27 Июля 2024 Суббота

«Повестку общения с потребителем перехватывают соцсети, где сложно контролировать достоверность информации»
Ольга Гончарова Мединдустрия
19 августа 2019, 8:32
Фото: Архив А. Дычевой-Смирновой
3267

Организатор главной эстетической выставки страны Анна Дычева-Смирнова – о гримасах отечественной beauty-индустрии

В апреле 2019 года Росздравнадзор выловил на стендах старейшей и крупнейшей в России профильной выставки Intercharm незарегистрированную инъекционную продукцию и пресек процедуры с ее применением. Нарушители были наказаны, но рейд, по мнению участников рынка, на чистоту сегмента от контрафакта особо не повлиял – мейджоры индустрии и многие дистрибьюторы давно обходят Intercharm стороной ровно потому, что там вовсю экспонируются «серые» продукты. Генеральный директор Reed Exhibitions Russia Анна Дычева-Смирнова, организующая выставку около 20 лет, рассказала Vademecum о том, как трансформировался за эти годы инъекционный рынок, что мешает ее компании бороться с засильем нелегальных товаров и как в эстетической отрасли меняется потребительская аудитория.

– Как получилось, что нелегальные инъекционные продукты не просто попадают, но и продаются на площадке Intercharm?

– Мы бесконечно объясняем нашим экспонентам, что на выставке они могут реализовывать только зарегистрированную продукцию – это отражено в наших информационных письмах, договорах, других документах и является обязательным условием участия в Intercharm. Но здесь приходится учитывать несколько факторов. В рамках законодательства Российской Федерации у нас как организатора нет юридической возможности каким-либо образом контролировать или ограничивать работу компаний-участниц, мы имеем право на это влиять только косвенно, поддерживая с ними постоянную коммуникацию.

Другими словами, мы не можем обязать экспонента убрать представляемую продукцию. Производители одной из косметических марок как-то нам пожаловались, что китайские поставщики скопировали их упаковку.

Мы вмешались, попросили представителей китайской компании убрать продукт со стенда, они сказали: «Не проблема, уберем», но, как только мы ушли, упаковка вернулась на место. И такие примеры, увы, не единичны.

Кроме того, нельзя забывать, что компании имеют право демонстрировать свой продукт, чтобы найти партнера в России, который потом зарегистрирует их препарат или медицинское изделие. Если бы иностранные компании не приезжали и не показывали свои новинки, в индустрии не было бы движения.

– Но вы можете «фильтровать» экспонентов, отказывать в участии тем, кто уже был уличен в продаже незарегистрированной продукции?

– Участие в Intercharm – публичная оферта, и, если компания хочет стать экспонентом, нам юридически очень сложно ей это запретить. Тем более что, как правило, в ассортименте таких поставщиков присутствует и легальная продукция, которую они демонстрируют на своих стендах. Но, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы все наши экспоненты работали в легальном поле, поэтому видим свою задачу в максимально полном их информировании о нормах российского законодательства.

Мы активно сотрудничаем с регуляторами, оказываем поддержку Росздравнадзору в проведении проверок на площадке мероприятия, объясняем участникам выставки, что ведомство обладает соответствующими полномочиями по надзору за соблюдением законодательства.

– Многие отраслевые мейджоры уже отказались от участия в выставке, объясняя свое решение как раз тем, что рядом с их стендами свою продукцию демонстрируют «серые» поставщики. Уход глобальных игроков как-то сказался на деятельности Intercharm?

– Если говорить о потоке посетителей выставки, то нет. Мы видим, что после каждого экономического потрясения обостряется чувствительность потребителя к цене. И менеджеры салонов красоты, и врачи ищут на выставке новые продукты именно потому, что в этот период им особенно необходимо варьировать ассортимент. Поэтому гибкость компаний, их присутствие на выставке, доступность продуктов крайне важны, в первую очередь для них самих. Мы регулярно проводим опросы косметологов, посещающих Intercharm. Естественно, они сожалеют о том, что, приходя на выставку, не имеют возможности получать информацию из первых уст от тех брендов, в чьей продукции они заинтересованы, но которые не представлены.

У нас богатый опыт проведения выставок в других секторах, например, отопительных систем или целлюлозно-бумажной промышленности. Там транснациональные бренды всегда представляют свои продукты сами, вместе или отдельно от дистрибьюторов, поскольку им важно напрямую общаться с рынком, объяснять установщикам, прорабам, архитекторам преимущества своего бренда.

В косметологии по-другому – корпорации пропускают выставки. И что тогда происходит? Косметолог, пусть он и не врач высшей категории с 10 годами стажа, но все-таки приходит на Intercharm искать ассортимент. Так вот он просто не найдет продукты корпораций. Да, безусловно, вы можете потом найти его сами, звонить ему, предлагать продукцию. Но поговорите с любым врачом – им звонят по 15 раз на дню, вопрос в эффективности такой коммуникации.

– Претензии глобальных компаний, оперирующих на рынке инъекционной косметологии, как раз сводятся к тому, что Intercharm посещают все меньше врачей и больше эстетистов, парикмахеров, специалистов по маникюру и так далее. Что скажете на это?

– Здесь очень важен вопрос восприятия выставки. Компании не должны смотреть на участие в Intercharm линейно – это комплекс маркетинговых мероприятий и площадка для решения целого спектра задач, среди которых – обучение врачей, продажи, повышение выручки, приобретение новых партнеров, оптовиков, региональных дистрибьюторов. Но прежде всего это возможность два раза в год общаться face-to-face со своей конечной аудиторией, правильно выстраивать этот диалог. Начинающий врач сейчас – это врач высшей категории через 10 лет, надо начинать работать с ним как можно раньше.

Рынок трансформируется, потребитель эволюционирует, и выставка меняется. Но Intercharm была и остается единственной площадкой, на которой в течение четырех дней собираются 80 тысяч человек, интересующихся красотой больше, чем среднестатистический потребитель. Возьмем парикмахера, он профессионал beauty-рынка? Безусловно. Возможно, он не клиент для компании, занимающейся инъекционными методиками, но поверьте: любой парикмахер пропускает через себя как минимум пять – семь клиентов в день. Как вы думаете, о чем они говорят во время стрижки и покраски: «Какая помада сегодня в моде? Смотрели ли вы новых «Мстителей»?» А заодно, кстати, «я проколола себе вот такой филлер, и результат был очень хорошим».

Мы ведь доверяем парикмахеру свой внешний вид, соответственно мы доверяем и тому, что он говорит. Как мы рассуждаем? Он работает в beauty-сфере, должен все знать. Каждый парикмахер пропускает через себя 100 человек в месяц – представляете, насколько важна эта точка контакта? А компании не всегда это понимают, настаивая на том, что им нужен врач высшей категории.

Узкая и элитистская политика продвижения брендов перестала быть актуальной, инъекции уже давно стали областью массового потребления. В итоге, когда не используют возможности выставки для прямой коммуникации производителей и владельцев торговой марки с аудиторией, повестку общения с потребителем перехватывают Instagram, Facebook, другие социальные сети, где очень сложно проконтролировать достоверность информации.

– В какой момент, на ваш взгляд, рынок инъекционной косметологии стал массовым?

– Этот сегмент начал четко оформляться в начале 2000-х. Тогда мы организовывали конгрессы, на которые приезжали известные иностранные специалисты, рассказывавшие российским компаниям, что такое инъекционные методики. И начиналось все с мезотерапии. Работала теория trickle-down – просачивания: знание постепенно проникало в широкие слои потребителей. Сначала российские профессионалы очень хотели слушать иностранных докладчиков, ловили каждое их слово, а потом наступил момент, когда они приобрели тот уровень знаний, что выступления иностранных гуру стали им не особенно интересны. Они приобрели и расширили свою практику, научная мысль в косметологии начала концентрироваться в России, мы сами стали делиться знаниями.

Постепенно начала меняться и схема общения с потребителем. На заре этого рынка компания-поставщик апеллировала к врачу-косметологу, а уже он доносил информацию до потребителя – так была устроена вся beauty-индустрия. Сейчас потребитель уже осведомлен об инъекционных методиках, ищет прямого общения с корпорациями и не всегда его находит.

В современных условиях нельзя ограничиваться определенными каналами коммуникаций, иначе повестку перехватит кто-то другой. Поэтому, как нам кажется, важно образовывать потребителя, помогать ему не ошибиться, делая выбор. И потому важно, чтобы он получал информацию из первых уст. Но многие крупные компании уже упустили этот момент.

Они продолжают концентрироваться на локальных мероприятиях, рассуждая примерно так: «Лучше мы отвезем 300 наших врачей в Анталью, чем выйдем на массового потребителя».

– Вы как организаторы ведущей отраслевой выставки что-то делаете для просвещения широкой аудитории?

– Поверьте, многое. Например, предельно внимательны к молодым косметологам, для которых мы еще несколько лет назад создали специальную образовательную программу Mentorship. Участие в ней подразумевает льготный вход на выставку, бесплатный каталог и много других активностей. Опытные коллеги водят начинающих по выставке, рассказывают, как нужно выбирать продукты, на что необходимо обращать внимание. Это своеобразное посвящение в профессию с практической точки зрения.

Наш принцип заключается в следующем: кем бы ни был посетитель, важно, чтобы он получил информацию из первых уст. Потом новые поколения взрослеют, мудреют и все равно остаются с нами. Для них, как уже состоявшихся специалистов, выставка открывается с новой стороны, а ранее приобретенный опыт позволяет самостоятельно делать осознанный выбор. Кроме того, с каждой выставкой мы увеличиваем количество профессиональных мероприятий для специалистов разных направлений – как для мастеров, так и для менеджмента.

Важно заметить, что большинство из них можно посетить по стандартному входному билету на выставку. В итоге посетитель может ознакомиться с новинками на стендах, где, кстати, тоже проводится обучение по конкретным продуктам, а также дополнить знания на конференциях, конгрессах и семинарах, то есть получить всю картину: от общего к частному.

– Каких перемен на эстетическом рынке следует ожидать в ближайшие годы?

– Я думаю, что следующая угроза для рынка – это использование косметологических аппаратов на дому. Например, в Японии покупка серьезного косметологического оборудования уже стала нормальной и даже рутинной практикой. Потребители там активно практикуют фотоэпиляцию, ультразвук, делают криопроцедуры.

По мере технического прогресса цена на оборудование будет снижаться, подобная продукция будет дешеветь и идти в массы. И здесь встает вопрос эффективного и безопасного использования аппаратов в домашних условиях. Есть люди, которые не читают инструкцию или не следуют ей. Общение компаний исключительно с профессиональной аудиторией уже не поможет. Нужно будет объяснять конечному потребителю все риски проведения домашних процедур и особенности работы с техникой.


косметология, выставка, медизделия, интершарм, росздравнадзор
Источник: Vademecum №6, 2019

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении