27 Июля 2024 Суббота

Роспотребнадзор и ФНС начали сверять прейскуранты клиник с номенклатурой медуслуг
Тимофей Добровольский Косметология Стоматология Мединдустрия
3 мая 2018, 13:01
Фото: go-dentist.com
33941

Игроки рынка коммерческой медицины обнаружили нарастающее прицельное внимание к своей деятельности со стороны Роспотребнадзора и Федеральной налоговой службы. Регуляторы требуют, чтобы клиники – как частные, так и государственные – привели прайс-листы и фискальную документацию в строгое соответствие с утвержденной приказом Минздрава №804н от 13 октября 2017 года номенклатурой медицинских услуг, и уже пачками штрафуют нарушителей. Избежать эскалации конфликта и умножения санкций, считают эксперты и представители отраслевых профобъединений, не удастся до тех пор, пока действующий с 1 января перечень медуслуг не будет актуализирован с учетом реальной клинической практики.

«Даже за прайс, написанный не в соответствии с номенклатурой, изымаются гигантские деньги», – констатировал президент Стоматологической ассоциации России (СтАР) Владимир Садовский, выступая на заседании совета ассоциации 24 апреля 2018 года. 

В смежной со СтАР саморегулируемой организации «Межрегиональное некоммерческое партнерство стоматологических ассоциаций «Лига» тоже отметили надвигающуюся регуляторную угрозу и пожаловались на неадекватность происходящего в Федеральную антимонопольную службу. «Налоговые органы требуют, чтобы в чеках на оплату медицинских услуг, выписываемых медицинскими организациями, были отражены коды медуслуг согласно приказу Минздрава №804н. То есть медицинская организация не может взымать деньги за медицинскую услугу, которая не предусмотрена в Номенклатуре медицинских услуг, а соответственно, и оказывать ее пациентам», – пишет председатель правления «Лиги» Анна Распопова руководителю ФАС Игорю Артемьеву в обращении от 29 января 2018 года (есть в распоряжении Vademecum). 

«С точки зрения юридической науки приказ об утверждении номенклатуры медицинских услуг – абсолютный нонсенс. В нем не указано, в каких целях вводится номенклатура, кто должен ее применять, в какой форме, в каких случаях, в какие сроки и т. д., и т. п. В приказе нет вообще никаких разъяснений и рекомендаций», – заявляет генеральный директор клиники «Дента-Люкс» Георгий Безвестный. 

Участники СРО «Лига» в принципе считают, что предъявлять подобные требования частным коммерческим медучреждениям, не задействованным в оказании медпомощи по программе госгарантий, нельзя. Перечень медуслуг в свое время создавался исключительно в помощь государственным учреждениям, работающим в системе ОМС, утверждает юрист «Лиги» Наталья Розанчугова, ссылаясь на тематический ведомственный приказ, подписанный в 2004 году замминистра Владимиром Стародубовым и разъясняющий цели создания номенклатуры. В том числе, например, достижение единообразия ассортимента услуг в ОМС и ДМС. Медорганизации, оказывающие услуги по программе госгарантий, действительно строго следуют номенклатуре, поскольку за этим следит фонд ОМС.

В ФАС обращение СРО «Лига» получили, однако за отсутствием конкретных сведений и фактов нарушения антимонопольного законодательства, как сообщил Vademecum замначальника Управления контроля социальной сферы и торговли Максим Дегтярёв, рассматривать не стали. Роспотребнадзор и ФНС оставили запросы Vademecum без ответа. 

Противоречия в толковании требований номенклатурного регламента обострила начатая в 2017 году фискальная реформа – юрлица стали принимать оплату через онлайн-кассы, заменившие традиционные расчетные аппараты и отправляющие данные о каждом выданном чеке напрямую в налоговую службу.
«До введения онлайн-касс чеки в таком виде, в каком мы сегодня с ними работаем, просто не существовали. Приходила налоговая инспекция, смотрела контрольно-кассовую ленту и все. Ее интересовали только деньги. А сейчас она видит полный расклад и говорит: номенклатура дала вам правильные названия медуслуг, ребята, так будьте добры эти названия и применять», – описывает конфликт операторов и контролеров один из участников косметологического рынка. 

Несогласные с такой постановкой вопроса клиники – как частные, так и государственные – пытались оспаривать штрафы: Vademecum обнаружил в картотеке судебных дел документы по четырем «номенклатурным» тяжбам, общая сумма штрафов по которым оказалась невелика – порядка 70 тысяч рублей. Но в данном случае, считают представители профсообщества, значение имеет не размер взыскания, а накапливающиеся прецеденты. Минздрав с уточнениями требований приказа №804н не спешит. Единственный документ, поясняющий логику авторов номенклатуры, Vademecum обнаружил в базе «Консультант Плюс»: в письме за подписью заместителя директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава Екатерины Каракулиной сказано, например, что «проведение эпиляции» – это медицинская услуга, а «восковая эпиляция» или «сахарная эпиляция» – процедуры косметические, к медицине отношения не имеющие и потому в номенклатурный перечень Минздрава не попадающие. 

Предположим, что всех нюансов быстро меняющейся конъюнктуры коммерческого рынка медуслуг регуляторы учесть не могут. Но как быть с тем набором опций, которые операторы уверенно называют базовыми, но в действующем перечне Минздрава тоже не находят? «Нет «удаления зубных имплантатов», приема пародонтолога, гнатолога», – приводит примеры Георгий Безвестный из «Дента-Люкс». Аналитик косметологического рынка Елена Москвичева, не обнаружившая в перечне активно применяемую в эстетических клиниках карбокситерапию, обратилась в Минздрав с запросом, как обозначать эту процедуру в документах. «В министерстве посоветовали прокодировать эту услугу в прайс-листе как «инъекционное введение препаратов в очаг поражения кожи», – рассказывает Москвичева. – Хорошо, но только «плазмотерапии» и «ультразвукового лифтинга» в номенклатуре тоже нет». 

Большинство операторов самых коммерциализированных сегментов рынка – стоматологи, косметологи – сходятся во мнении, что претензиями к прейскурантам и фискальным документам регуляторы не только сдерживают их маркетинговую активность, но банально используют нормативную неопределенность для штрафного прессинга. В тех же отраслевых сообществах звучат и менее радикальные оценки. «Если выйти и просто заявить, что номенклатура не удалась, и во всем виновато государство, это будет неправда. Государство говорит: хотите хорошую номенклатуру – так помогите нам ее улучшить», – говорит президент Ассоциации частных стоматологических клиник Геннадий Брагин, называющий действующую номенклатуру «нормальной и серьезных добавлений не требующей». 

Есть на рынке игроки, выбравшие соглашательскую позицию. «Никаких проблем с номенклатурой у нас не возникало, – свидетельствует генеральный директор Центра медицинской косметологии «Петровка-Beauty» Наталья Бужинская. – Если вы посмотрите на наш прайс-лист, то увидите, например, услугу «введение инъекционных тканевых наполнителей», она прокодирована ровно как в номенклатуре, но ниже в прайс-листе мы перечисляем различные препараты, которыми можно эту услугу оказать. В чек мы эту «расшифровку» не вставляем. Роспотребнадзор нас проверял – все было в порядке». 

За основательное изменение регламента выступает СтАР, заключившая соглашение о сотрудничестве с Центром экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭКК МП) Минздрава и уже предложившая регуляторам внести в перечень медуслуг 20 новых позиций. В ассоциации рассчитывают, что эксперты ЦЭКК МП оперативно рассмотрят их предложения, перенаправят Минздраву, а ведомство в течение ближайших двух-трех месяцев внесет их в виде правок в приказ №804н. 

По информации Vademecum, свои предложения по наполнению перечня в Минздрав направила и Ассоциация онкологов России.

стоматология, минздрав, номенклатурная классификация, медуслуги
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении