы, которая обеспечит дистанционные консультации между регионами и специалистами «из лучших центральных клиник» в 2018 году, сообщил директор по особым поручениям госкорпорации Василий Бровко. 

10 Сентября 2018, 19:57
В больницах ФСИН может появиться медицинская информсистема
При Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) создали рабочую группу, которая изучит возможность создания медицинской информационной системы для ведомственных учреждений, что, по словам заместителя директора ФСИН России, генерал-лейтенанта внутренней службы Валерия Максименко, поможет внедрить телемедицинские консультации в больницах при исправительных учреждениях.
3 Сентября 2018, 11:07
Amazon взял на работу известного в США кардиолога
Интернет-ритейлер Amazon нанял известного в США кардиолога Маулика Маймудара. О переходе в Amazon сообщил cам Маймудар на своей странице в Twitter, однако не уточнил, к какой именно команде присоединится. 
21 Августа 2018, 13:17
«Яндекс» и Baring Vostok инвестировали $9 млн в телемедицинский сервис Doc+

Компания «Яндекс», фонд Baring Vostok и шведский венчурный фонд Vostok New Ventures (Gett, Avito, OneTwoTrip, BlaBlaCar) в третьем раунде инвестиций направили $9 млн на телемедицинский сервис службы вызова врачей на дом Doc+. В общей сложности с 2016 года инвесторы вложили в этот проект $19,5 млн.

15 Августа 2018, 18:08
Яндекс.Метрика