О том, что КСГ для онкогематологии ожидает большая детализация, в мае 2020 года говорила начальник Управления модернизации системы ОМС ФФОМС Ольга Царева. До этого по ОМС лечение по этому профилю в условиях стационара проводилось лишь по трем КСГ. По словам Царевой, регионы могли самостоятельно выделять подгруппы и применять коэффициенты сложности курации пациентов, что позволяло нарастить базовую стоимость лечения в 2-2,5 раза. В ФФОМС отмечали, что этого «достаточно, чтобы покрыть расходы, связанные с лечением».
На стоимость законченного случая, кроме того, влияет коэффициент затратоемкости, который в онкогематологии в 2020 году составлял в круглосуточном стационаре от 4,27 до 7,92, а в дневном – от 7,77 до 14,41. Для сравнения: по солидным опухолям в круглосуточном стационаре этот коэффициент составляет от 0,61 до 29,52, в дневном – от 1,18 до 48,92. Увеличение коэффициента затратоемкости для лечения ЗНО лимфоидной и кроветворной тканей в ноябре 2020-го на XXIV Российском онкологическом конгрессе анонсировала советник руководителя ЦЭККМП Мария Авксентьева: «Максимальный уровень увеличится, минимальный – уменьшится. То есть у нас будет больше уровней затратоемкости». В круглосуточном стационаре пределы этого показателя таковы –от 0,42 до 19,28, в дневном – от 0,16 до 25,5.
Таблетированная терапия профильных пациентов финансируется в основном за счет программы «14 ВЗН», а лечение в условиях стационара – по ОМС. В 2020 году расходы на это в ФФОМС прогнозировали на уровне 30–35 млрд рублей. В 2019 году финансирование медпомощи достигало 25 млрд рублей, закупки по «14 ВЗН» – 12,8 млрд рублей.
Законченный случай лечения должен соответствовать клиническим рекомендациям. Это базовый элемент не только КСГ, но и основа для создания стандарта медпомощи, описывающего методы лечения и лекарственные схемы.
Разработанные в конце 2020 года проекты стандартов по онкогематологии и ряду других онкологических заболеваний, как сообщили пять благотворительных фондов, не соответствуют клиническим рекомендациям в части объема, частоты предоставляемых медицинских услуг, перечня лекарственных препаратов, а также исключают возможность назначения off-label. При этом стандарты подлежат анализу рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины» в сфере здравоохранения и последующей правке. Однако в конце декабря вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила, что этот механизм мешает оперативному утверждению стандартов и попросила премьер-министра Михаила Мишустина вывести такие документы из-под «регуляторной гильотины».
В целом, согласно Методическим рекомендациям, в 2021 году количество КСГ увеличилось с 364 до 387 групп, не только за счет изменений в подходах к оценке затрат на онкогематологию, но и за счет выделения КСГ для лечения COVID-19 (пять групп), увеличения количества КСГ для ЭКО (с одной до четырех групп) и изменений в некоторых других профилях.