27 Июля 2024 Суббота

Косметологи прогнозируют рост «серого» рынка на фоне эпидемии коронавируса
Варвара Колесникова Мединдустрия Косметология
8 апреля 2020, 17:58
Фото: russianbeauty.ru
15649

Противоэпидемические мероприятия затронули в числе прочих косметологическую отрасль: операторы, реагируя на падение посещаемости и доходов, вынуждены прибегать к сокращению штата, приостановке, а то и прекращению деятельности. Большинство игроков рынка эстетических медуслуг сходятся во мнении, что складывающаяся ситуация, помимо схлопывания спроса, грозит индустрии погружением в «серую» зону: оставшиеся без работы специалисты пополнят ряды «надомников», вырастет доля обращения контрафакта, а легитимный импорт из-за скачка валютных курсов подорожает, что приведет к росту цен на косметологические услуги.

Обещанные президентом и уже частично реализованные правительством меры поддержки бизнеса, затрагивают операторов индустрии красоты лишь по касательной: косметологические клиники не вписываются ни в одну из названных властями категорий организаций, которые могут претендовать на «коронавирусные» льготы. «Большинство клиник озабочено неопределенностью. Во всех указах есть разделение на медицинские организации и салоны красоты, и клиники косметологии находятся в данном случае в некой законодательной щели», – считает аналитик индустрии красоты Елена Москвичева.

«Нас не включили в перечень предприятий, которые могут получить поддержку властей, потому что мы не салоны красоты, а медорганизации с лицензией на косметологию, – говорит генеральный директор Центра медицинской косметологии «Петровка-Beauty» Наталья Бужинская. – В то же время оказывать услуги невозможно, ведь ни один клиент не приедет. Поблажки от государства будут по уплате страховых взносов, по налогу на прибыль либо по УСН, у кого она есть. Но мы сейчас говорим о том, что у нас нет клиентов – это главная проблема. Месяц без дохода – мы вынуждены сократить штат».

По свидетельству владельцев и управленцев косметологических клиник, если до недавнего времени спад посещаемости варьировался в пределах от 50% до 70%, то в случае продления режима самоизоляции, прогнозируется на уровне 90%, притом что март и апрель традиционно отличались повышенным спросом.

Учредитель Avroraclinic Лиана Давидян оценивает перспективы своего бизнеса как «совершенно не радужные»: «Пока масштаб провала невозможно оценить, но если экстраполировать, то становится понятно, что просадка будет существенная. Без экстраординарных мер, которые должны быть приняты на федеральном, региональном уровнях, бизнес просто не выживет, 60% предприятий, по моим подсчетам, точно перестанет работать».

Кроме того, Давидян отмечает «катастрофическое» повышение цен на необходимые расходные материалы. «К сожалению, большинство поставщиков пока еще рассуждают по старинке – они либо умножили свои цены на новый курс, либо пошли еще дальше и на волне ажиотажного спроса на ключевую жизненно важную продукцию выставили астрономические ценники. Придется покупать, потому что без этого мы не можем работать – без масок-респираторов, например. Мне кажется, необходимо начать вести серьезный диалог с поставщиками или ассоциациями поставщиков, для того чтобы не топить друг друга», – считает владелица Avroraclinic.

Скачок цен фиксируют многие представители косметологического бизнеса. «Стоимость материалов, к сожалению, заметно выросла. Компания Allergan, с которой мы работаем, не поднимала нам цены, но многие дистрибьюторы это сделали», – сетует главврач Beauty Class Clinic Лада Терентьева.

Председатель совета Национальной ассоциации клиник эстетической медицины (НАКЭМ) Наталия Гаврилова, в свою очередь, отмечает склонность отрасли к нелегальному способу существования – и к использованию контрафактных продуктов, и к оказанию услуг в ненадлежащих условиях.

«Если ситуация ухудшится и дело дойдет до ликвидации лицензированных клиник, особенно среднего и мелкого звена, то катастрофическое сокращение количества рабочих мест вынудит врачей искать иное место применения своих компетенций, тогда вполне можно ожидать передислокацию специалистов в надомные условия для проведений эстетических инъекционных процедур», – прогнозирует Наталия Гаврилова.

По ее мнению, надзорные и правоохранительные органы не снабжены механизмом, позволяющим пресечь деятельность врача-надомника, а штраф за нелегальную работу смешной – порядка 2,5 тысячи рублей.

«Некоторое время назад был замечен всплеск продаж филлеров и ботулотоксинов, приобретаемых у дистрибьюторов, насколько мне известно, как раз косметологами-надомниками, – делится информацией соучредитель НАКЭМ, генеральный директор сети клиник «Линлайн» Юлия Франгулова. – В случае полного прекращения деятельности легальными игроками рынка эстетической медицины «серый» сегмент, к сожалению, только выиграет».

По мнению предпринимателя, единственной мерой, способной сдерживать разрастание «серого» сегмента, может стать запрет на продажу косметологических продуктов с высокой степенью потенциального риска их применения физическим лицам, а также нормативное ограничение аудитории покупателей этой продукции кругом юрлиц с действующей медицинской лицензией.

Все эти рекомендации представители НАКЭМ собрали в письме на имя главного внештатного специалиста по дерматовенерологии и косметологии Минздрава РФ Николая Потекаева. Аналогичное обращение ассоциация адресовала премьер-министру РФ Михаилу Мишустину.

«Сейчас форс-мажорная ситуация, и такие меры, как налоговые каникулы, реструктуризация графиков платежей по кредитам, временный мораторий на проведение проверок и другие временные льготы, являются шагами экстренной поддержки медицинского бизнеса. Свои предложения на этот счет мы собрали в письмах регуляторам», – резюмирует Наталия Гаврилова.

Отраслевой аналитик Елена Москвичева указывает игрокам индустрии красоты на их разобщенность. «Если профобъединения озвучили свои вопросы и тревоги, то непосредственно операторы, косметологические клиники оказались в стороне от этого процесса, – говорит эксперт. – Естественно, все сейчас заявляют о страданиях из-за карантина, однако никто не приводит конкретных цифр. Когда дойдет до реального получения компенсаций, в выигрыше окажутся либо те, кто громче кричит и сильнее толкается, либо те, кто предъявил реальные доказательства потерь. Организация, которая хочет защитить свой бизнес, должна иметь цифры и уметь ими оперировать, чтобы предоставить правительству, распределяющему помощь. Мы же на данный момент не располагаем достаточными знаниями – ни о том, сколько человек задействованы в индустрии, ни о том, какие зарплаты там получают работники, – чтобы говорить о компенсациях».

В октябре 2019 года главный внештатный специалист Минздрава Николай Потекаев анонсировал намеченное на 2020 год обновление Порядка оказания медпомощи по профилю «косметология» (приказ Минздрава №381н от 18 апреля 2012 года), подчеркивая, что предлагаемые изменения помогут обелению рынка – сокращению объема услуг, оказываемых специалистами, не имеющими сертификата косметолога, в салонах красоты и частных кабинетах без медицинской лицензии, на дому, а также с применением нелегальных препаратов и медицинских изделий.

По оценкам Аналитического центра Vademecum, в 2018 году доля продуктов, не имеющих регудостоверений и/или применяемых во время надомных процедур, в сегменте ботулотоксинов составила 6%, а в категории филлеров и биоревитализантов достигла почти 25%.


косметология, инъекции, серый рынок, коронавирус, covid-19, гаврилова, бужинская, москвичева
Источник: Vademecum

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении