27 Июля 2024 Суббота

«Кто-то должен взять на себя ответственность за то, получает пациент препарат или нет»
Полина Гриценко Мединдустрия Фарминдустрия
18 января 2021, 0:06
Фото: Личный архив Ларисы Смирновой
9728

Вице‑президент ГК «Р‑Фарм» по онкологии – о том, как федеральный проект «Борьба с онкозаболеваниями» отразился на деятельности фармкомпаний

«Р‑Фарм» – один из лидеров рынка госзаказа препаратов для терапии онкологических заболеваний и один из крупнейших партнеров зарубежных производителей по локализации профильной лекарственной номенклатуры. На промплощадках группы упаковываются, в частности, трастузумаб и бевацизумаб от Roche, пембролизумаб от MSD. Топ‑менеджер группы Лариса Смирнова рассказала Vademecum, какие тенденции обнаружил поставщик за два года реализации федерального проекта, с какими организационными и регуляторными проблемами столкнулся и как предлагает их разрешать.

«ЦЕНЫ БУДУТ ОСТАВАТЬСЯ ПОД КОНТРОЛЕМ»

– Федеральный проект по борьбе с онкозаболеваниями стартовал два года назад. Какие-то изменения уже заметны?

– Безусловно, ключевой тренд – увеличение доступности высокотехнологичной, инновационной, дорогостоящей онкологической помощи для жителей всей страны. До старта госпрограммы такой доступ был только у пациентов из крупных городов с большими региональными бюджетами.

Улучшение ситуации ощутимо для всех. У врачей появилась возможность расширить свой клинический опыт по применению инновационной терапии – пролечить не одного-двух пациентов и не одним или двумя препаратами, а получить массовый опыт по применению всего перечня. Это способствует и профессиональному росту медиков, и прибавляет уверенности пациентам в том, что онкология сегодня – не приговор.

– В начале 2019 года представители онкоцентров отмечали, что фармкомпании не сумели переориентироваться на новые объемы закупок, из-за чего по ряду позиций возникла дефектура.

– Не то чтобы не сумели переориентироваться. Это проблема многих производителей, которая существовала раньше и существует сейчас: когда отсутствует понимание потенциального спроса, очень сложно спланировать производство. Известно, что производство новых препаратов производителями форкастируется за полгода. Для Big Pharma Россия – не самый большой рынок, и не стоит ждать, что на наши возросшие потребности зарубежные производители начнут откликаться немедленно, через месяц.

В конце 2018 года, когда национальная программа только декларировалась, не было понимания, как она будет реализована, когда придут и будут переданы в регионы деньги, не было и доверия со стороны администрации, медицинского сообщества. Поэтому планы на 2019 год транслировались крайне осторожно.

В первом квартале 2019 года мы видели очень робкое увеличение закупок во всех регионах. Те заказчики, которые отыграли аукционы на 2019 год в конце 2018-го, оказались в более благоприятной ситуации, потому что обеспечивались лекарствами приоритетно. Труднее всего пришлось тем регионам, которые разыграли торги последними: на них не хватило препаратов, а поставщики и производители не выходили на торги, понимая, что реально обеспечить контракты нечем. Нормализовалась эта ситуация через полгода.

Я хорошо помню: понимание того, что мы закрываем дефектуру по всем нашим позициям и сможем не только поставить препараты по текущим госконтрактам, но и гарантировать дальнейшие бесперебойные поставки, появилось только к августу 2019 года. 

– Когда мы анализировали первые полгода действия госпрограммы, выяснилось, что многие регионы, которые прежде существенно недофинансировались, после старта федерального проекта распорядились деньгами не в пользу дорогостоящей терапии, как это было задумано, а стали закупать недорогое – то, чего им прежде не хватало.

– Да, это было заметно. Большая часть регионов испытывали дефицит базовых химиотерапевтических препаратов, поэтому, когда им дали деньги, они стали закупать в первую очередь именно их – до точки насыщения их потребности. И только убедившись в том, что финансирование идет, все стабильно оплачивается по ОМС, стали очень аккуратно закупать дорогие иммунотерапевтические, таргетные препараты.

Но точка насыщения была фактически достигнута. Сейчас по химиотерапевтическим препаратам рост небольшой, в 2020 году не превысит 20–30% – это совсем немного. Для сравнения: иммуноонкология выросла в 2019 году на 300% к предыдущему году, а в этом – вырастет еще почти на 100%. Признаки насыщения потребности есть и по препаратам, к химиотерапии не относящимся. Например, казалось, что потребность в трастузумабе не удовлетворится никогда, но при более-менее доступной цене и нормальном обеспечении рынка она вполне может быть закрыта.

– Сейчас, наоборот, есть спрос на дорогостоящую иммунотерапию, а финансирования не хватает, поступившие объемы препаратов уже выбраны. Какие у вас прогнозы по динамике этого сегмента рынка?

– Возможности роста, естественно, зависят от финансирования. В этом году темпы роста в два-три раза ниже по всем группам. По иммуноонкологии, как я говорила, темпы снизятся с 300% до 100%, а по таргетным препаратам – с максимальных 90% упадут вдвое.

Потребность ни в иммуноонкологических, ни в таргетных препаратах пока не удовлетворена. С текущим объемом финансирования насыщения и не произойдет, но это беда не только России. Полностью удовлетворить спрос на эти препараты не способна ни одна система здравоохранения. Поэтому государство и пытается регулировать рынок разными способами, снижая цены на ЖНВЛП, вводя определенную систему тарификации в КСГ.

Как бы это ни было неприятно и как бы каждый конкретный производитель ни возмущался тем, что его в чем-то пытаются ограничить, это абсолютно понятно с учетом государственных интересов. Я думаю, что регуляция рынка будет ужесточаться и еще более детализироваться.

– Что-то, что сыграет в пользу снижения цены?

– То, что цены будут оставаться под контролем, абсолютно понятно. Я говорю о том, что сейчас обсуждается система стандартизации – введение стандартизированных модулей и стандартов, которые предлагают определенную частоту использования каждого препарата. Хотя эта система носит в основном рекомендательный характер, безусловно, она станет дополнительным инструментом контроля за использованием бюджетных средств.

Пока мы видим очень разнородную картину по проценту использования дорогостоящих препаратов в разных регионах страны: где-то 30%, а где-то больше 50%. И это при том, что финансирование идет по подушевому нормативу и эти цифры не должны отличаться от региона к региону.

– Такая модель действует и в других странах?

– Есть так называемый порог готовности платить, являющийся для государства мерилом, позволяющим вкладывать бюджетные средства, регулировать этот рынок. Я не говорю о том, что это идеальная система взаимоотношений бюджетодержателей, медицинского сообщества и фармпроизводителей, думаю, у этой системы есть масса минусов, но кто-то должен взять на себя ответственность за то, получает пациент препарат или нет. Это могут быть две стороны: либо плательщик – государство, которое признает, что денег на обеспечение всех пациентов дорогостоящими лекарствами не хватает, либо эта ответственность возлагается на врачей, как в ряде случаев происходит сейчас. Врач оказывается лицом к лицу и с пациентом, и с администрацией, и со своими оппонентами из медицинского сообщества. И ставить каждого врача на этот фронт обороны перед всеми, мне кажется, тоже не совсем верно.

«РАЗРЫВ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЬЮ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ ДАЖЕ НЕ ДВУКРАТНЫЙ»

– Насколько сейчас не удовлетворена потребность в дорогостоящих препаратах?

– Дать оценку очень сложно. Например, у одного онкопрепарата, которым занимается «Р-Фарм», больше двадцати показаний. Разрыв между потребностью и возможностью существует, и он даже не двукратный, а существенно больший.

Серьезная проблема с обеспеченностью в онкогематологии, которая только с этого года будет более-менее широко погружена в систему ОМС. По препаратам, не входящим в «14 ВЗН», закупки были до последнего времени очень ограничены, потребность в них превышает обеспеченность более чем в 10 раз.

– А что последует за увеличением финансирования онкогематологии?

– По моим предположениям, сократится финансирование терапии солидных опухолей – как раз из-за того, что онкогематология вырастет. Считайте сами: на федеральный проект в 2021 году добавят 20 млрд рублей – и это не только химиотерапия, но и хирургия, лучевая терапия и так далее. При этом с 2019 года строились новые центры лучевой терапии, туда ставилось новое оборудование, и эти центры должны заработать как раз с 2021 года.

Объемы онкопомощи по лучевой терапии вырастут, и это произойдет на фоне расширения КСГ по онкогематологии. Пирог же не безграничен. Если бы с 2019 года программа начала функционировать сразу с онкогематологией, все было бы ровно.

– Почему, на ваш взгляд, распорядители федерального проекта взялись погружать в его бюджет онкогематологию? Есть же ВЗН.

– Потребность в этих препаратах гораздо шире, чем та, которую удовлетворяет программа ВЗН. И надо понимать, что ВЗН все-таки предполагает длительную курацию пациентов, по большей части это таблетированная терапия, которая используется в качестве поддерживающей для сохранения достигнутых результатов лечения. Но в онкогематологии есть большой перечень острых состояний, которые требуют стационарного лечения, и за счет ВЗН эту потребность покрыть невозможно, потому что обострения нельзя предсказать. Лечение таких обострений должно быть в системе ОМС.

– В течение 2020 года неоднократно поднималась тема дефицита онкопрепаратов. И вроде бы власти предприняли ряд мер, призванных снизить этот дефицит. Как вы оцениваете масштаб этой проблемы и предложенные варианты ее решения?

– Думаю, что мера по повышению цен на ЖНВЛП, конечно, отразится на доступности препаратов. Проблема в основном коснулась базовой химиотерапии. Действительно, на некоторые препараты были установлены низкие цены, с другой стороны, работало правило, исключающее возможность участия в торгах дешевых иностранных дженериков. Эти два фактора оставили на рынке только отечественные препараты, упавшие в цене, и поставщикам оказалось невыгодно ими заниматься. А производственные возможности, понятно, ограничены у каждого производителя.

– Список из 26 дефицитных онкопрепаратов – это только малая часть проблемы?

– Нет. В этом году я не слышала о дефектурных историях по большему перечню. Я думаю, что и дефектура по 26 препаратам относится скорее к 2019 году.

– В 2020 году Московская область существенно снизила тариф на дорогостоящий ниволумаб. Это локальная история или проявление тенденции?

– В этом году в ряде регионов был высокий тариф на ниволумаб. Разница между стоимостью препарата (в ценах ЖНВЛП) и ценой возмещения по тарифу достигала 300 тысяч рублей и больше. С одной стороны, это выгодно медучреждению, потому что там остаются деньги. С другой стороны, при такой разнице между стоимостью препарата и ценой его возмещения со стороны ОМС происходит перекос: учреждение расходует выделенные средства, а количество случаев не закрывает.

Поэтому Московская область пошла по пути снижения тарифа – у регионов есть такая возможность. Маржинальность использования ниволумаба стала меньше. Представители ФФОМС, выступая на различных мероприятиях, обращали внимание на то, что в системе тарификации есть определенные перекосы, которые делают одни схемы стабильно убыточными для медучреждений, а другие – очень рациональными.

Система тарификации, КСГ проходит становление, в текущем виде она функционирует только второй год. Конечно, она требует детализации и усовершенствования – это вопрос времени. Я уверена, что в 2021 году система саму себя немного «подкрутит» и станет гораздо лучше.

«СИСТЕМЕ МАРКИРОВКИ НУЖНО ДАТЬ ВРЕМЯ НА ОТЛАДКУ»

– В этом году была раскрыта масштабная схема по перепродаже льготных онкопрепаратов, задержаны организаторы аферы. А в целом бороться с «серым» рынком удается?

– Внедрение системы маркировки, я надеюсь, приведет к нивелированию проблемы «серых» поставщиков. Нужно дать ей время на отладку и установку – это большой и сложный механизм, в который включены тысячи поставщиков, клиентов и участников. Конечно, система давала какие-то сбои.

«Серые» поставки – проблема не только фармкомпаний, несущих потери, но и государства, которое дважды, а то и трижды платит за один и тот же товар. Это катастрофически сказывается на качестве продукта, который получает пациент, потому что «серые» поставщики не соблюдают условия хранения и транспортировки лекарств и зачастую перевозят их из одного региона в другой на заднем сиденье машины.

– А участники «серого» рынка не стали осторожнее после введения маркировки?

– Пока сложно сказать: с момента внедрения системы прошло полгода, и в обороте еще находится товар, который может быть принят немаркированным. Но, я надеюсь, к весне 2021 года его будет становиться все меньше, а цепочки поставок, в свою очередь, будут становиться все более прозрачными.

Мы мониторим все госзакупки препаратов, выпускаемых нашей компанией. И реагируем, если видим, что в каком-то аукционе участвует игрок с ценой существенно ниже рыночной, или обнаруживаем неизвестную компанию с сомнительной репутацией. Конечно, есть и реестр всех клиентов, которым мы отгружаем товар.

– Но бывает, что и медучреждения, принимая «серый» товар и даже замечая какие-то несоответствия, все равно стараются избежать проблем, связанных с приостановкой исполнения контракта.

– Участия в скандале, давайте скажем так. Да, это правда, мы сами с этим сталкивались.

Если, например, мы проигрывали какому-то «серому» поставщику и дальше по этому поводу начиналось разбирательство, получалось, что товар этого поставщика поступает на карантин, деньги заказчика заморожены – он не может пустить их на новый аукцион. И до разрешения ситуации может пройти четыре-пять месяцев.

Итогом такого неприятного инцидента для медучреждения является расторжение контракта, а ведь больница закупала эти препараты в расчете на лечение определенных пациентов, при этом никакого обменного фонда нет.

Проблема – в скорости фиксации того факта, что товар не соответствует требованиям законодательства. Нужно, чтобы за этим следовало немедленное возвращение процедуры закупки на начальный этап и переобъявление торгов. 

– Как складывается ситуация с диагностикой пациентов при назначении таргетной терапии?

– Назначение современных препаратов предполагает проведение соответствующей диагностики – иммуногистохимического, молекулярно-генетического исследования. Чем более точно верифицирован диагноз, тем больше вероятность назначения эффективного лечения и более осознанной траты бюджетных денег.

Но это требует подготовки специалистов, лабораторий, а значит, и времени. Поэтому развитие диагностической службы происходит не быстро, несмотря на то что диагностика уже в 2020 году была погружена в систему ОМС, были выделены специальные тарифы. Исторически в стране есть несколько научных центров, которые занимались диагностикой, но сейчас, когда оплачивать ее должна система ОМС, во многих регионах возможностей для этого нет.

Второй момент: в соответствии с порядками оказания медицинской помощи диагноз должен быть поставлен в течение семи дней. Значит, за этот срок где-то нужно провести диагностику, отправить биоматериал на анализ – зачастую в другой город, где есть лаборатория – и получить результат. Более того, нужно, чтобы в этом городе одновременно делали и иммуногистохимическое, и молекулярно-генетическое исследование, а такие центры в стране можно по пальцам пересчитать. Соответственно, либо страдает скорость постановки диагноза, либо врачи отказываются от этой диагностики и лечат базовой химией.

Конечно, эта сфера требует большого внимания. И методической поддержки и стандартизации всех этих исследований. А пока мы часто встречаемся в регионах с самодеятельностью в организации диагностики.

– Еще одна связанная с таргетными препаратами проблема – оплата амбулаторного лечения. Есть пути ее решения?

– Это требует изменения ряда нормативных актов. Сейчас пациент амбулаторного звена может обеспечиваться онкопрепаратами только за счет региональной и федеральной льготы, а сам амбулаторный прием тарифицируется как услуга – прием такого-то врача. А ОМС в госпитальном звене (дневной и круглосуточный стационар) тарифицирует законченный случай, включающий и лекарственную терапию. Поэтому, чтобы лекарства можно было выписывать за счет средств ОМС в амбулаторном звене, это звено должно быть погружено в программу госгарантий с моделью законченного случая. А какой случай в амбулаторной практике можно считать законченным в онкологии, где люди лечатся годами? То же касается и сахарного диабета, и бронхиальной астмы.

Были предложения часть денег из госпрограммы по онкологии передать в региональную льготу и предоставить возможность отпускать таблетки. Но в таком случае будет очень сложно проконтролировать целевое использование средств, что неизбежно приведет к сокращению регионом своих вложений в онкологию. Сокращение регионального финансирования уже произошло.

С другой стороны, расширение возможности применения препаратов в амбулаторном звене неизбежно приведет к росту потребности и необходимости дофинансирования. Поэтому и быстрого решения нет.

– Сокращение региональной льготы – повсеместная история?

– Да. В 2019 году рост объема закупок по региональной льготе был очень умеренным и в основном происходил за счет Москвы. А в 2020 году произошло очевидное снижение. Мы понимаем, что существенные бюджеты в этом году были потрачены на борьбу с эпидемией.

Надо учитывать и то, что в первом-втором кварталах закупки были более интенсивными, чем в первом полугодии 2019 года. В четвертом квартале медучреждения традиционно закупают препараты уже на следующий год, сейчас закупки проводятся в более-менее плановом режиме.

– Насколько пандемия повлияла на оказание онкопомощи в целом?

– В третьем квартале 2020 года мы не увидели того объема закупок, который прогнозировали. Это произошло не только из-за его сокращения регионами, но и из-за того, что очень сильно пострадал объем оказываемой помощи. Болели врачи, пациенты, их родственники, были введены ограничительные меры. Онкоучреждения, конечно, тотально не перепрофилировались на борьбу с эпидемией, но периодически закрывались из-за заболевания врачей, которые работали в условиях, схожих с военными действиями. Ведь у онкологов нет возможности перенести встречу с больными: прерывать терапию нельзя.

Еще одно последствие пандемии – уменьшилось число первичных пациентов, с ранними формами рака. Если раньше пациент, встревоженный незначительными симптомами, приходил к врачу, то сейчас люди стараются визит отложить. Поэтому многие онкологи считают, что с окончанием эпидемии мы, к сожалению, столкнемся с большим количеством распространенных форм рака. Просто в силу того, что пациенты затягивают свое обращение к онкологу или могут не иметь возможности, в силу эпидемических обстоятельств, быстро получить помощь.


Источник: Vademecum №6, 2020

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении