27 Июля 2024 Суббота

«Можно сделать так, что покупатель будет ходить в магазины, но только не во все, как сейчас, а в один»
Полина Гриценко Фарминдустрия
23 сентября 2021, 18:03
Фото: Максим Новиков
5859

Основатель именной сети «Монастырёв.рф» Александр Монастырёв – о битве за Москву и перспективе «сплошного» онлайна

Одна из крупнейших на Дальнем Востоке аптечных сетей «Монастырёв.рф» (26-е место нынешнего рейтинга с выручкой 4,09 млрд рублей) предприняла в столице разведку боем еще в 2019 году, открыв тогда в партнерстве с фуд‑ритейлером «ВкусВилл» несколько первых точек. Тиражировать этот опыт пока не вышло, но от амбиций по захвату Москвы силами в несколько сотен аптек дальневосточный варяг не отказывается. Владелец компании Александр Монастырёв детализировал для Vademecum планы экспансии и поделился своим видением завтрашнего и послезавтрашнего фармритейла.

– В 2020 году коммерческим фармрынком рулила пандемия. Что, по вашей оценке, стало определяющим фактором в первой половине 2021-го?

– В марте 2020 года у нас были рекордные за все время продажи – рост к марту 2019 года превышал 50%. В апреле – июне, во время самоизоляции, показатели выровнялись. Затем в октябре – декабре снова был рост – плюс почти 40% к 2019 году.

В 2021 году мы открывали новые аптеки, поэтому наша статистика не совсем релевантна. Мы выросли в первом полугодии на 30–40% к 2020 году. Если же взять like-for-like, то рост небольшой – 10%. Особых, связанных с пандемией всплесков спроса нет, зимние месяцы, как всегда, лучше, чем летние.

В 2020 году мы перевели центральный офис в Москву. Сейчас для нас важно покорить столичный регион, пока у нас это не очень получается. Мы открыли здесь 17 аптек.

Первые 10 аптек открыты в партнерстве с магазинами «ВкусВилл», еще пять – с магазинами «Перекресток». И еще несколько аптек у нас в стрит-ритейле. Мы долго собирали команду, когда организовывали в Москве офис, и не были готовы к интенсивному росту. Людей из Владивостока мы не перевозили, собирали команду на месте.

Поэтому существенное расширение в столице у нас запланировано на 2022 год – хотим открыть 1 тысячу точек. В каком формате они будут работать – вопрос открытый. Ведем переговоры с представителями фуд-ритейла, маркетплейсами. Рассматриваем возможность создания собственного маркетплейса, если договоримся с кем-то из крупных аптечных сетей о том, чтобы выдавать заказы одной сети в точках другой. В этом случае нам, может быть, и не понадобится столько собственных аптек.

Наша основная стратегия – это прежде всего расширение e-commerce, особенно в Москве.

– Почему стартовавшее в 2019 году партнерство со «ВкусВилл» остановилось на десяти точках?

– Мы тогда открыли первые пробные аптеки. К сожалению, потом возникли разные обстоятельства, не нами инициированные. Несколько магазинов «ВкусВилл» закрылись. В нескольких ритейлер решил расширить площадь, отведенную именно под магазин. Поэтому сейчас в магазинах «ВкусВилл» осталось всего шесть наших аптек, и новые мы пока не открываем – просто потому, что нет места: магазины «ВкусВилл» очень маленькие. Мы изначально заняли площади в десяти магазинах сети, а теперь, чтобы открывать аптеки во всех остальных, нужно принципиальное решение по освобождению мест в магазине под аптеки. Мы вели с партнером переговоры, была идея, что они сократят часть витрин. Пока, к сожалению, такое решение не принято. В пандемию всем было не до этого, а потом «ВкусВилл» понял, что надо идти в интернет-торговлю, организовал доставку на дом, и это их захлестнуло.

– «ВкусВилл» недавно начал и доставку лекарств – в партнерстве с «Планетой здоровья» и «Сердцем России». Почему не с вами?

– Этот проект – доставку с ближних мини-складов покупателям на дом – они предложили многим сетям, и нам в том числе. Мы еще просто не запустились. «ВкусВилл» предложил разделить сети по локациям. Грубо говоря, одни будут ответственны за доставку на севере, другие – на юге, третьи – на западе. Так что «Планета здоровья» если и запустилась, то в какой-то одной локации.

– Почему вы решили развиваться в Москве именно через партнерство с продуктовыми ритейлерами?

– Мы исходим из покупательского интереса. Считаем, что скоро покупатели будут очень редко ходить в магазины – в любые. В большей степени нужные товары потребители будут заказывать через интернет и либо забирать в пункте выдачи, либо получать на дому. Раз за этим будущее, то надо понять, где человек будет забирать все, что он заказал. Это может быть любая точка в принципе. У Ozon, у Wildberries есть точки выдачи, где внутри нет больше ничего. А можно сделать так, что покупатель будет ходить в магазины, но только не во все, как сейчас, а в один. Это будет одна сеть, которая сможет в одном магазине выдать покупателю все – и лекарства, и то, что он заказал на других маркетплейсах. Мы готовимся к этому будущему.

– А в других регионах вы намерены расти?

– В ближайшие год-два – только Москва и Московская область, другие регионы пока не рассматриваем. И понятно, что мы продолжаем интенсивно развивать Дальний Восток.

– Как, перебравшись в Москву, вы координируете работу на Дальнем Востоке?

– Да, у нас все основные управленцы находятся в Москве, и при семи часах разницы получается, что рабочий день сдвигается. Уже в 6-7 утра начинаются совещания, встречи, разговоры по Zoom, рабочий день сдвинут ближе к утру, середине дня.

Конечно, есть директор Дальневосточного региона, но в основном управление ведется из Москвы. Впрочем, сказать, что это выливается в какие-то кардинальные проблемы, нельзя. Нас всех жизнь приучила к тому, что можно, и не встречаясь, нормально коммуницировать. Понятно, что личный контакт нужен. Мы находим баланс – и летаем, и много общаемся по видеосвязи.

На Дальнем Востоке сеть растет, в 2021 году число точек увеличилось на 50%: во Владивостоке – с 20 до 40 аптек, в Хабаровске – с 5 до 15. Мы пооткрывались в деревнях, селах Приморского края – раньше нас там не было.

– Аптечный бизнес в Москве и Владивостоке чем-то отличается?

– Мне часто задают этот вопрос. Сложность бизнеса в Москве в том, что выше расходы – аренда, зарплата, а розничные цены с Владивостоком примерно одинаковые. И получается, что при равной маржинальности доходность в Москве меньше. Цену поднять невозможно, потому что покупатели уйдут к конкурентам, цены нужно держать довольно низкими и при этом на чем-то зарабатывать.

Мы, как и все, почти не зарабатываем на лекарствах – мы зарабатываем на других товарах. У нас огромный ассортимент, больше 50 тысяч SKU. Однако люди все равно покупают в большей степени лекарства, а из них основную выручку приносят рецептурные препараты. Но зарабатываем мы на БАДах, сопутствующих товарах.

В онлайне цены на лекарства еще ниже, поэтому за интернет-продажами будущее. Если раньше модель поведения покупателя предполагала, что он выберет аптеку рядом с домом или работой, то сейчас такие покупатели обойдут несколько аптек поблизости и выберут, где подешевле. Но и это старая модель поведения. Новая модель – никуда не выходить, можно сравнить цены в разных аптеках онлайн. Появилась доставка на дом, а если покупатель хочет забрать заказ в пункте выдачи, то аптека сети должна быть возле его дома. Поэтому нам нужна тысяча аптек или партнер.

– Какая доля, по вашему мнению, должна приходиться на онлайн-продажи?

– У нас уже лет десять доля интернет-продаж в структуре выручки составляет 50%. В месяцы, когда наши покупатели сидели дома из-за пандемии, эта доля доходила до 65%, но потом опять откатилась. И этот процент у нас одинаков – и в Москве, и на Дальнем Востоке. По моим прогнозам, как бы ни развивалась интернет-торговля, эта пропорция в ближайшие 10 лет сохранится.

Но это у нас половина. А в среднем по Москве доля продаж лекарств через интернет около 10%. Когда-нибудь она достигнет 50% – не только по лекарствам, но и по торговле в целом. И это серьезно перекроит рынок, многие не выдержат такого падения выручки. Так уже произошло в других странах – в США, в Китае.

– За счет чего доля интернет-продаж в «Монастырёв.рф» остается стабильно высокой?

– За счет дополнительной скидки за интернет-заказ – человеку было выгодно заказывать онлайн. Мы целенаправленно переводили покупателей на такую модель поведения, открыв первую интернет-аптеку во Владивостоке в 2008 году. И за три года мы такую модель сформировали. Мы понимали, что рано или поздно все придут в интернет. И хотелось, чтобы мы были первыми, кто сформирует предложение и аудиторию. Остальные интернет-аптеки просто переняли уже сложившуюся практику.

– Вы как-то называли интернет-аптеку «Монастырёв.рф» агрегатором. Что вы имели в виду?

– Есть разные виды интернет-торговли. Один из типов, когда аптечная сеть через сайт или приложение выкладывает актуальные остатки товара, которые есть в наличии в каждой конкретной аптеке. Нюансы в том, что иногда в разных аптеках одной сети цена на один и тот же товар отличается. Второй тип – когда есть некая справочная служба, например, «Яндекс.Маркет», которая собирает с разных аптечных сетей информацию о наличии лекарств и ценах на них, но принцип тут такой же, как и в первом случае – это остатки товара и разные цены. Третий вариант – как у «Аптеки.ру», когда к заказу предлагаются товары, находящиеся на складе дистрибьютора, в данном случае «Катрена». Тут ассортимент уже гораздо больше, а цена едина. Покупатель выбирает товар и место, где он его будет получать. Здесь нюанс – время доставки.

У «Монастырёва» же – четвертый вид интернет-торговли. Мы предлагаем к продаже то, что есть и в аптеках, и на всех складах. Мы – агрегатор складов – «Катрена», «Протека», «Пульса» и других. При этом при выборе товара наш программный продукт автоматически сравнивает цены и выбирает со всех складов самый дешевый на сегодняшний день товар. Нашу модель пока в России повторила только «Сбер Еаптека».

Следующий этап – это маркетплейс, который дает возможность уже самим продавцам заходить на интернет-платформу и загружать свою продукцию. Я считаю, что наша модель более перспективна, чем формат маркетплейса. Потому что у нас все стандартизировано, у нас не будет десяти лекарств по одному наименованию с разными ценами и характеристиками.

– Вы раньше, чем Ozon, еще до легализации дистанционной торговли лекарствами, организовали доставку препаратов через поручение курьеру. Насколько эта услуга была популярна?

– Абсолютно непопулярна. Объем таких продаж недотягивал до 5% от всей интернет-торговли. Услугой пользовались в основном те, кому трудно выйти из дома – либо инвалиды, либо мамы с грудными детьми. Тогда не существовало той модели покупательского поведения, которая выработалась в пандемию.

Но и сейчас доставка пока особой популярностью не пользуется. В Москве этот сервис востребован в силу менталитета людей, которые привыкли пользоваться доставкой на дом больше, чем в любом другом городе России. У нас сейчас из 50% продаж, которые приходятся на интернет, в 30% случаев люди забирают заказ в пункте выдачи, а в 20% – мы доставляем его на дом.

– Как вы смотрите на сотрудничество с маркетинговыми союзами, ассоциациями?

– Глобально нам это не нужно – у нас достаточно своих прямых контрактов с производителями. Мы сотрудничаем с АСНА по отдельным контрактам с небольшими производителями. Собираемся сотрудничать с остальными ассоциациями, в том числе производящими СТМ. Мы не против продавать такие товары, своих СТМ у нас нет.


Источник: Vademecum №4, 2021

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении